Татьяна Курылева
Методы осуществления позитивной социализации детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, Уважаемые коллеги!
Слайд 1
Сегодня актуальным становится поиск технологий, средств, методов социального воспитания, обеспечивающих преодоление проблем развития детей с ОВЗ : навыков социального взаимодействия, умения оценивать меняющиеся социальные ситуации и уверенно действовать с опорой на собственные знания и отношения. Именно это в конечном итоге обеспечит развитие социальной компетенции, необходимой ребёнку для успешного вхождения в социум.
Публикация «Методы осуществления позитивной социализации детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Слайд 2
Социализация – это развитие и саморазвитие человека на протяжении всей его жизни. В процессе социализации личность приобретает качества, необходимые для жизни в обществе, усваивает определённые ценности и нормы поведения, принятые в обществе.
Слайд 3
Социализация ребёнка – процесс длительный и сложный. С одной стороны, мы, педагоги, а также родители заинтересованы в том, чтобы ребёнок, приняв и усвоив систему социальных и нравственных ценностей, нормы и правила поведения, смог жить в обществе. С другой стороны, на формирование личности ребёнка оказывают влияние процессы, происходящие в окружающей жизни.
Слайд4
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья изначально заложена в стратегию развития инклюзивного образования. Ее цель — приобщить «особых» учеников к основам культуры и цивилизации, обесечить включение в общество, подготовить к активному участию в социальной жизни. Дети с ОВЗ могут успешно усвоить и реализовать навыки общения, нормы/правила поведения, ценности, установки, характерные обществу здоровых людей. Они способны стать решительными, жизнестойкими личностями, умеющими бороться с невзогдами, имеющими лидерские позиции, активно взаимодействующими с людьми. Но для этого нужна постоянная целенаправленная работа всех структур и участников системы образования, родителей, сверстников и позитивный настрой самих «особых» детей.
Слайд 5
Сегодня мы с вами поговорим о методах позитивной социализации детей с ОВЗ.
Слайд 6
Нетрадиционные методы
(Фитотерапия
Ароматерапия
Музыкотерапия
Хромотерапия или Цветотерапия
Рефлексотерапия и точечный массаж
Куклотерапия
Сказкотерапия
Песочная терапия
Методы педагогической защиты
ребенка от самого себя:
Метод «прямого действия»
Метод «рефлексивного анализа»
Метод «угашения переживаний»
Метод «переключения»
Методы, с помощью которых возбуждается
чувство радости:
Метод «радостной перспективы»
Метод «увлечения весельем»
Метод «поощрения и похвалы»
Метод «самонаблюдения за своими эмоциями»
Методы поддержки физического
здоровья ребенка:
Метод «оптимального режима жизни»
Метод «постепенности»
Метод «физических упражнений и занятия спортом»
Метод «рекреации»
Метод «массажа и самомассажа»
Методы педагогической поддержки
психического здоровья ребенка:
Метод «угашения отрицательных переживаний»
Метод «устранения плохих привычек»
Метод «выработки хороших привычек и положительных черт характера»
Метод «релаксации»
Методы укрепления чувства
ответственности:
Метод «доверия»
Метод «просьбы»
Метод «беседы-размышления»
Метод «поручения»
Методы, с помощью которых
укрепляется воля ребенка
Метод «напоминания»
Метод «сомнения»
Метод «достижения согласия с самим собой»
Метод «достижения гармонии с окружающим»
Методы поддержки развития
аналитико-рефлексивных способностей
Метод наблюдения
Метод «коллективного анализа деятельности»
Метод рефлексии
Метод тестирования и анкетирования
Методы поддержки развития
организаторских способностей:
Метод - «творческого выполнения задач»
Метод игры
Метод поручения
Метод упражнения
Методы поддержки развития
коммуникативных способностей:
метод «создания воспитывающих ситуаций»
метод «коммуникативного тренинга»
метод творческого поиска.
Слай 7
Процесс игры в песочной терапии помогает двигаться от ощущения зависимости от сложившейся ситуации к тому, чтобы стать создателем ситуации. Кроме того, песок поглощает негативную энергию. Метод песочной терапии можно использовать в работе с детьми, начиная с 3-х летнего возраста. Коррекция эмоциональной сферы посредством этого метода позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей с ОВЗ.
В частности, песочная терапия позволяет работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми, которым трудно контактировать с коллективом. Кроме того, песочная терапия объединяет массу упражнений, направленных на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов. В процессе песочной игры ребёнок имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов, и пережитое не развивается в психическую травму
Слайд 8
Игровая деятельность, как подмечено А. В. Запорожцем, В. В. Давыдовым, Н. Я. Михайленко, не изобретается ребенком, а задается взрослым, который учит малыша играть., знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий (как использовать игрушку, предметы- заместители, другие средства воплощения образа; выполнять условные действия, строить сюжет, подчиняться правилам и т. д.)
Именно поэтому возникает необходимость правильно руководить игрой ребенка с ОВЗ. Неправильное руководство игрой или отсутствие его как такового может привести к тому, что процесс социализации ребенка с ОВЗ будет проходить с различными затруднениями.
Каждый вид игр (дидактические, подвижные, сюжетные) имеет свои осо-бенности в методике проведения. При этом педагогам необходимо соблюдать определенные педагогические условия: владение системой знаний об игре; методически правильно руководство игрой; правильно подбор игрушек с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка с ОВЗ.
Грамотно руководить игрой можно, только установив тесный, эмоциональный контакт с ребенком, искренне заинтересовавшись его деятельностью. Воспитатели и родители не должны излишне настойчиво направлять игры ребенка, это может привести к развитию его несамостоятельности. Руководство игрой должно осуществляться ненавязчиво. С другой стороны, нельзя предоставлять ребенка с ОВЗ самому себе. Надо научить его проявлять творческую фантазию. Регулярное проведение сов-местных игр обогатит воспитанников новыми впечатлениями, будет способствовать формированию навыков социальной компетентности, даст им новый социальный опыт, который так важен для развития.
Мы выделяем ряд игр, способствующих успешной социализации детей с ОВЗ раннего возраста:
1) сюжетные игры («Больница», «Магазин» и т. д., которые являются формой моделирования ребенком социальных отношений;
2) театрализованные игры («Репка», «Колобок» и т. д.) – одно из эффективных средств социализации воспитанников, в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные условия для развития чувств партнерства, способов позитивного взаимодействия;
3) подвижные игры («Мыши» и т. д.) выступают как условие развития культуры ребенка. В них ребенок осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, воображение, формируются социальные ка-чества;
4) дидактические игры («Позови ласково», «Новоселье куклы», «Назови свой цвет») способствуют социально-нравственному развитию : в игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, сочувствовать и т. д.
Слайд 9
Рекомендации педагогу по проблеме социально- педагогической поддержки развития личности ребенка с ОВЗ вы видите на слайде.
Результатом нашей работы по позитивной социализации детей, является успешная динамика развития детей, отсутствие в группе непринятых детей, высокий уровень посещаемости.
Позитивная социализация возможна только при комплексном подходе, учёте всех факторов, влияющих на социальное развитие ребёнка, как результат совместных усилий педагогов и семьи.
Слайд 10