Алла Николаевна Колпакова
Моя педагогическая философия
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 «Пингвин»
ЭССЕ
музыкального руководителя
Колпаковой Аллы Николаевны
на тему
«Моя педагогическая философия»
г. Кстово
февраль 2019 г.
Почему я выбрала профессию педагога? Что удерживает меня в ней? Этот вопрос я задаю себе постоянно. Ответ однозначен: это любовь – моя любовь к детям и ответная любовь ко мне. Быть педагогом непросто. С одной стороны – это огромная ответственность. С другой – полный драйв! Любить всем сердцем детский смех, детскую речь, непосредственность, чувствовать в себе море творческого потенциала – это для меня удовольствие! А разве можно отказать себе в удовольствии! Педагог, с моей точки зрения, это созидатель, творец. Только ему открыто главное сокровище - детские сердца, которые ждут тепла, доброго слова, новых знаний и готовы всегда отвечать взаимностью.
Публикация «Моя педагогическая философия» размещена в разделах
Мой трудовой стаж достаточно большой. До работы в дошкольном учреждении я работала учителем музыки по классу фортепиано в музыкальной школе. После переезда в г. Кстово я, спустя некоторого времени, устроилась на работу в детский сад. Я наивно думала, что следуя сетке (структуре) занятия, не так уж и сложно работать в детском саду. Но как же я ошибалась! Много раз испытывала чувство неудовлетворения, когда в деталях продуманное и спланированное занятие проходило не так, как было задумано. Ну что это такое? Маша опять смотрит непонятно куда, Тимофей играет с верёвочкой от шорт… А эти дёргают друг друга. Я им: «Дети, глазки на меня!» Так, смотрят… Нет, опять всё распадается! Почему? Что не так? Как нужно?
А дело было во мне, в моём стиле общения с детьми. Надо было искать, где я «прокололась». Стала искать пути как сделать занятие интересным и методически продуктивным. Как соединить игру и обучение?
Первым открытием было понимание значимости движения на занятиях. Дети с нетерпением ждали моментов двигательной активности.
«Детство-Игра-Обучение» - это тоже три кита, где важно всё сбалансировать, просчитать. Игра неотделима от детства, они дополняют и обогащают друг друга. Игра необходима детям, потому что они играют с миром, познавая его.
А вот насчёт обучения хочется сказать словами Ж. Руссо «Дайте детству созреть в детстве!» Ребёнок не бездонная бочка для восприятия нахлынувшей на него информации! Жизнь меняется. В современном мире, в мире технологий и инноваций нельзя не идти в ногу со временем, нельзя быть не креативным. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, направленное на развитие творческих способностей ребёнка. Детство современного малыша не назовёшь безоблачным, Часто родители, занятые добыванием хлеба насущного, не могут дать им достаточно внимания и тепла. Но у каждого ребёнка должно быть детство - время, наполненное яркими впечатлениями, весельем, радостью познания нового. И здесь на помощь детям приходим мы, музыкальные руководители.
Я люблю свою работу. Она творческая, интересная. Я стараюсь привить детям любовь к музыке, сделать их мир богаче и интереснее. Какое счастье видеть восторженные глаза детей, когда они впервые в своей жизни начинают понимать язык музыки, его речь, интонацию. И всё это через сказку, через игру. А как дети стараются петь, выразительно выполнять музыкально-ритмические, образные движения. Мне доставляет удовольствие наблюдать за детьми, когда они учатся у меня чему-то новому и вдвойне приятно видеть их успехи на праздниках и развлечениях.
В моей работе важное место занимает работа с социумом. Мы тесно сотрудничаем с музыкальной школой, с центром народной культуры «Берегиня», с Союзом пенсионеров, Союзом ветеранов войн.
Приведу пример. В ходе подготовки к празднику 9 Мая дети узнали о Бессмертном полке, который проходит ежегодно по всей России, о детях войны, переживших голод и бомбёжку, о параде Победы в Москве и т. д. Было трогательной неожиданностью, когда девочки во время разучивания танца «Дети войны» заплакали, когда воспитанница Носкова Кристина смотрела вверх глазами, полными ужаса от бомбёжки вражеских истребителей, повествующих в песне. А с какой гордостью дети пронесли по залу таблички с портретами героев войны, чьими именами названы улицы г. Кстово! Получился импровизированный маленький Бессмертный полк в детском саду. А уж песню «Катюша» можно было услышать в разных уголках города: дети пели её и дома, и на улице. На праздник был приглашён гость из Союза ветеранов Виктор Коваленко. Он спел детям песню «Едут по Берлину наши казаки». С каким восторгом и удовольствием дети повторяли припев песни: «Казаки, казаки, едут, едут по Берлину наши казаки!» И когда Виктор Коваленко пришёл в детский сад к детям летом - дети опять попросили его исполнить эту песню. Это вызывает гордость и радость от того, что как можно языком музыки донести и раскрыть такую важную тему, тему войны.
Ещё не могу не написать о таком ярком мероприятии как «По мотивам сказок А. С. Пушкина». Дети подготовительной к школе группы разыграли сказку «О мёртвой царевне и семи богатырях». На празднике присутствовали пушкинисты из Союза пенсионеров города Кстово. Они прочли стихи А. С. Пушкина. А кульминацией праздника стало совместное костюмированное танцевальное шоу, на котором дети и взрослые с притопами, «уханьем» прочувствовали русский народный фольклор. Все это оставило неизгладимый след в детских душах.
Великий педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника!» И я в это верю и считаю, что все наши дети талантливы. А помочь им раскрыться - моя прямая задача.
А кто такой современный музыкальный руководитель? Это педагог и психолог, аккомпаниатор и вокалист, хореограф, сценарист, постановщик спектаклей и праздников, костюмер в одном лице. Да, большой объём работы. Нужно много читать. Искать новое в Интернете для того, чтобы детям было интересно, увлекательно, доставляло удовольствие и огромную радость. А ведь жизнь не стоит на месте. Меняются дети, меняются их интересы, меняется социальный заказ.
Когда-то педагог и музыковед Михаил Казиника написал: «Если вы хотите, чтобы ваши дети сделали первый возможный шаг к Нобелевской премии, начинайте не с химии, а с музыки. Ибо музыка - пища для мозга, в структурах музыки скрыты все последующие научные открытия. И ЭЙНШТЕЙН за скрипкой, и ПЛАНК у рояля - не случайность, не прихоть, а божественная необходимость».
Моё глубокое убеждение и педагогическая философия : увлечь детей можно только тем, чем увлечён сам взрослый.