Мария Курилова
Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Мхи и лишайники»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Мхи и лишайники»
Педагог дополнительного образования Краснова Мария Аркадьевна
Цель: систематизировать знания детей о мхах и лишайниках, растущих на участке детского сада;
Задачи:
Образовательные:
- закрепить у детей представления об особенностях строения мхов, лишайников;
- учатся обмениваться полученной информацией;
Развивающие:
Публикация «Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе „Мхи и лишайники“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2020
-пополнять знания детей об окружающем мире, развивать аналитическое мышление, память, внимание, наблюдательность. Учить проводить опыты и эксперименты;
- обогащать лексический словарь детей;
- отработка лексико-грамматических разрядов;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к свойствам окружающих нас предметов, любознательность;
- воспитывать бережное отношение к природе;
Материал и оборудование: лупы, компас, карандаши, бумага для рисования.
Ход занятия:
Вышли с детьми на улицы, подходим к большому дереву, выстраиваемся около него.
- Ребята, сегодня я хочу вам кое-что показать. Посмотрите, пожалуйста сюда (показываю рукой на дерево, что же вы видите?
Дети отвечают: дерево, ветви, кору и т. д.
- Ребята, а вы обратили внимание на рыженькие пятна на коре дерева? Это лишайники! Такие необычные растения, очень древние и если мы с вами их хорошенечко рассмотрим, то увидим, что они не похожи ни на одно другое растение.
Давайте возьмем в руки лупы, вспомним про технику безопасности при работы с ней. Что нельзя делать работая с лупой?
Дети отвечают: нельзя размахивать ей (можно случайно ее разбить и пораниться или стукнуть соседа и очень его этим огорчить, нужно смотреть в лупу только двумя глазками и не приближать к ним плотно, а всегда держать на расстоянии.
Есть такая загадка про лишайники:
У осины на коре, у забора на дворе –
Накипь, будто золото, к дереву приколото
- А вы заметили, что с одной стороны дерева лишайников очень много, а с другой почти нет? Давайте попробуем перейти к другому дереву и проверим так ли на нем?
Необходимо осмотреть несколько деревьев, чтоб убедиться, что на деревьях лишайники растут с одинаковой стороны.
- Я как раз сегодня захватила с собой компас! Давайте проверим с какой же стороны лишайников больше.
Лишайники, дети, всегда растут с северной стороны дерева, если это не очень густой лес, так как в нем они могут расти и по окружению всего дерева.
Лишайники очень маленькие интересные растения, которые накапливают солнечную энергию. Они могут жить и на коре деревьев, и на камнях, и даже на сухой почве. На севере, где лета нет, ими, как травой, питаются северные животные, например – олени.
А какое еще растение вы заметили на стволах деревьев?
Ответы детей.
Правильно, мох.
Предлагаю вам сейчас аккуратно положить лупы в коробочку и пойти дальше.
Проходим во внутренний двор сада, там вдоль крыльца, в тени растет очень много мха.
Ребята, только посмотрите! Это же целое Царство Мха!
Здесь растет очень много видов мха, давайте попробуем весь рассмотреть и попробуем посчитать, сколько же видов мы насчитаем.
Дети ходят по участку рассматривают, делятся наблюдениями друг с другом.
- Расскажите мне, пожалуйста, какой мох? Что вы можете о нем сказать?
Ответы детей: мягкий, пушистый, зеленый, прохладный, хрупкий.
- А как вы думаете где растет мох? Где сухо или где сыро?
Ответы детей: в теньке, в сырости.
- А давайте с вами хорошенько его рассмотрим. В некоторых местах его очень легко приподнять от земли, не повреждая. Вооружаемся лупами и идем смотреть!
Рассматриваем с ребятами внешний вид мха, обращаем внимание, что у него есть стебелек и тоненькие листики, а вот корешков нет…
- Мох очень хорошо впитывает воду и даже, когда наступает засуха, они еще очень долго могут чувствовать себя хорошо.
Рассказываю ребятам о том, что лишайники растут очень медленно, а мхи являются лекарственным растением, они обладают противомикробными и целебными свойствами. Во время войны мох рвали, сушили на кустиках в жаркий солнечный день и использовали при лечении ран у бойцов, чтобы побороть инфекцию.
Ребята, сейчас я предлагаю вам пройти в группу и там мы с вами попробуем нарисовать все что сегодня увидели.