Светлана Будникова
Организация художественно-творческой деятельности детей (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня наше общество нуждается в нестандартных, разносторонне развитых личностях. Нужны не только знающие, но и способные к творческой деятельности люди.
В формировании личности ребёнка неоценимое значение имеют разные виды художественно-творческой деятельности, которые дарят ему радость познания, радость творчества. Испытав это чувство однажды, ребёнок стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.
Публикация «Организация художественно-творческой деятельности детей (из опыта работы)» размещена в разделах
По мнению ряда современных психологов, лучшим периодом для развития творчества является дошкольный возраст. Также общеизвестно, что художественно - творческие способности, умения и навыки детей необходимо начинать развивать как можно раньше, поскольку занятия изодеятельностью способствуют развитию не только творческих способностей, но и воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.
Суть моего подхода к работе с детьми выражается в организации художественно-творческой деятельности, включающей в себя систему занятий и авторских наработок (Дидактическая игра «Надень шляпу Снеговику», творческие проекты «Скоро, скоро Новый год» и «Цветы», направленных на развитие и воспитание гармоничной личности, а так же на укрепление психического здоровья детей.
Основным критерием в своей педагогической деятельности считаю создание такой образовательной среды, где каждый ребенок имеет возможность раскрыть и проявить свои творческие способности, где так же учитываются индивидуальные особенности характера детей. При обязательном выполнении основной образовательной программы по ФГОС, считаю необходимым и результативным использование нетрадиционных техник изодеятельности, в том числе и авторского, для выявления и развития индивидуальных творческих способностей дошкольников.
Для того чтобы развитие детского творчества проходило успешно я применяю следующие методы обучения:
1. Информационно-рецептивный метод, который включает в себя приёмы рассматривания и показа образца воспитателя.
2. Репродуктивный метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма. Он включает в себя прием повтора, работы на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой.
3. Эвристический метод, который направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии, т. е. я предлагаю ребёнку выполнить часть работы самостоятельно.
4. Исследовательский метод, развивающий у детей не только самостоятельность, но и фантазию и творчество. Я предлагаю ребенку самостоятельно выполнить не какую - либо часть, а всю работу.
Но, следует заметить, что во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии активизирую внимание ребенка, побуждаю его к деятельности при помощи дополнительных стимулов, таких как:
игра, которая является основным видом деятельности детей;
сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
живая, эмоциональная речь воспитателя.
Созданная предметно-развивающая среда в группе способствует установлению, утверждению у детей чувства уверенности в себе, даёт возможность испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявления самостоятельности, инициативности, творчества. Воспитанникам предлагается на выбор набор материалов, который возможно использовать в рисовании (гуашь, акварель, масляная пастель, сухая пастель, свеча, восковые карандаши, пластилин); в лепке (пластилин, солёное тесто); в аппликации ( бумага разной фактуры: цветная бумага, газетная, журнальная, цветной картон); в ручном труде (бросовый материал).
Работая с ребенком, неизбежно сталкиваешься с родителями детей, и как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем успешнее становится ребенок. Каждый успех ребенка в творчестве и в личностном плане доводится до сведения родителей, тем самым ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно и что способствует "удовлетворению притязаний на признание". С родителями проводились консультации, беседы нетрадиционные родительские собрания с мастер-классами.
На основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционной технике изодеятельности. Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. В ходе совместной и самостоятельной художественно-творческой деятельности дети приобрели навыки диалогического общения, учились применять различные художественные материалы при создании выразительных художественных образов посредством различных видов продуктивной деятельности. Дети продемонстрировали трудолюбие, инициативу, самостоятельность. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для его воплощения. У детей появилось желание участвовать во всевозможных конкурсах, гордость за свои победы.