Анастасия Козина
Методика В. К. Воробьёвой для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
«Методика В. К. Воробьёвой для развития связной речи детей старшего дошкольного возраст».
Методика Валентины Константиновны Воробьевой по обучению детей первоначальным навыкам связного высказывания заключается в использовании текстов цепной структуры.
Публикация «Методика В, К, Воробьёвой для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воробей, воробышек
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Цепной текст, представляет собой такую смысловую организацию предложений, которая обеспечивает последовательную передачу мысли от предложения к предложению линейно, по цепочке. Такой тип связи предложений чаще всего свойственен повествовательному рассказу, композиция которого опирается на последовательность действий, на их динамическое развитие.
Цепная связь традиционно считается наиболее простым и распространенным способом соединения предложений в тексте. Использование текстов цепной организации позволяет успешно сформировать первоначальные навыки связного высказывания.
Для наглядного показа правил смысловой связи предложений в цепном типе текста используется предметно-графическая схема.
Рамочка отражает подчинённость содержания единой теме, наличие структурно-смысловой связи. Предметы и лица, о которых сообщается в рассказе, помещены внутри рамочек (это картинки в квадратиках слева и справа, что показывает взаимосвязь между ними. Стрелки, расположенные слева направо (широкие стрелки) обозначают глагольные слова, раскрывающие, что случилось с данным предметом или лицом, и показывают связь между словами в предложении. Цветные стрелки показывают связь между предложениями. Как правило, в рассказах цепной структуры новое предложение начинается с того же слова, которым закончилось предыдущее.
Применение такой схемы дает возможность наглядно показать детям принцип одинакового смыслового строения всех предложений текста: на первом месте — обозначение предмета, на втором — действия, на третьем — вновь обозначение уже нового предмета ситуации.
На базе этого принципа воспитанники способны самостоятельно, уже без опоры на предметно-графическую схему, грамматически правильно составлять повествовательные рассказы, верно удерживая смысловую связь между предложениями.
Предметно-графические схемы помогают детям лучше и быстрее запоминать услышанный рассказ и пересказывать его. Дети с интересом рассматривают картинки к рассказу, называют, что на них нарисовано. Затем слушают текст и по изображениям в одном ряду внутри рамочки повторяют отдельные предложения, соединяя их в связное повествование (рассказ). Одновременно ребёнок учится правильно произносить поставленный звук, закрепляет его не только в словах, но и в предложениях, связном тексте и учится пересказывать.
Исходя из методики, предложенной В. К. Воробьевой, мы подобрали адаптированные тексты цепной структуры и предметно-графические схемы по лексическим темам. Например, при изучении темы: «Дикие животные», можно предложить детям для пересказа тексты: «Лисица», «Медведь». А в рамках темы «Перелётные птицы» предлагаем рассказ «Ласточки».