Татьяна Родина
Педагогический опыт «Сохранение эмоционального благополучия детей раннего возраста через игры с сыпучими материалами»
▼ Скачать + Заказать документы
Мой педагогический опыт.
Тема работы «Сохранение эмоционального благополучия детей раннего возраста через игры с сыпучими материалами».
Игры с песком и водой доставляют удовольствие всем, но это не только весело, но и полезно и в плане оздоровления, и в плане знакомства малышей с окружающим миром. Они обладают почти неограниченными возможностями и способствуют развитию ребенка во всех аспектах: играя с песком и водой, дети познают окружающий мир, знакомятся со свойствами веществ, учатся трудолюбию и терпению.
Публикация «Педагогический опыт „Сохранение эмоционального благополучия детей раннего возраста через игры с сыпучими материалами“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Младшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
Такие игры благотворно влияют на психику детей, успокаивают, создают умиротворенное состояние, гасят негативные эмоции. Особое значение использования воды, песка и сыпучих материалов в качестве психопрофилактического средства мы придаем в период адаптации детей к детскому саду, с целью создания наиболее благоприятных и оптимальных условий адаптации.
Детская деятельность с сыпучими материалами, как один из ведущих методов формирования состояния эмоционального благополучия детей раннего возраста, дает возможность прийти к удивительным открытиям и одновременно развивает смелость детского мышления, необходимое в становлении личности в целом.
Использование песка имеет длинную историю, но началом использования подноса с песком как психопрофилактического средства принято считать конец 20 годов прошлого века. Идея «терапии песком» была предложена еще швейцарским психологом и философом Карл Густав Юнгом, основателем аналитической терапии. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком и водой. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка и воды, ребенок освобождается от напряжения. Для детей раннего возраста главным является их успокаивающее, умиротворяющее и расслабляющее действие. Игра с песком как методика консультирования была впервые использована в работе в 1929 году английским педиатром Маргарет Ловенфельд. Песочная терапия как метод психотерапии была разработана швейцарским детским психотерапевтом Дорой Кальф.
На сегодняшний день нам широко известны такие ведущие педагоги-психологи, как Т. М. Грабенко и Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева и их «Песочная игротерапия».
Работая на группах раннего возраста, дети с 1,5 до 3 лет, я поставила перед собой цель: создание благоприятных условий для адаптации детей к детскому саду и их дальнейшему эмоциональному развитию, которую я решала через следующие задачи :
• Установить доверительные отношения между педагогом и ребенком, сделать роль воспитателя понятной, предсказуемой и значимой для ребенка.
• Способствовать возникновению и поддержанию положительных эмоций у детей, повышению эмоционального тонуса.
• Развивать тактильно-кинестетическую чувствительность, обогащать сенсорный чувственный опыт детей.
• Удовлетворять потребности детей в разнообразных эмоционально-насыщенных переживаниях и обеспечивать свободу выражений своих чувств, развивать и поддерживать самостоятельность в освоении окружающего мира.
Главным направлением моей деятельности стала игра детей с сыпучими материалами и водой.
Главной педагогической идеей стало : позитивное влияние на эмоциональное самочувствие детей, снижение уровня нервно-психического напряжения, стабилизация внутреннего состояния, способствование возникновению положительных эмоций, через систематическое использование игр с сыпучими материалами и водой.
Свою работу я разбила на три этапа: подготовительный, основной и заключительный.
На первом этапе мной велись листы адаптации детей, в которых ежедневно отмечалось эмоциональное состояние ребенка и его поведенческие особенности. Я подбирала и изучала литературу по теме, стала участником вебинара «Психосоматика, эмоциональные причины заболеваний». Создавалась система наблюдений за эмоциональным состоянием ребенка. Осуществлялся подбор и изучение соответствующей методической литературы по теме. Проводилось анкетирование родителей по данной теме.
На втором этапе моей деятельности реализовывались планы, шло активное взаимодействие с родителями, и пополнялась среда. Разрабатывался перспективный план работы с детьми. Велась разработка программы социального партнерства с родителями. Пополнялась развивающая среда по теме. Разрабатывались памятки и консультации для родителей. Привлекались родители и для изготовления пособий.
Третий этап, заключительный, здесь я подводила итоги своей работы, вносила коррективы и делилась опытом с коллегами в ДОУ и сетевых сообществах.
Работа проводилась в различных режимных моментах, особенно в период адаптации ребенка к детскому саду, но самое продуктивное время, это конечно утренние часы приема детей. На прогулке лучше всего проводить игры с песком и водой в форме игрового экспериментирования, в зимнее время со снегом. Малыши включаются в осмысленную деятельность, в процессе которой они обнаруживают все новые и новые свойства предметов. Игры-эксперименты я использую на прогулке как часть наблюдения. Длительность их проведения должна быть не более 10 минут за один этап. Опыты провожу как с подгруппой детей, так и с 2-3 малышами. Проводить опыты с целой группой не рекомендую, т. к. при этом невозможно задействовать всех детей и результат проводимого опыта снижается.
Для себя я определила следующую последовательность игр. Игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, познавательные игры на песке и только потом проективные. На первом этапе работы ребенок только знакомится с сыпучими материалами, водой и их свойствами, учится строить, оставлять следы, пересыпать, аккуратно действовать, затем идут эксперименты и обучение использованию в игре различных природных материалов и предметов, и только на третьем этапе ребенок учится создавать свой мир, проектировать, фантазировать, используя различные фигуры.
Игры с детьми провожу эмоционально, в сказочной форме, произношу все приятным, доброжелательным голосом, чтобы в поведении детей ощущалась только радость. К каждому ребенку стараюсь найти индивидуальный подход, учесть личностные особенности.
Ну и, конечно, лучшим временем для игр с песком и водой считается вторая половина дня, после дневного сна, когда малыш отдохнул и положительно настроен на игру.
Неоценимую помощь оказывают мне в работе народные потешки, стихи детских поэтов, считалочки - они способствуют развитию речевого слуха, упорядочению движений очень динамичных детей, побуждают к деятельности малоактивных детей. Присутствие игрового персонажа, его поддержка, добрый голос – настраивает детей на эмоционально-позитивную атмосферу. Игры с водой и песком важны для ослабленных детей, у которых особенно страдают эмоциональная сфера, моторика, координация движений.
В работе с детьми раннего возраста очень важно использовать прием новизны, разнообразие заданий и игрового материала, элементы неожиданности, сюрпризности, поощрения, поддержку и т. д.
Главным условием реализации данной работы, по моему мнению, явилась насыщенная предметно-пространственная развивающая среда.
В играх с песком и водой в начале работы я ограничивалась традиционным набором дидактического материала : ведерки, совочки, стаканчики, лейки, грабельки, палочки, формочки, ситечки. Затем набор усложнялся, расширялся, к нему добавлялся природный материал. Следующим этапом происходит добавление фигурок людей, зверей, птиц, предметов архитектуры, транспорта, мосты, ворота и т. д.
Но постепенно и этого не стало хватать и я начала придумывать новые игры, поэтому список дидактического материала стал пополняться нетрадиционным дидактическим материалом : пластиковые шумовки, щипцы для перемешивания салата, ложки для накладывания спагетти, поварешки, ситечки для вынимания яиц из горячей воды, воронки, кружки разных размеров, стаканчики, дуршлаг, венчики для взбивания, губки, коктейльные трубочки, пульверизаторы, прессованные полотенца, которые размокали в воде, контейнеры с крышками и без них и т. д.
Данная работа, направленная на развитие и применение опыта игровых технологий с сыпучими материалами, способствующая быстрой адаптации и сохранению эмоционального благополучия ребенка раннего возраста может быть использована и для воспитания и обучения детей разных возрастных групп.
Использование игр с сыпучими материалами и водой обеспечивает создание доброжелательного общения детей в группе в течение всего дня и поддерживает физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие, что соответствует требованиям ФГОС ДО.
Подводя итог своей работы, хочется сказать о результативности. Мной проводились наблюдения за адаптацией детей к ДОУ. Детей я наблюдала по 4-м основным параметрам: это аппетит, настроение, взаимоотношение со сверстниками и взрослыми, активность в игре и речи. Можно сказать, что адаптация протекала более чем успешно. Из 25 детей, всего двое ребятишек прошли с тяжелой адаптацией к садику, больше половины с легкой и 10 детей со средней.
Также можно сказать о положительном влиянии моей работы на успешное приобретение ребенком необходимых навыков и умений по пяти основным параметрам: развитие речи, сенсорное развитие, игра, развитие движений, навыки.
Моя работа по данной теме не заканчивается, она не перестает быть актуальной, игры с водой и песком являются прекрасным посредником для установления доверительных отношений между воспитателем и ребенком, ребенком и родителями, способствует созданию психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребенка и в группе в целом. Они помогают создавать хорошее настроение, повышают жизненный тонус, снимают напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей, а также помогают накапливать жизненный опыт и развивают познавательную сферу ребенка. Малыши овладевают разными способами познания, в том числе и экспериментированием в игре, что способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности.