Алиева Гуля
«Мой любимый Дагестан». Конспект НОД в старшей группе
Конспект интегрированной НОД в старшей группе по теме : «Мой любимый Дагестан»
Основная образовательная область: социально-коммуникативная.
Интегрированные образовательные области:
1. Познавательная.
2. Социально-коммуникативная.
3. Художественно-эстетическая.
4. Физическое развитие.
5. Развитие речи.
Цель: Воспитывать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.
Задачи:
Публикация «„Мой любимый Дагестан“, Конспект НОД в старшей группе» размещена в разделах
Образовательные: Продолжать знакомить детей с родным краем, с увлечениями и ремеслом прославленных аулов Дагестана.
Развивающие: Продолжать развивать речь и мышление детей. Развивать творческое воображение и стремление изучать свой родной край, город. Закрепить умение участвовать в совместной игре, вести короткие диалоги в ситуациях общения.
Воспитательные: Воспитывать чувство гордости за свой край, интерес и любовь к малой Родине.
Непосредственно-образовательная деятельность (НОД)
Организационный момент. Дети под дагестанскую музыку заходят в группу и становятся полукругом.
Слова приветствия:
Мне ритм лезгинки слышится вдали,
Я вижу гор величественный стан.
Тобой воспитаны великие сыны…
Люблю тебя Великий Дагестан!
Ассаламу-Алейкум!
Дети: Ва Алейкум – Ассалам!
Воспитатель: Дорогие ребята, мы с вами поздоровались как принято у нас в Дагестане. Вы наверное уже догадались о чем мы с вами будем сегодня говорить? (Ответы детей.)
Вопросы детям:
1. На берегу какого моря расположена республика Дагестан? (Каспийское)
2. Как называется столица республики Дагестан? (Махачкала)
3. Что изображено на гербе Дагестана? (Золотой орел)
4. Как называется самый древний город Дагестана? (Дербент)
5. Назовите самую полноводную реку горного Дагестана? (Сулак)
6. Кто написал стихотворение «Асият и бусы»? (Фазу Алиева)
7. Кто написал стихотворение «Мама»? (Расул Гамзатов)
8. Назовите первого летчика-космонавта из Дагестана? (Муса Манаров)
9. Сколько городов естьв республике Дагестан? (10)
10. Перечислите их. (Махачкала, Каспийск, Кизилюрт, Кизляр, Дербент, Южно-Сухокуск, Избербаш, Дагестанские Огни, Буйнакск, Хасавюрт)
Воспитатель: Дагестан - самая большая многонациональная республика нашей страны, с различными культурами и религиями.
(карта на стене)
Воспитатель: Дети, вы видите на карте много знаков символов, которыми обозначены города и села, где изготавливают прекрасные предметы и изделия народные мастера. Народ творит всегда и во всем: в музыке, в танцах. И то, что выходит из-под рук человека, хранит в себе частичку его души. Многое рассказывает о душе народа созданные им вещи. Это история народа, его представления об окружающем мире. Мы называем это ремеслом. Дагестан-это страна гор, на склонах гор, лепятся аулы, и каждый аул Дагестана чем-нибудь, да славится.
Ребенок 1:
«Слыхал ли ты про наш аул Балхар?
Видал ли ты, как люди месят глину?
Узнал ли ты, как трудится гончар?
Давая жизнь чудесному кувшину?
Ребенок 2: Аул Балхар, славится своим гончарным ремеслом. Жил в ауле человек по имени Калкучи. Он был беден, но имел ясный ум, трудолюбивые руки и чистую совесть. Но с чистой совестью богатства не наживешь.
И задумался Калкучи, как выбраться из бедности и сельчан вывести. «Глина! – вспомнил он – вот, что нам даст хлеб!»
И вот с тех давних времен, жители этого аула занимаются керамикой. Делают замечательные кувшины.
Воспитатель: Высоко в горах расположился аул златокузнецов Кубачи.
Ребенок 1:
«Тайну кубачинского искусства
Не ищите в нитках серебра,
Носят тайну этого искусства
В сердце кубачинцы – мастера».
Ребенок 2: Дагестан славится своими златокузнецами. Мастера – кубачинцы обрабатывают металл и наносят на него разные узоры – орнаменты. Так готовятся разные изделия – пояса, кулоны, браслеты, кувшины. Кубачинцы – умелые художники. Их работа славится во всем мире.
Воспитатель:
Табасаран славится ковровыми изделиями, их ткут на фабрике.
Ребенок 1:
Где узоры для ковра, ты нашла скажи сестра?
На лугу полно цветов, погляжу – узор готов.
Тур промчался по горе, след остался на ковре.
Таки-таки-таки-ток– это маленький станок.
За станком сидит Назлы, вяжет девочка узлы.
Таки-таки-таки-ток – весело станок поет.
Вяжет девочка узлы – будет коврик у Назлы.
Ребенок 2:
Ткут и дома умелые мастерицы. Взрослым помогают и дети, они тоже учатся делать петли. Из какого материла изготавливают ковры? Какие узоры встречаются на коврах?
Труд ковровщиц кропотливый: моют шерсть, готовят нити, красят их в разные цвета, подбирают на станке.
Ковроткачество – поэзия, ковровщица – поэтесса. Рассматривая узоры, можно увидеть природу Дагестана, что цветет в горах, на равнине.
Воспитатель: Унцукуль
Ребенок 1:
«Средь диких неприступных скал
Поэмы, создаются мастерами,
Соединив в них древо и металл
Ремесла наполняют чудесами».
Ребенок 2: Унцукульские мастера славятся изделиями из дерева. Делают они изящные трости, вазы. Для изделий годится только кизиловое или абрикосовые деревья. Здесь, на левом берегу Аварского Койсу, еще жив старый народный промысел, и из рук умельцев выходят деревянные вазы, трости, шахматы, письменные приборы.
Воспитатель: Самое главное, руки унцукульца - его высокий художественный вкус.
Воспитатель: Кайтаг расположен в самом живописном, южном уголке Дагестана.
Ребенок 1:
«Достался нам от предков
Оберег родной земли.
На шелковом лоскуте
Написаны таинственно стихи.
Узор там льется, словно ручеек
Он солнцем озаряет созвездие дорог».
Ребенок 2:
Здесь зародилось уникальное ремесло – Кайтагская вышивка. Узор кайтагской вышивки сплошные символы. Мастерицы вышивают по памяти и двух одинаковых работ просто не бывает. По расшитой шелком ткани ползут доисторические морские чудовища, закручиваются лабиринты. Эта вышивка целая вселенная.
Воспитатель: Талантлив и трудолюбив народ Дагестана.
В нашей республике в мире и согласии живут представители более ста народов, говорящие на разных языках, но всегда умеющие находить общий язык.
С древних времен Дагестан был известен как «Страна гор», «Гора языков».
(Воспитатель показывает детям картину гор и продолжает свой рассказ.)
Во многих дагестанских аулах известна красивая легенда о том, как появились разные языки в Дагестане. Давайте и мы с вами тоже ее послушаем».
(Выход ребенок и начинает рассказ о легенде.)
Ребенок: Давным-давно один всадник разъезжал по миру с мешком, в котором были разные языки. Всадник раздавал разным народам земли разные языки. Когда всадник появился на Кавказе, он разорвал свой мешок об одну из неприступных скал Дагестана. Языки рассыпались по горам, и все перемешалось. Вот почему в нашей республике так много языков, и у каждого народа свой родной язык, но весь этот народ объединен единством и дружбой».
1 ребенок:
Дукха бяхкаб аз укхлята чу
Мегаддац хьол хоза баргаго
Сонна хоза хета хьа аллале
Хьара зиза хьара бяца хозахет.
2 ребенок:
Цукун къаххира хьува ттун ина Дагъустан?
Вил бюхтуулсса, ябац!ансса ликказан.
Шаэртурал вияту назмурду чирчунни
Бюхттулшиву ва ххуйшиву машгьур дуллай.
3 ребенок:
Лъик! щварал маг!арулал
Авар мац!алъул гъсде
Лъик! рач!арал ракь цоял
Бокьулеб гьаб сверуде.
Кьурабазул г!адамал
Ях! бугел Маг!арулал
Намус Ц!унарал халкъал
Къадру бугел аварал.
Воспитатель: Также дружно и весело в Дагестане отмечали народные праздники. Многие из них сопровождались обычаями и традициями. Собравшиеся веселились, затевали разные игры, танцевали, пели, принимали участие в совместной трапезе.
Скажите ребята, какое сейчас время года?
Дети: Весна!
Воспитатель: А ведь приход весны тоже праздник, который очень любят в Дагестане. И сегодня к нам на праздник спешит наша гостья, без которой праздник не начнется. Давайте угадаем с вами, кто же сегодня к нам придет в гости.
Дети: Весна!
Воспитатель: Но видно не спешит к нам наша гостья. Может что-то произошло в пути? (Выходит Пешапай,он бегает по залу,гримасничает) Ребята, может быть, он подскажет, где нам искать весну.
Воспитатель: Уважаемый Пешапай вы наверное много путешествуете? Не встречали ли вы Весну? Мы ждем ее в гости, а она все не идет.
Пешапай: Ха-ха-ха! Видел я ее, но вы ее не увидите! Ха-ха-ха!
Воспитатель: Что же случилось с нашей Весной?
Пешапай: Я ее схватил и закрыл в своей пещере. Не видать вам вашей Весны! Не придет она к вам!
Воспитатель: Дорогой Пешапай, нам никак не обойтись без Весны, ведь всему свое время. Может ты что – нибудь хочешь?
Пешапай (шепчет на ухо воспитателю)
Воспитатель: Он хочет с нами поиграть.
Задания:
«Всадники»
«Борцы»
«Надень папаху»
Воспитатель: Пешапай, ты убедился, что дагестанцы- очень смелый, сильный и веселый народ. И теперь как обещал, верни нам нашу Весну!
Пешапай: Ладно, ваша взяла! Придется сдержать свое слово.
(Звучит музыка. Выходит Весна, с ней девочки.)
Исполняется танец Весны с девочками.
Весна: Ассаламу-алейкум дорогие дагестанцы!
Воспитатель: Весна, благодарю тебя за то, что ты посетила наш праздник, мы очень ждали тебя.
Весна: Проходила я мимо и услышала прекрасные звуки зурны и барабана. Решила заглянуть, а здесь меня оказывается, ждут.
Танец девочек. Девочки танцуют танец с весенними веточками и в заключении под музыку расстилают скатерть и кладут на нее национальные угощения.
Весна: Благодарю тебя дагестанский народ, за прекрасный прием.
Дети встают полукругом.
Ребенок:
Без дружбы погиб б мой малый народ,
Великий лишь тем, что любовью живет.
Нам верная дружба и песня о ней
Нужнее, чем воздух, и хлеба нужней.
Исполняется песня «Приезжайте в Дагестан».
Рефлексия:
Дети, скажите пожалуйста, о чем мы с вами сегодня говорили?
Что нового и интересного вы сегодня узнали?
Что больше всего вам сегодня понравилось?
Чем славится наш дагестанский народ? (Ответы детей.)