Буглак Анна Андреевна
Многофункциональный макет как средство развития связной речи Презентация из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
Важнейшей отличительной особенностью ФГОС ДО является системно – деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребенка. Такой подход можно реализовать в образовательной среде с макетами, т. к. они позволяют ребенку думать, фантазировать и действовать, играть. Я считаю, что одним из перспективных способов развития детей дошкольного возраста является макетирование.
Публикация «Многофункциональный макет как средство развития связной речи Презентация из опыта работы» размещена в разделах
- Макеты. Изготовление наглядных пособий для детей
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Выбор темы моего педагогического исследования «Многофункциональный макет, как средство развития связной речи». оказался очевидным после первых месяцев работы. Я с большим энтузиазмом расширяла предметно-развивающую среду в своей группе, но каждый раз замечала, что дети быстро теряют интерес к знакомым играм. Я готовила к занятиям как можно больше наглядного материала, чтобы активизировать детей и как можно больше успеть, но быстро заметила, что материал скапливался и оставался невостребованным после одного, двух применений, а вне занятий он сам уже терял свою ценность.
Заметив, что дети в детском саду очень любят играть с макетами, я стала использовать их в своей коррекционной деятельности. Для организации образовательного процесса я разработала «Универсальный макет» и это моя педагогическая находка, которую я хочу Вам презентовать.
Универсальный макет соответствует всем требованиям и представляет собой настольную папку-панораму, состоящую из четырёх частей с карманами для размещения в них сюжетных картин на различную тематику.
Универсальный макет является эстетичным, безопасным, лёгким, прочным и размещён в доступном для детей месте.
Данный макет - полифункциональный. Так, на материале данного пособия решаются различные коррекционные задачи для детей разного возраста, способствующие развитию : словарного запаса, грамматического строя речи, фонематического восприятия, связной речи, коммуникативных навыков, а также позволяют работать над коррекцией звукопроизношения.
Например, по теме «Домашние животные» для развития связной речи можно использовать следующие дидактические игры:
- для детей 4-5 лет составление рассказа-описания о кошке и собаке по вопросам и с опорой на картинку.
- для детей 5-6 лет рассказ по сюжетной картине с опорой на предметные картинки «Курица ряба».
- для детей 6-7 лет составление рассказа «Щенок» по серии сюжетных картин.
Для развития грамматического строя речи можно использовать такие дидактические игры, как «Назови детенышей», «Сосчитай до пяти: животные и их детеныши», «Моя, мой», «Назови ласково».
Вариативность макета представлена постоянно сменяющимся наглядным материалом по лексическим темам и наборами игрушек настольных или плоскостных. Например, : «Любимые сказки», «Зимние забавы», «Домашние животные», «Дикие животные», «Домашние птицы», Растительный мир Прибайкалья», «Грибы Прибайкалья». Весь наглядный материал и игрушки для универсального макета хранятся в промаркированных контейнерах.
Трансформируемость макета позволяет использовать его в зависимости от образовательной ситуации. Например, : для работы в подгруппе, в парах, индивидуально, а также в самостоятельной, игровой деятельности детей и партнёрской деятельности с педагогом.
Универсальный макет стал моим незаменимым помощником в работе с детьми. В его создании и наполняемости в соответствии с лексическими темами еженедельно активно принимают участие семьи воспитанников, принося из дома небольшие настольные игрушки, игрушки из киндер-сюрпризов, картинки, что позволяет родителям (законным представителям) быть полноправными участниками образовательного процесса.
При использовании универсального макета, я могу отметить некоторые преимущества перед другими, инновационными игровыми приёмами, используемыми для развития речи. Поскольку макет можно расположить не только на столе, но и на полу, на ковре, ребёнку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей.
Работа по развитию речи с применением универсального макета делает коррекционный логопедический процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, она не вызывает у них негативизма, приучает детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций.
Это помогает лучшему усвоению коррекционного материала. Чем разнообразнее будут приёмы логопедического воздействия на детей с речевой патологией, тем более успешным будет формирование речи.