МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Методы избавления от нежелательного поведения»

Зульфия Магдиева
Консультация для воспитателей «Методы избавления от нежелательного поведения»

Государственное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии V и VII видов № 6 «Ласточка» г. о. Тольятти

Методы избавления от нежелательного поведения.

Выполнила: Магдиева З. Р.

Тольятти 2014

Публикация «Консультация для воспитателей „Методы избавления от нежелательного поведения“» размещена в разделах

Итак, вы знаете о том, как сформировать новое поведение, а как вам избавиться от нежелательного поведения, которое уже имеется?

Люди и животные всегда совершают то, что с нашей точки зрения лучше бы они не делали. Дети устраивают потасовку и кричат в машине. Собака лает всю ночь. Кошки дерут когтями мебель. Ваш сосед по комнате всюду разбрасывает грязные вещи. От кого-нибудь из родственников слышишь постоянные придирки с требованием телефонных звонков. Все это – нежелательные виды поведения.

Существует восемь способов избавиться от нежелательного вида поведения. Всего восемь. И не важно, является ли это поведение укоренившимся, как в случае неряшливого соседа по комнате, или внезапным, как в случае детей, бесчинствующих в машине. Все, что вы можете предпринять по этим поводам, будет вариацией на тему одного из восьми методов.

(Я не касаюсь здесь сложных сочетаний поведенческих проблем, которые возникают у человека с психическими нарушениями или у непредсказуемо свирепой собаки; я рассматриваю только отдельные проявления нежелательного поведения.)

Как избавиться от нежелательного поведения.

Методы

1. Физическое устранение

Существует много простых и широко распространенных модификаций метода 1 : отправить ребенка в его комнату, когда он вмешивается в разговор взрослых; привязать собаку, чтобы она не гонялась за машинами; посадить того или иного человека в тюрьму на различный срок. Мы привыкли считать такие меры наказанием (Метод 2, и они могут рассматриваться, а могут и не рассматриваться субъектом как наказание, но они являются приемами метода 1. В их основе лежит то, что они прекращают данное поведение, физически лишая субъекта возможности его осуществления или избавляясь от присутствия самого субъекта.

Самое важное, что нужно усвоить относительно метода 1., это то, что он ничему не учит субъекта. Не допустить того, чтобы субъект проявил данное поведение – с помощью изоляции, тюремного заключения, развода, казни на электрическом стуле, – не многому учит субъекта. Казалось бы, что человек, попавший в тюрьму за кражу, дважды подумает, прежде чем снова украсть, но мы знаем, что очень часто этого не происходит; мы можем быть уверены лишь в том, что он не стянет ваш телевизор, пока находится под замком.

Ребенок, запертый в своей комнате, может быть, чему-нибудь и научится (вероятно, обижаться и бояться вас, но при этом он не учится тому, как вступить в вежливый разговор.

2. Наказание.

(Предпочитаемо всеми, хотя оно почти никогда не приносит действительной пользы)

Это излюбленный метод всех. Если поведение неправильное, мы прежде всего думаем о наказании. Ругаем ребенка, шлепаем собаку, налагаем штраф на компанию и т. д. Но наказание – довольно грубый способ изменения доведения. Фактически в большинстве случаев наказание не помогает вовсе.

Даже если субъекты понимают, за что их наказали, они не могут в настоящее время уменьшить себе наказание только потому, что не могут изменить своих действий в прошлом. Сейчас вы ничего не можете сделать с плохими оценками в дневнике, которые уже получили, поэтому ребенку, которого родители наказывают, ничего не остается, как получить наказание.

При методе 2, так же как при методе 1, субъект не учится тому, как изменить поведение. Наказание не научит ребенка, как получить более высокие оценки. Большее, на что может рассчитывать наказывающий, это что у ребенка изменится мотивация: ребенок попытается изменить будущее поведение, чтобы избежать будущего наказания.

Наказание может успешно прекратить какое-либо поведение при его зарождении, если оно замечено рано и не превратилось в укоренившуюся привычку, и если наказание само по себе является для субъекта новостью, неожиданностью, к которой человек или животное не потеряли чувствительности.

3. Отрицательное подкрепление

Отрицательным подкреплением является любое неприятное событие или стимул, пусть даже весьма слабый, действие которого можно прекратить или избежать, изменив поведение.

Жизнь изобилует отрицательными подкреплениями. Мы изменяем положение тела, когда становится неудобно сидеть на стуле. Мы стремимся скорее войти в дом, когда идет дождь. Стимул становится отрицательным подкреплением только в том случае, если он воспринимается субъектом как неприятный и если изменение поведения направлено на уменьшение неприятных ощущений.

По отношению друг к другу люди постоянно применяют отрицательное подкрепление: строгий взгляд, нахмуренные брови, неодобрительное замечание. Некоторые применяют отрицательное подкрепление слишком часто.

Слишком частое применение отрицательного подкрепления, не скомпенсированное возможностью положительного подкрепления, может привести к появлению нежелательных черт личности, не обязательно страха и ярости, создаваемых наказанием, но робости, неуверенности в себе, тревожности. Если вы не хотите, чтобы ребенок, который очень старается не вызывать ваше неудовольствие не стал эмоционально неполноценным, он должен иметь успешный опыт в доставлении вам удовольствия.

Секрет применения отрицательного подкрепления состоит в том, чтоб научиться прекращать его, когда поведение субъекта улучшилось хоть немножко. Некоторые матери и учителя делают это интуитивно правильно. Четырехлетний малыш в ярости выкрикивает: "Я тебя ненавижу, я тебя ненавижу" и лупит кулаками по ногам матери. Негативное подкрепление со стороны матери состоит в том, что она перестает обращать на ребенка внимание и начинает заниматься своими делами. Когда ярость сменяется сопением и потерянным видом, мать сейчас же снова обращает свое внимание на ребенка, обнимает, прижимает к себе, меняет тему разговора.

Дети повсюду разбрасывают вещи и игрушки: Выключите TV или задержите обед до тех пор, пока вещи не будут собраны. (Прекратите отрицательное подкрепление, когда согласие достигнуто; подкрепляйте на первых порах даже вялые усилия.)

4. Угашение: поведению предоставляется исчезнуть самому по себе.

Поведение пропадает само собой из-за отсутствия подкрепления (игнорирование).

Поведение, которое не приводит ни к каким результатам – ни к хорошим, ни к плохим, а именно ни к каким, – скорее всего затухнет.

Если капризы, хныканья не приводят ни к какому результату, не выводят вас из себя, они угасают. Помните, что ваша бурная реакция может служить положительным подкреплением.

5. Выработка несовместимого поведения.

Один из методов – научить ребенка выполнению другого действия, физически несовместимого с нежелательным.

Дети слишком расшумелись в машине. Пойте песни, рассказывайте разные истории, играйте в игры. Это несовместимо с перебранкой и криками.

6. Добиться, чтобы данное поведение совершалось по сигналу

Это своего рода уловка. Он оказывает действие в ряде случаев, когда больше ничего не помогает.

Аксиомой теории обучения является то, что организм обучается совершать действие в ответ на определенный ключевой стимул, и поведение начинает подчиняться стимулу только тогда, когда он есть – в его отсутствие поведение начинает угашаться. Эту естественную закономерность можно использовать для того, чтобы избавиться от любого типа нежелательного поведения, сделав так, чтобы оно осуществлялось только по сигналу, а затем перестав давать этот сигнал.

Дети слишком расшумелись в машине Сделайте так, чтобы шум поднимался по команде, все вместе начинаете шуметь с детьми. Сначала это очень забавляет, затем надоедает. Нескольких таких повторений достаточно, чтобы обеспечить спокойствие. Можно сказать, что устраивать шум по команде доставляет удовольствие, а можно сказать, что это поведение осуществляется по сигналу и имеет склонность к угасанию в его отсутствие.

7. Формирование отсутствия нежелательного поведения.

Этот прием полезен, когда вы хотите не выработать какое-то определенное поведение, а заставить обучаемого прекратить имеющееся неприятное поведение.

Если дети сильно шумят и мешают вам, как только они стихнут, скажите: что они себя так тихо ведут, что заслужили чего-то вкусненького.

8. Смена мотивации. (Это основной и самый лучший способ.)

Устранение причин для какого-либо поведения – самый приятный и эффективный метод.

Некоторые типы поведения самоподкрепляемы – то есть сам процесс является подкреплением (сосание пальца). Лучший способ избавиться от этих типов поведения – это смена мотивации. Сосание пальца прекращается тогда, когда уровень уверенности ребенка в самом себе возрастает настолько, что ребенок не нуждается больше в самоподдержании комфортного состояния. Чтобы менять мотивацию, надо знать, что она собой представляет, чем объясняется неприятное поведение. Это может быть болезнь, усталость, голод.

Видно, что есть четыре «злых волшебника», или отрицательных метода, и четыре «добрых волшебника», или методы, использующие положительное подкрепление. У каждого своя роль.

Я не могу сказать, какой из восьми методов вам надо выбрать, чтобы

Публикации по теме:

ФГОС-приёмы и методы его реализации Хочу представить вашему вниманию свои скромные наработки по теме «Федеральный образовательный стандарт в дошкольном воспитании. Приёмы и.

Формы и методы реализации проекта Формы и методы реализации проекта, направленные на: ВОСПИТАННИКОВ Система НОД (по тематике проекта). Интегрированные.

Формы и методы работы с родителями Многообразный сенсорный опыт дети дошкольники получают в процессе развития элементарных математических представлений, где первостепенное.

Конспект занятия по воспитанию культуры поведения детей на тему «Культура поведения на дороге». Цель: профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, закрепление знаний норм безопасного поведения на остановочных площадках маршрутных.

Нетрадиционные методы рисования Цель:познакомить педагогов с опытом работы использования таких нетрадиционных техник рисования, как рисование пальчиками, ладошкой, кулачком;.

Методы и приемы организации воспитания и обучения в ДОУ Методы воспитания и обучения можно подразделять по форме воздействия педагога на ребенка. Словесные методы – объяснения, указания, рассказы.

Методы исследования Методы научных исследований - это те приёмы и средства, которые позволяют получить достоверные сведения, используемые далее для построения.

Методы изучения генетики Цели: - анализировать и систематизировать знания учащихся о генетике, как науке; -формировать знания об основных методах изучения наследственности.

Методы ознакомления детей младшей группы с нормами поведения в природе. Я с детьми выхожу на прогулку. Прошу всех остановится на веранде. Спрашиваю у детей: "Почему мы одели тёплую одежду (куртки, сапоги, шапки?".

Мои методы работы с детьми. Соблюдая в работе системность и комплексный подход, работая параллельно над развитием мелкой моторики рук и тренировкой слухового восприятия,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Методы избавления от нежелательного поведения»
Опубликовано: 8 сентября 2015 в 10:33
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД