Лучший педагог года

Методы и формы оздоровления детей дошкольного возраста

Елена Кащеева
Методы и формы оздоровления детей дошкольного возраста

Психогимнастика.

1 комплекс

1. Упражнение «Съели лимон».

2. Упражнение «Радуемся, что пришла мама» :

З. Воспитатель показывает красивую игрушку и предлагает изобразить удивление, глядя на нее. Глубоко вдохнуть и на вьдохе произнести: «Ах, какая красивая игрушка!».

4. Дети показывают, как холодно им на улице (притопывают ногами, съеживаются, хлопают руками, дышат на руки).

2 комплекс

1. «Солнышко».

Воспитатель предлагает детям посмотреть в окно:

- Как ярко светит солнышко! Давайте похлопаем в ладошки, попрыгаем, порадуемся

солнышку!

Публикация «Методы и формы оздоровления детей дошкольного возраста» размещена в разделах

- Как вы улыбаетесь солнышку?

- Какое солнышко яркое? (дети прищуриваются).

2. Кошка»

Имитируют движения кошки

3 комплекс

«Туча».

Плакала большая туча:

- До чего я не везуча (поочередно, ритмично ударяют по коленям руками) Кап, кап, кап, кап

Горевала на крылечке, (ударяют ладонями по коленям обеими руками)

На пригорке, возле речки.

Кап, кап, кап, кап, кап.

Долго плакала у леса, (ритмично, вскользь. Ударяют ладонью о ладонь).

А потом совсем исчезла

Кап, кап, кап, кап

- Дождик кончился, смотри.

В лесу выросли грибы. (показывают грибы).

Мы грибочков наберем, (набирают).

А потом домой пойдем.

4 комплекс

«Жук»

По дороге жук. жук. (бегают на носочках, размахивая руками).

По дороге черный,

Посмотрите на него,

Вот какой проворный.

Он на спинку упал, (ложатся на спину, перебирают в воздухе ногами).

Лапками задрыгал,

Крылышками замахал, Весело запрыгал.

5 комплекс

1.«Цветок»

Утром рано он закрыт. (кисти рук сомкнуты. Пальцы отходят друг от друга)

Но к полудню ближе

Раскрывают лепестки

Красоту их вижу.

2. «Рыбки»

Имитируют движения рыбок.

6 комплекс

1.»Нежный, хрупкий птенчик»

Изображают, как будут держать маленького птенчика

2.»Осенние листья»

Медленно кружатся, изображая осенние листья.

3.»Ветер»

Вот я палочкой махну, всех вас в ветер превращу

Осыпайтесь, листья, позабыв о лете (Движения рук сверху вниз)

На коне рысистом мчит осенний ветер (поскоки на месте)

Ветер, стой! Остановись!

Палочке ты подчинись! (Воспитатель касается по очереди детей, они «замирают»)

7 комплекс

«Лепим снеговика»

Раз рука, два рука, (вытягивают одну руку, затем другую)

Лепим мы снеговика, (имитируют лепку снежков)

Мы скатаем снежный ком - (ладонями – круговые движения по бедрам)

Вот такой (руки в стороны)

А потом поменьше (руками растирают грудь, показать руками поменьше)

А наверх поставим мы (поглаживают щеки)

Маленький комок (соединяют пальцы рук вместе, держа ладони на расстоянии)

Вот и вышел Снеговик-Снеговичок (руки на бока)

Снег, ведерко, морковка да уменье (повороты туловища)

Будет всем Снеговичок на загляденье!

Дыхательная гимнастика.

1 комплекс

1. «Ветерок»

Воспитатель предлагает детям показать, как дует ветер:

- Ветер подул тихонько, вот так. (дуют тихо).

- А теперь подул очень сильный ветер, вот так. (дуют сильно).

2. «Приятный запах».

Воспитатель показывает детям картинки с изображением цветов и говорит:

- Я сорву один цветок и понюхаю как он пахнет.

Дети тоже нюхают цветы, глубоко вдыхая через нос, а на выдохе произносит «А -а-ах!»

3. «Покати снежный ком».

Воспитатель предлагает детям присесть на корточки перед столом (рот на уровне столешницы, положить перед каждым ребенком комочек ваты (снежный ком) и подуть него так, чтобы он покатился «Ф-у-у-у».

2 комплекс

1.«Погреем ручки».

Дети, подражая воспитателю, дышат на руки со звуком: «Х-х-х».

