Получи документы

Методы формирования двигательной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья

Наталья Гингер
Методы формирования двигательной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы

Методы формирования двигательной сферы

Важной составной частью комплексной коррекции детей с проблемами развития являются методы двигательной коррекции. Некоторые авторы называют их мототерапевтическими методами. Как известно, моторное развитие предшествует сенсорному во внутриутробном и раннем развитии ребенка, и отставание в овладении моторными навыками коррелирует, как правило, с когнитивным недоразвитием. «В онтогенезе развитие психомоторики намного опережает формирование речи и мышления, составляя базис для их становления. Вот почему коррекционная работа должна быть направлена “снизу вверх” (от движения к мышлению, а не наоборот».

Публикация «Методы формирования двигательной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах

Необходимость двигательной коррекции обусловлена как особенностями раннего развития детей, нуждающихся в коррекционном обучении: отсутствием необходимых для развития моторики фаз (например, фазы ползания, задержкой формирования других (самостоятельного сидения или ходьбы, так и тем, что в этой популяции детей «энергетические» проблемы часто сочетаются с дефицитарностью механизмов, отвечающих за состояние «фона» двигательной активности (тонус мышц, поддержание позы, координация движений)

Двигательные упражнения помогают, во-первых, поднять уровень активации ребенка, обеспечивают развитие зрительного и слухового внимания, способствуют формированию межполушарного взаимодействия, развивают умение управлять своим поведением, преодолевать стереотипии в поведении. Научившись контролю над движением, ребенок становится способным в дальнейшем контролировать собственную деятельность. Одна из целей двигательной коррекции — формирование ориентировочной основы действия. Движение — уникальная функция, предоставляющая широкие возможности для стимуляции психической активности; информация о внешнем мире, получаемая во время движения в сочетании с ощущениями от перемещения собственного тела, позволяет быстро поднять уровень активности головного мозга, восстановить работоспособность. Именно этот путь выбирает истощаемый ребенок, что внешне выглядит, как неусидчивость, плохое поведение.

Для развития зрительного и слухового внимания используется такой прием: ребенок, лежа на спине, следит глазами за предметом (например, ручкой, не поворачивая головы, или в этой же позе угадывает с закрытыми глазами, у какого уха раздался звук.

Для формирования произвольной регуляции с помощью метода двигательной, телесно ориентированной терапии ребенка сначала нужно научить расслаблять мышцы, а затем целенаправленно ими манипулировать. Если ребенок научился контролировать свое тело, то можно с уверенностью сказать, что он будет контролировать и свое поведение, что совершенно необходимо в успешном общении со сверстниками. С помощью тренировки движений и действий по правилам, переключений с одного правила на другое и последующим самостоятельным формированием и удержанием программы самим ребенком у него эффективно развиваются функции контроля и регуляции деятельности.

Различные упражнения способствуют формированию контроля и планирования движения, например упражнение «Скалолаз» : чтобы не сорваться с отвесной скалы, роль которой выполняет стена, ребенок должен шагать, перемещаясь вдоль стены и последовательно переставляя ноги.

Затем используются различные упражнения, способ выполнения которых необходимо сменить по условному сигналу, например «Иноходец» : ребенок, стоя на коленках и кистях рук, передвигается вперед, переставляя одноименные руку и ногу, но после звукового сигнала он останавливается и продолжает движение разноименными конечностями. Можно добавить более сложную инструкцию, по которой, услышав один хлопок, ребенок должен остановиться и сменить способ передвижения, а услышав два хлопка, менять способ нельзя. Вместо хлопков можно использовать колокольчики с разным звучанием или другие сигналы: визуальные, акустические, кинестетические. В усложненном варианте то же упражнение выполняется со скрестным расположением рук, что тренирует функции межполушарного взаимодействия. В это упражнение могут включаться элементы артикуляционной гимнастики — ребенок поворачивает язык и (или) глаза в сторону ведущей руки, что способствует преодолению синкинетических движений (рис. 13).

Для тренировки межполушарного взаимодействия и одновременно избирательности поведения эффективны также упражнения типа: «Носочки — ладошки». Ребенок сидит на полу, опершись спиной о стену, руки согнуты в локтях. Движение кистями рук и стопами выполняются одновременно: одна кисть вверх — мысок стопы оттянут, другая вниз — мысок к себе, затем быстро меняются положения стоп и кистей. Затем правые и левые конечности должны выполнять разнонаправленные движения. То же упражнение выполняется с подключением языка, а затем глаз.

После отработки элементарных движений (поймать/отбить мяч двумя руками вместе, а потом каждой отдельно) подключают более сложные упражнения, требующие координировать свои движения и рассчитывать их так, чтобы достичь цели, например жонглирование мячами, парные перебросы, попадание мячом в корзину, упражнения на баланс и т. д.

Двигательная коррекция построена с учетом развития моторных функций в раннем онтогенезе и предусматривает последовательность упражнений от движений лежа к движениям сидя и затем стоя.

Продолжительность того или иного этапа зависит от потребностей конкретного ребенка и не имеет строгих временных ограничений.

Развитие пространственных функций в ходе двигательной коррекции направлено как на освоение пространства движений, так и на формирование необходимого для коммуникации чувства физической дистанции (например, при нарушении восприятия пространства ребенок может, не рассчитав дистанцию, сбить сверстника с ног, что может стать причиной конфликта)

.

Рис. 13. Двигательная коррекция способности к переключению

Примером упражнений, направленных на развитие пространственных представлений и координации движений, является упражнение «Бревнышко»1. Ребенок ложится на ковре поперек комнаты и перекатывается в другой конец комнаты, учитывая ориентиры в виде поставленных с двух сторон игрушек так, чтобы игрушка все время находилась на уровне пояса (рис. 14). Другим вариантом этого упражнения является движение боком в положении стоя на коленях, удерживая положение тела перпендикулярно воображаемой линии, которая обозначена игрушками, как это видно на предыдущем рисунке.

Рис. 14. Пример двигательной коррекции пространственных представлений

Эти упражнения эффективно формируют чувство пространственной ориентации собственного тела относительно габаритов зала и расстояния до предметов в ней.

При выполнении этого упражнения в диаде первый ребенок ориентируется относительно игрушки, а второй относительно положения первого, чтобы не наползти на него, что способствует развитию не только пространственных функций, но и взаимодействия с другими.

Выполнение двигательных упражнений (например, движения с хлопками в ладоши) под ритмическую музыку способствует развитию акустического восприятия. Если ребенок не может попасть в такт музыки, психолог берет руки ребенка, и они хлопают вместе. От совместного действия постепенно переходят к самостоятельному выполнению упражнения ребенком. Попеременные ритмичные хлопки под музыку то кулачком, то тыльной стороной кисти позволяют тренировать в ходе двигательной коррекции не только акустическое восприятие, но и избирательность поведения.

В заключение отметим, что в двигательной коррекции необходимо строго соблюдать индивидуальный подход к каждому ребенку: не пропуская необходимых стадий и видов упражнений, у каждого ребенка акцентируют те из них, которые связаны с индивидуальным паттерном нейропсихологических дефектов. Поэтому двигательную коррекцию необходимо проводить только индивидуально или в диадах, а не в больших группах детей, как это часто происходит.

Далее, в процессе двигательной коррекции так же, как и при когнитивной коррекции, необходимо дозировать и постепенно уменьшать степень внешней опоры и помощи нейропсихолога, проводящего коррекционные занятия, постепенно переходя от сопряженной с психологом деятельности к самостоятельной, от внешнего контроля к внутреннему, т. е. осуществляя принципы интериоризации Л. С. Выготского.

И наконец, двигательная коррекция — часть общей комплексной коррекционной программы, т. е. на каждом коррекционно-развивающем занятии органически сочетаются и взаимодополняют друг друга методы двигательной и когнитивной коррекции, решая общие задачи развития слабых звеньев психического функционирования ребенка.

Публикации по теме:

«Движение и речь». Стенгазета и консультация для родителей по развитию моторики и речи детей с ограниченными возможностями«Движение и речь». Стенгазета и консультация для родителей по развитию моторики и речи детей с ограниченными возможностями Малыгина Елена Павловна, педагог дополнительного образования; Баранова Татьяна Владимировна, учитель-логопед «Движение и речь». Стенгазета.

Игры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровьяИгры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровья Прогулки на свежем воздухе необходимы ребенку для нормального развития. Во-первых, растущий организм ребенка нуждается в свежем воздухе.

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровьяВоспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ход занятия.

Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровьяДидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья Дидактическая игра "Загадочный слоник" как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Уважаемые коллеги! Представляю.

Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья»Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» Слайд №2 Теоретически каждый ребенок в нашей.

Консультация для родителей «Если в группе, которую посещает ваш ребенок, есть дети с ограниченными возможностями здоровья» Термин «дети с ОВЗ в детских садах» появился недавно. Это правовое понятие ввёл принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013.

Маскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровьяМаскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию я представляю опыт работы арт-терапевтической направленности с использованием элементов.

Мастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровьяМастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья Цель: • развивать тактильные ощущения ребенка; • побуждать выполнять двухступенчатую словесную инструкцию; • формировать умение брать предмет,.

Описание опыта работы «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями» Описание опыта работы по теме: «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями» Когда мы говорим, что знаем о проблемах родителей.

Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровьяРазвивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Сенсорное воспитание, развитие моторики и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методы формирования двигательной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья
Опубликовано: 31 марта 2020 в 07:43
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методы формирования двигательной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Гингер (УИ 1668946) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД