Жанна Агафонова
Методы, используемые психологом в работе с агрессивными детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день уважаемые коллеги!
Продолжая нашу сегодняшнюю встречу я хочу у вас спросить, как вы думаете : «Откуда появляется агрессия у ребенка?»
Причины появлении агрессии у детей могут быть самыми разными. Это могут быть и соматические заболевания или заболевании головного мозга. Иногда причина кроется в страхе недоверия миру. На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, который обычно применяют родители в ответ на проявления гнева ребенка. Обычно это либо снисходительность либо строгость.
Публикация «Методы, используемые психологом в работе с агрессивными детьми» размещена в разделах
Итак, на формирование агрессивных черт влияют 4 момента:
1. Негативизм матери (ее отчужденность от ребенка, постоянная критика, равнодушие).
2. Терпимость матери к проявлению агрессивности ребенка по отношению к другим детям и взрослым (т. е. поощрение такого поведения).
3. Суровость дисциплинарных воздействий (физическое наказание, унижение, игнорирование).
4. Индивидуальные особенности темперамента (возбудимость и вспыльчивость).
Как же мы можем помочь агрессивному ребенку?
Существует 4 стадии работы с гневом :
1. Дать приемлемые методы выражения гнева, злости и других негативных чувств.
2. Научить ребенка адекватно воспринимать эту эмоцию. Не запрещать злиться, гневаться и т. д. Т. е. обозначить эмоцию: «Ты сейчас злишься?» Тогда ребенок будет понимать, что с ним происходит сейчас.
3. Дать возможность прямого вербального контакта этим чувством (высказать все).
4. Обсудить проблему чувств:
- что заставляет его гневаться, злиться и т. д.
- как обнаруживать свой гнев.
На первой стадии мы учим ребенка отреагированию своего эмоционального состояния. Это могут быть упражнения: «Мячики», «Прогони Бабу Ягу», «Брыкание», «Лимоны», «Бумажные мячики».
Я предлагаю сейчас вам упражнение «Рассерженные шарики»
Данная техника помогает понять:
• Как гнев «накапливается» в человеке.
• Как гнев, вырываясь наружу, травмирует окружающих и самого человека.
• Ребенок видит, как можно выражать это чувство более безопасным способом.
И еще одно упражнение «Линии конфликта».
Цель: помочь ребёнку актуализировать конфликтную ситуацию, исследовать свое поведение в ней, осознать собственные чувства, переживания, отношение к конфликту и его исходу.
Используемые материалы : листы белой бумаги формата А4, фломастеры (или цветные карандаши, пастельные мелки, которые легко скользят по поверхности бумаги.
Информация для психолога : в научном понимании источником душевных травм является нарушенное общение и, соответственно, конфликты как результат отсутствия согласия между двумя или более сторонами. Стороны могут быть представлены людьми, группами, социальными общностями, а также мыслями, чувствами и взглядами отдельно взятой личности. Это отражается в различных типах конфликтов: межличностном, между личностью и группой, межгрупповом, социальном или внутриличностном. Неразрешенные конфликты остаются в нашем бессознательном и могут оказывать негативное влияние на личность. Снижается эмпатия, нарушаются контакты, неудовлетворенность поглощает весь внутренний мир человека. Моделирование конфликтной ситуации позволяет если не решить, то, по крайней мере, взглянуть на нее по-новому.
Психолог : «Вспомни конфликтную ситуацию, участником которой ты был. Выбери два фломастера (карандаша, мелка, обозначающих тебя и вашего оппонента (противника, соперника). Возьми лист с цифрой 1.
1. В рабочую руку возьми фломастер (карандаш, мелок, обозначающий тебя, в нерабочую — фломастер (карандаш, мелок, обозначающий твоего оппонента. Изобрази конфликтную ситуацию с помощью линий, не отрывая фломастеров (карандашей, мелков) от бумаги. После завершения работы переверни лист и отложи его.
2. На втором листе изобрази ту же конфликтную ситуацию, поменяв фломастеры (карандаши, мелки) в левой и правой руке местами. Таким образом, на втором рисунке рабочая рука рисует линии поведения оппонента в конфликте, а нерабочая рука — линии собственного поведения.
Вторая стадия работы подразумевает собой распознавание и принятие своих эмоциональных состояний. Это можно сделать с помощью сказок (что чувствует герой сказки, изобрази это мимикой и пантомимикой, можно отгадывать и называть эмоции героев, еще можно выражать с помощью рисования (рисунки «Когда я горжусь» «Когда я радуюсь» «Когда я сержусь»)
Я предлагаю вам упражнение «Листок гнева»
Нужно подготовить лист, на котором уже изображено смешное чудовище с огромным хоботом, длинными ушами и восемью ногами. При желании можно самому нарисовать свой гнев. Исследовать с ребенком гнев. Предположить, что он похож на это чудище или нарисовать свой. После предложить расправиться с ним сейчас: можно рвать, мять, кусать, топтать пинать «Листок гнева», пока не почувствует, что чувство уменьшилось.
На третьей стадии можно использовать упражнения : «Разыгрывание ситуаций», «Обзывалки», «Два барана», «Попроси игрушку».
На четвертой стадии можно предложить завести «Дневник настроений». Так же можно провести беседу «Мои способы повышения настроения».
А сейчас, я предлагаю вам выполнить упражнение «Щит гнева»