2. Дети дуют на свои ладошки, подражая воспитателю, произносящему текст: Мы подуем далеко, (руки вперед). Мы подуем близко (ладони у лица). Мы подуем высоко, (руки вверх). Мы подуем низко (присесть).

3. «Горячий суп».

У каждого ребенка столовая ложка. Дети имитируют процесс еды. Прежде чем «съесть»

суп из ложки, дети дуют на него.

4. «Надуй и лопни шарик»

Дети надувают свои щеки и «лопают» их ладошками.

3 комплекс

1.»Паровоз».

Двигаясь по комнате, имитировать движения колес паровоза и произносить «чух-чух», меняя громкость и скорость.

2. «Часы».

Со звуком «тик» наклониться в левую сторону, со звуком «так»- в правую (4-5 раз).

З. «Гуси летят».

Медленно ходить, имитируя полет. На вдохе поднять руки, на выдохе - опустить (8-10 раз, со звуком га - га - га.

4. «Гудок парохода».

Набрать воздух через нос, задержать на 1-2 сек. И выдохнуть через рот со звуком у-у-у, сложив губы трубочкой.

4 комплекс

1.«К солнышку».

Руки к солнцу поднимаю и вдыхаю, и вдыхаю, (поднять руки через стороны вверх

Ну, а руки опускаю, воздух тихо выдыхаю (вдох через нос).

Это очень хорошо, что сегодня дождик шел! (Через стороны руки опускают, на выдохе

произносят - ф-ф-ф.)

2. «Большой и маленький».

Подняться на носки, вытянуть руки вверх. Со звуком у-х-х, присесть, обхватить голени и подтянуть голову к коленям.

5 комплекс

1. Дровосек».

Руки сложить топориком и поднять вверх, затем резко наклонить туловище и прорезать пространство между ног (5-8 раз, произнося б-а-х.

2.«Гудок парохода».

Набрать воздух через нос, задержать на 1-2 сек. И выдохнуть через рот со звуком у-у-у, сложив губы трубочкой.

3. «Часы».

Со звуком «тик» наклониться в левую сторону, со звуком «так»- в правую (4-5 раз).

4. «Горячий суп».

У каждого ребенка столовая ложка. Дети имитируют процесс еды. Прежде чем «съесть»

суп из ложки, дети дуют на него.

ЛФК

Упражнения лежа на спине

- «Велосипед».

- «Ножницы»

- «Мельница».

- Качаем «пресс».

- Стопы на себя, руки вытягиваем вперед.

Упражнения на животе.

- Руки прямые, вытянуты вперед - тянемся за палкой.

- Прямые ноги отрываем от пола.

- «Качалочка» - руки и ноги отрываем от пола.

- Поочередно сгибаем ноги в коленном суставе.

Упражнения при плоскостопии.

- Ходим по палочке.

- Ходим по ребристой доске.

- Упражняемся с мячом.

- Соединяем стоны.

- Ходим по камешкам.

Массажи.

1. Массаж рук - перчатки.

1. Моем кисти рук - сильно трем ладошками до ощущения тепла,

2. Вытягиваем каждый пальчик

3. Фалангами одной руки трем по ноггям другой, словно по стиральной доске.

4. Трем «мочалкой» руку до плеча, сильно нажимаем на мышцы плеча, предплечья - «смываем водой мыло», ведем одной рукой вверх, затем ладонью вниз и стряхиваем воду.

2. Массаж «Ушки спрятались»

1. Подергать за оба уха, взявшись за верхнюю часть большим и указательным пальцами

2. Потереть мочку уха, расположив ее между средним и указательным пальцами

3. Вставить концы больших пальцев в наружный слуховой проход и сделать несколько вращательных движений

4. Надавить на козелок указательными пальцами и отпустить

5. Ладонями отогнуть ушные раковины, а затем резко их отпустить, почувствовать легкий холодок

3. Массаж «Лебедушка»

И. П. – сидя по – турецки

1. Поглаживаем шею от грудного отдела к подбородку

2. Разводим плечи, гордо поднимаем голову на вытянутой шее

3. Ласково похлопываем по подбородку тыльной стороной кисти рук

4. Представляем, что у нас лебединая шея, любуемся своим отражением в водном зеркале

4. Массаж лица

Положить руки на лоб так, чтобы кончики пальцев обеих рук касались друг друга. От середины лба медленно поглаживать ладонями до околоушной области лица. Упражнения (движения продолжить) :

а) от переносицы к ушам;

б) от желобка под носом к ушам;

в) от околоушной области лица к подбородку и обратно;

Поглаживать кончиками пальцев вокруг глаз расходящимися движениями от середины лба и снова к середине.

5 Массаж пальцев рук «Этот пальчик в лес пошел.»

Этот пальчик в лес пошел, (поочередное поглаживание пальцев обеих рук).

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел -

От того и потолстел.

6 массаж пальцев рук «Этот пальчик - дедушка.»

Этот пальчик - дедушка, (поочередное поглаживание пальцев обеих рук).

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик - папа,

Этот пальчик мама,

Этот пальчик - я!

Вот и вся моя семья!

7 Массаж пальцев рук «Ладошки».

Ладошки вверх, (кисти рук вверх).

Ладошки вниз, (ладони одновременно перевернуть,

А потом их на бочок (кисти рук поставить на ребро).

И зажали в кулачок, (зажать ладони в кулачки).

8. Массаж пальцев рук «Зайчик»

Он под кустиком сидит (пальцы одной руки вытянуты, напряжены «кустик»)

И ушами шевелит, (шевелить вытянутыми указательным и средним пальцами

Вот так, вот так другой руки, остальные пальцы прижаты к ладошке)

Он ушами шевелит. (большим пальцем).

9. Массаж бедер «Дождик».

Дождик, дождик, калелька, (постукивают ладонями по бедрам).

Водяная сабелька.

Лужу резал (2р) (пилящие движения ребрами ладоней).

Резал, резал не дорезал.

И устал, и перестал (поглаживают ладонями бедра).

Дыхательные упражнения и игры

“Бегемотик”.

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.

Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы. Взрослый произносит рифмовку:

Бегемотики лежали, бегемотики дышали.

То животик поднимается (вдох,

То животик опускается (выдох).

Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:

Сели бегемотики, потрогали животики.

То животик поднимается (вдох,

То животик опускается (выдох).

“Эхо”.

Цель: развивать речевое дыхание через произнесение на выдохе звуков, слогов, слов.

Дети делятся на две команды и встают в два ряда лицом друг к другу. Одна группа детей громко произносит звук (слог, слово, а другая повторяет его тихо.

Рекомендуется употреблять гласные звуки и их сочетания, открытые слоги, двух- и трех сложные слова без стечения согласных: “А”, “АУ”, “МАМА”, “КУБИКИ”

«Листопад»

Вырезать листочки из тонкой цветной бумаги и предложите ребенку “устроить листопад” - сдувать листочки с ладони.

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Оборудование: листочки из тонкой бумаги.

Вырезать листочки из тонкой цветной бумаги и предложите ребенку “устроить листопад” - сдувать листочки с ладони.

“Лесная азбука”.

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, активизировать мышцы губ.

К детям в гости приходит персонаж Лесовик и предлагает “уроки лесной азбуки”. Дети повторяют за Лесовиком звуки и действия, “осваивают” лесную азбуку:

“У-У-У” - идет недобрый человек, его надо прогнать (топать ногами).

“А-У-У” - путник заблудился, ему надо показать дорогу (хлопать руками по бедрам, будто сучья трещат).

“Ы-Ы-Ы” - пришло время всем собраться на поляне (хлопать в ладоши).

“Яблоня”.

Цель: развивать слуховое внимание, умение координировать носовое и ротовое дыхание, выполнять согласованные движения руками.

Педагог читает сказку, дети выполняют движения по тексту:

Есть сказка новая у нас - интереснейший рассказ.

Про то, как яблоня росла, и каждый год весной цвела,

Все лето яблоки висели и потихоньку дружно спели.

А эта яблоня какая? Да, да, красивая, большая,

И много у нее ветвей, совсем как руки у детей.

(Дети встают в круг, тесно прижавшись друг к другу. Поднимают вверх соединенные руки, покачивают ими)

Солнце ласково нас греет, быстро яблоки поспеют.

Вы посмотрите-ка на них, как много яблок здесь больших.

(Дети разъединяют руки, сжимают их в кулачки).

Что-то ветер разыгрался и раздулся, разгулялся.

(Дети покачивают руками из стороны в сторону).

Надо ветру помогать, тоже будем поддувать,

Носом воздух набираем, через ротик выпускаем.

(Дети дуют все вместе).

Сразу яблоки упали и о землю застучали,

Вдруг, откуда ни возьмись, здесь зверята собрались,

Быстро яблоки съедают, в лес обратно убегают.

(Топают ногами).

Одно яблоко осталось, повисело еще малость,

Дальше с яблони свалилось, по дорожке покатилось.

Посмотреть на белый свет, хочешь верь, а хочешь нет.

(Движение “веретено” согнутыми в локтях руками).

“Дует ветерок”.

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику; активизировать мышцы губ.

Педагог приглашает детей на прогулку. дети встают друг за другом и “змейкой” двигаются вперед. По сигналу взрослого останавливаются и выполняют движения:

Золотое солнышко по небу катается

С утра улыбается,

А улыбки-лучи очень горячи (дети раскрывают пальцы на правой руке, изображал “солнышко” и встают в круг).

Что было дальше?

Солнышко зашло за тучу (дети сжимают пальцы левой руки в кулак, изображал “тучку”). Вдруг подул ветерок,

А гудел он так: У-У-У (дети делают носом вдох и произносят на выдохе этот звук).

“Комар”.

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох. Оборудование: предметная картинка “комар”. (Проводится, если ребенок правильно произносит звук “з”).

Ребенок стоит, кисти к плечам, легко покачивается на месте, произнося звук “з”. Взрослый произносит рифмовку:

З-з-з - комар летит,

З-з-з - комар звенит.

“Жуки”.

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

Оборудование: предметная картинка “жук”. (Проводится, если ребенок правильно произносит звук “ж”).

Ребенок стоит, руки на поясе, корпус поворачивает вправо-влево, произнося звук “ж”. Взрослый произносит рифмовку:

Мы жуки, мы жуки, мы живем у реки,

Мы летаем и жужжим, соблюдаем свой режим.

“Рычалка”.

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох. (Проводится, если ребенок правильно произносит звук “р”).

Дети соревнуются, кто дольше прорычит на одном выдохе.

“Варим кашу”.

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, умение действовать в коллективе. Оборудование: детские стулья, поставленные в виде круга.

дети с педагогом договариваются варить кашу и распределяют “роли” : молоко, сахар, крупа, соль.

На слова:

Раз, два, три, Горшочек, вари!

(“Продукты” поочередно входят в круг - “горшочек”).

Каша варится.

(Дети, выпячивая живот и набирая воздуха в грудь делают вдох, опуская грудь и втягивая живот - выдох и произносят: “Ш-Ш-Ш”).

Огонь прибавляют.

( Дети произносят: “Ш-Ш-Ш” в убыстренном темпе).

Раз, два, три,

Горшочек, не вари!

“Мычалка”.

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

Дети соревнуются, кто дольше “промычит” на одном выдохе.

Делаются два спокойных вдоха и два спокойных выдоха, а после третьего глубокого вдоха, медленно выдыхая носом, произносить звук “М-М-М”.

“Дирижер”.

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, зрительное внимание.

Оборудование: палочка для дирижера, фишки для обозначения звуков (красные - гласные; синие с колокольчиком - согласные, звонкие, твердые; зеленые с колокольчиком - согласные, звонкие, мягкие; синие без колокольчика - согласные, глухие, твердые; зеленые без колокольчика - согласные, глухие мягкие).

Педагог выступает в роли дирижера, дети стоят перед ним. Взяв в одну руку одну из фишек, а в другую руку - палочку, дирижер делает палочкой жест и призывает детей произносить предлагаемый звук, сделав предварительно вдох через нос.

Методические указания. Необходимо дать детям установку на произнесение конкретного звука, который, например, изучается в настоящее время на занятии по формированию фонематической стороны речи.

“Дразнилка” или “Изобрази животное”.

Цель: развивать речевое дыхание через произнесение на выдохе слогов.

Взрослый произносит рифмовку, а ребенок изображает животных звуками и движениями:

Люблю дразнить я хрюшек, барашков и лягушек.

Весь день за ними я хожу и все твержу, твержу:

Кар-кар, гав-гав, жу-жу,

Бе-бе, ме-ме, ква-ква.

“Поезд”.

Цель: развивать речевое дыхание в процессе произнесения фраз.

Оборудование: схемы слов - “вагончики”, предметные картинки из серий: “Игрушки”, “Овощи” и др.

Показывается предметная картинка и педагог проговаривает фразу типа: “Это яблоко” и выставляет два вагончика.

Детям предлагается дополнить фразу одним новым словом - добавить к поезду “вагончик”.

Например, ребенок может сказать: “Это большое яблоко”. Следующий ребенок скажет: “Это большое красное яблоко”.

На каждое добавленное слово присоединяется “вагончик”.

Важно помнить, что перед началом фразы необходимо сделать вдох.

Фразы из 3-4 слов произносятся на одном выдохе, более длинные фразы - с паузой через 3-4 слова.

“Полет на шарике”.

Цель: развивать речевое дыхание в процессе произнесения стихотворных строк, ритм и выразительность речи; умение сочетать речь с движениями.

Оборудование: разноцветные мячи.

Дети двигаются по кругу с мячами в руках и произносят стихотворный текст:

Все дети во сне летают.

(Дети поднимаются на носочки и тянут руки с мячом вверх).

К звездам полететь мечтают.

Мы подрастаем, пока летаем.

(Дети двигаются по кругу с мячами в руках).

Мы подрастаем, пока мечтаем.

(Дети поднимаются на носочки, тянутся мячом вверх и делают вращения)

“Веселые движения”.

Цель: развивать речевое дыхание в процессе произнесения стихотворных строк, умение сочетать речь с движениями.

Я люблю играть в футбол,

Забивать в ворота гол. (Имитация удара ногой по мячу).

Я играю в баскетбол, (Имитация броска мяча в кольцо).

И, конечно, в волейбол. (Имитация паса в волейбол).

Методические указания. Каждая стихотворная строка произносится на выдохе, перед произнесением следующей строки делается вдох.

Цель: развивать речевое дыхание в процессе произнесения стихотворных строк, мимику, умение сочетать речь с движениями.

Дети произносят стихотворный текст, сопровождая его движениями:

Потягушеньки моей душеньке.

Тянем ноженьки, тянем рученьки.

(Поднимание стон на носки, руки расходятся через стороны вверх).

Сон скорее уходи, сила, приходи.

(Руки напряженью, согнуты в локтях в положении поднятой штанги).

Улыбнись, дружок, хоть один разок. (Улыбка).

“Качели”.

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.

Оборудование: мягкие игрушки небольшого размера по количеству детей.

Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Взрослый произносит рифмовку:

Качели вверх (вдох,

Качели вниз (выдох,

Крепче ты, дружок, держись.

Методические указания. В играх “Бегемотик” и “Качели” вдох и выдох производится через нос

“Кораблик”.

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Оборудование: бумажный кораблик, таз с водой.

Пустить в таз с водой легкий бумажный кораблик, подуть плавно и длительно, чтобы кораблик поплыл.

Взрослый произносит русскую народную поговорку:

Ветерок, ветерок, натяни парусок!

Кораблик гони до Волги-реки.

Публикации по теме:

Методы артпедагогики в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Человечество не стоит на месте, а ищет новые пути развития, совершенства. Детский сад является зеркалом общества, и поэтому появляются все.

Дидактические игры по закреплению цвета и формы для детей младшего дошкольного возрастаДидактические игры по закреплению цвета и формы для детей младшего дошкольного возраста "СПРЯЧЬ ЗАЙЧИКОВ ОТ ЛИСЫ И ВОЛКА" Цель: закрепить знания детей о шести основных цветах и их названия, обучение индикации цвета. Материал:.

Формы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образованияФормы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования В статье №18 "Закона об образовании" говорится о том, что: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы.

Формы и методы способствующие позитивному общению детей с их родителями В современных условиях развития общества обострилась проблема позитивного общения в семье. У людей все меньше времени остается для общения.

Консультация для родителей «Актуальность проектов как особой формы развития детей дошкольного возраста» Уважаемые родители! Всех вас волнует вопрос о том, как развивается ваш малыш, чему новому он научился, какими навыками овладел в дошкольный.

Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье»Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Первые семь лет жизни – это годы бурного психического и физического.

Консультация «Инновационные формы и методы работы с родителями» Работа с родителями. Работа с родителями. Инновационные формы и методы работы с родителями Система работы с родителями группа «Капитошка».

Семинар-практикум «Нетрадиционные методы оздоровления детей и здоровьесберегающие технологии в ДОУ»Семинар-практикум «Нетрадиционные методы оздоровления детей и здоровьесберегающие технологии в ДОУ» .

Выступление на РМО по речевому развитию «Формы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Выступление на РМО по речевому развитию «Формы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» В последние годы значительно увеличилось.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС. Формы и методы работы по воспитанию основ ЗОЖ .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методы и формы оздоровления детей дошкольного возраста
Опубликовано: 4 марта 2020 в 05:51
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД