Лучший педагог года

Модель деятельности по выявлению художественной одаренности детей и её развитию при помощи нетрадиционных техник рисования

Светлана Поздеева
Модель деятельности по выявлению художественной одаренности детей и её развитию при помощи нетрадиционных техник рисования

2 часть

Модель деятельности по развитию одаренности

Деятельность по развитию одаренности у воспитанников осуществляется по двум на-правлениям:

1. Выявление одаренных детей с явными или скрытыми признаками одаренности.

2. Психолого-педагогическая поддержка одаренных детей через решение взаимосвязанных задач:

Публикация «Модель деятельности по выявлению художественной одаренности детей и её развитию при помощи нетрадиционных техник рисования» размещена в разделах

развитие одаренности ребенка путем удовлетворения его повышенных образовательных потребностей;

развитие личности одаренного ребенка, создание условий для его социализации.

Выявление одаренности

Методы и методики диагностики одаренности зависят от возраста дошкольников. В от-ношении детей 3 – 4 лет используется метод стандартизированного наблюдения и экспертных оценок проявлений детского развития родителями и педагогами.

С 4 лет добавляется метод проблемных ситуаций игрового или предметно-практического характера, создающий условия для проявления одаренности в результатах деятельности.

С 5 лет предполагается также проведение психологической диагностики, направленной на изучение не отдельных познавательных процессов (памяти, воображения, аналитико-синтетических умений и пр., а интегративных качеств интеллектуального развития, имеющих в своей основе показатель креативности.

Предположения о наличии изобразительной одаренности ребенка основываются на осо-бенностях изобразительной деятельности одаренных дошкольников, выделенные Комаровой Т. С. и Казаковой Т. Г. :

расположение предметов в соответствии с задуманной композицией;

предварительноезамысливание сюжета, предварительные наброски;

переход от схематического к реалистическому изображению;

функционализм – ребенок рисует не только то, что видит, но и то, что уже знает об этом предмете;

смешанные проекции в рисунке;

богатая тематика рисунков;

использование в работе большого количества материалов, техник;

практическая направленность продуктивной деятельности;

стремление к экспериментированию с различными материалами;

специфичность цветовых решений.

Дети одарены ко всем видам искусства, но раньше других обнаруживают себя художест-венные способности.

Создание Модели с одновременной ее апробацией начиналось при работе с детьми трех (вторая младшая группа) и четырех летнего возраста (средняя группа, поэтому в силу возрас-тной специфики выявление одаренности проходило через:

наблюдения и беседы с ребенком;

мониторинг развития изобразительных способностей детей на начало и конец года;

анализ продукта деятельности,

анкетирование родителей.

Анализ полученных результатов позволил предположить наличие у конкретных детей художественной одаренности – по виду деятельности, потенциальной – по степени сформиро-ванности, были выявлены способности, которые следовало развивать средствами изобразительного искусства.

С большой степенью вероятности были сделаны предположения о наличии изобрази-тельной одаренности у детей, которые:

проявляли большой интерес к визуальной информации;

проводили много времени за рисованием и лепкой;

демонстрировали опережающую свой возраст умелость;

осознанно строили композицию рисунков.

Работы этих детей были оригинальны и отмечены печатью индивидуальности.

Методики по выявлению одаренности младших дошкольников представлены в приложениях 2 – 4.

Психолого-педагогическая поддержка одаренных детей

Работа с детьми с изобразительной одаренностью строится на общих принципах работы с одаренными детьми, но имеет и свои особенности, учитывающие возрастную динамику раз-вития изобразительной деятельности и ее специфику.

Возрастная динамика развития изобразительной деятельности представлена в приложе-нии 5.

Изобразительная деятельность дошкольников имеет свои специфические особенности:

Функционализм. Ребенок рисует не только то, что видит, но и то, что уже знает об этих вещах.

Изменение размеров. До 4-х лет ребенок может просто увеличивать предметы, после 5-ти увеличенный предмет – самый значимый для ребенка.

Прозрачность рисунка. Ребенок рисует прозрачные предметы, т. е. сквозь предметы ближ-него плана видны изображения, находящиеся за первыми.

Смешанные проекции. Дошкольник может рисовать, переворачивая лист так, как ему удобно, из-за чего изображения вида «сверху», «снизу», «сбоку», «спереди» оказывают на одном рисунке.

Первоочередная задача развития и воспитания художественно одаренных детей средст-вами изобразительного искусства – развитие творческой активности, нестандартного видения мира реализуется через:

развитие творческого потенциала ребенка;

личностное развитие и самовыражение ребенка средствами изобразительного искусства;

формирование художественных навыков и умений.

В сфере художественного образования:

овладение языком изобразительного искусства;

формирование художественных навыков, знаний и умений;

развитие мышления, воображения, представлений, фантазии и восприятия;

развитие оригинальности замысла и композиции;

развитие художественной выразительности в продуктивной деятельности.

В сфере личностного развития:

индивидуальное становление и развитие личности в коллективе;

изучение психологических особенностей личности ребенка в продуктах художественно-творческой деятельности;

развитие личности ребенка средствами изобразительной деятельности и искусства;

формирование самосознания ребенка.

Развитие эмоциональной сферы:

развитие эмпатии;

развитие эмоциональной сферы через сопереживание.

развитие мотивации изобразительной деятельности;

развитие мотивов достижения успеха, веры в себя.

В сфере развития самосознания:

осознание собственного «Я»;

осознание своих переживаний и состояний, передача их через цвет, форму, линию, тон;

осознание себя во времени (прошлое, настоящее, будущее)

При этом возникает проблема в преодолении противоречия между широкими возможностями развития творческого потенциала детей средствами изобразительной деятельности и несформированностью изобразительных умений.

Потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне. Копируя окружаю-щий мир, они изучают его.

Вместе с тем, не овладев графическими средствами изображения, техникой рисования, дети испытывают большие трудности в передаче образов окружающей жизни, что лишает их радости творчества, вызывает отрицательное отношение к рисованию.

Возрастная несформированность графических навыков и умений (методика изображения образов тонкими линиями, техника закрашивания рисунков красками с помощью мазков, метод заливки и другие, демонстрация образца (как основного дидактического принципа при обучении детей рисованию) лишают ребенка возможности выражать творческое начало в рисунке. На практике это выражается в том, что дети:

не могут самостоятельно приступить к работе, боясь, что нарисуют «не так, неправиль-но»;

ждут указаний от педагога;

проявляют пассивность в самостоятельном выборе изобразительных материалов и рас-положении изображения на листе;

не умеют экспериментировать с изобразительными материалами»;

показывают низкий уровень фантазии, художественного творчества;

не передают личное отношение к объекту изображения.

Методические приемы, положенные в основу развития навыков рисования, не всегда способствуют формированию творческой личности:

ребенку навязываются определенные штампы и стереотипы (солнце – желтое, небо – си-нее);

отрабатываются алгоритмы изобразительной деятельности (чтобы нарисовать правиль-но, нужно повторить образец, например, круги в изображении снеговика);

исключается возможность самовыражения ребенка в цвете, линии (использование «чис-тых» цветов без смешивания красок, четкая обводка контура);

стандартный набор изобразительных материалов и традиционные способы передачи по-лученной информации (рисование – только цветными карандашами или красками, лепка – только пластилин, аппликация – только цветная бумага).

Сложным для дошкольников является изображение предметов тонкими линиями. Пред-меты получаются неузнаваемыми, далекими от реальности. Это влечет за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведет к развитию детской неуверен-ности.

Преодолеть проблему противоречия между широкими возможностями развития творче-ского потенциала детей средствами изобразительной деятельности и несформированностью изобразительных умений детей позволяет использование нетрадиционных техник рисования.

Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет преодолеть страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится. Использование нетрадиционных техник рисования способствует созданию ситуации успеха и развитию изобразительных способностей. Использование хорошо знакомых детям предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью, способствует развитию творческой активности, креативности, нестандартного видения мира.

Не умаляя роли классического обучения детей изобразительной грамоте, нетрадицион-ные техники рисования являются важным и существенным дополнением. Демонстрируя не-обычные сочетания материалов и инструментов, нетрадиционная техника интересна и доступна по технологии выполнения. Создает мотивированную потребность у ребенка к рисованию, помогает решить поставленную им творческую задачу.

Использование нетрадиционных техник рисования способствует развитию художественных способностей всех детей, совершенствуют изобразительные умения одаренных детей, побуждают их к изобразительной деятельности, способствуют развитию их творческой активности.

При этом одаренный ребенок не продвигается быстрее, а получает дополнительный ма-териал, большие возможности развития мышления и креативности, развивает умение работать самостоятельно.

Использование нетрадиционных художественно-графических техник (рисование паль-цами и ладошками, оттиск разнообразными материалами, рисование восковыми мелками и ак-варелью, граттаж, кляксография, набрызг, монотипия и др.) позволяет организовать дополни-тельную работу с одаренными детьми.

Поэтому в качестве средства развития изобразительной одаренности выбраны нетради-ционные техники рисования, были определены цель и задачи использования нетрадиционных изобразительных техник.

Цель:

Развитие изобразительных способностей детей дошкольного возраста через использова-ние нетрадиционных техник рисования.

Задачи:

познакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними;

закрепить приобретенные умения и навыки, показать детям широту их возможного приме-нения;

формировать устойчивый интерес к художественной деятельности;

воспитывать эстетический вкус;

прививать навыки работы в группе, поощрять доброжелательное отношение друг к другу.

Публикации по теме:

Занятие по художественно-эстетическому развитию с использованием нетрадиционных техник рисования «Цветная клякса» Конспект педагогического мероприятия по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» для детей старшего дошкольного возраста.

Использование нетрадиционных техник рисования в процессе развития творческих способностей детей. Использование нетрадиционных техник рисования в процессе развития творческих способностей детей. Долгосрочный проект (январь – май 2015г.).

Конспект занятия с использованием нетрадиционных техник рисования «Снегурочка» для детей 4–5 лет Тема: «Снегурочка» Программное содержание: - Уточнить и обобщить знания детей о зиме; - Учить детей создавать выразительный образ снегурочки,.

Занятие в младшей группе по художественно-эстетическому развитию с применением нетрадиционных техник рисования «Тюльпаны»Занятие в младшей группе по художественно-эстетическому развитию с применением нетрадиционных техник рисования «Тюльпаны» Конспект занятия по нетрадиционной технике рисования «Тюльпаны» (ладошка) Цели: Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования.

Консультация «Развитие у детей художественно-творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования» . Основной целью современной системы дошкольного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования Мастер-класс для педагогов-участников районного фестиваля педагогического мастерства Место проведения: МКДОУ «Куртамышский детский сад №.

Развитие творческих способностей детей с ОНР посредством нетрадиционных техник рисования с элементами изотерапии У детей с ОНР, помимо задержки речевого развития, наблюдается повышенное беспокойство, неуверенность, эмоциональная неустойчивость. Содержание.

Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования Сегодня я выступаю в качестве руководителя кружка по нетрадиционному рисованию. Тема моего опыта работы: «Развитие творческих способностей.

Развитие творческих способностей у детей средствами нетрадиционных техник рисования Цель моего опыта - развитие творческих способностей у детей средствами нетрадиционных техник рисования. Свою работу строю на следующих принципах:.

Самоанализ открытого занятия по речевому развитию с применением нетрадиционных техник рисования Самоанализ непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной группы по речевому развитию с нетрадиционным способом рисования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Модель деятельности по выявлению художественной одаренности детей и её развитию при помощи нетрадиционных техник рисования
Опубликовано: 4 августа 2015 в 17:57
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД