Получи документы

Мониторинговая деятельность в ДОУ как средство повышения качества управленческой деятельности руководителя

Валентина Калугина
Мониторинговая деятельность в ДОУ как средство повышения качества управленческой деятельности руководителя

Дошкольное образовательное учреждение в современных условиях имеет свою ярко выраженную специфику, поэтому сегодня невозможно обеспечить благоприятные условия для его функционирования и развития без целенаправленного и научно-обоснованного управления, обеспечения своевременной ориентации педагогов на формирование установок, связанных с саморазвитием и самообразованием, активным восприятием достижений ДОУ, знанием своих и коллективных проблем.

Публикация «Мониторинговая деятельность в ДОУ как средство повышения качества управленческой деятельности руководителя» размещена в разделах

Складывающееся вокруг ДОУ информационное поле может быть разной эмоциональной окрашенности и направленности: положительной и отрицательной, целенаправленной или стихийной, фиксированной или нефиксированной, так как информация постоянно накапливается, расширяется, углубляется.

В этих условиях именно мониторинг, как технологическая услуга, становится важнейшим источником информации для каждого участника образовательного процесса, обеспечения обратной связи между управляемой и управляющей системами, оценивания и корректировки условий, процесса и результатов педагогического взаимодействия.

Систему педагогического мониторинга ДОУ мы представляем как:

• форму организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности ДОУ;

• метод постоянного исследования, в реализации которого осуществляется нормативная, контрольно – аналитическая деятельность.

В этом проявляется взаимосвязь мониторинга с функциями педагогического контроля и педагогического анализа. В ДОУ педагогический мониторинг рассматривается в четырех видах:

• дидактический – слежение за различными сторонами образовательного процесса;

• воспитательный – слежение за различными сторонами воспитательного процесса, которое учитывает систему связи отношений, характер взаимодействия участников образовательного процесса;

• социально-психологический – слежение за системой коллективно-групповых, личностных отношений, характером психологической атмосферы коллектива, групп;

управленческий – слежение за характером взаимодействия на различных управленческих уровнях.

В ДОУ все более популярной становится идея создания системы портфолио, которая позволит перейти от административной системы учета результативности педагогической деятельности к системе оценивания успешности каждого педагога, каждого ребенка, руководителя. Анализ результатов деятельности руководителя, педагога, каждого ребенка ДОУ может быть представлен посредством этой накопительной системы оценки достижений. Портфолио руководителя, педагога позволяет учитывать результаты, достигнутые ими в ходе аттестации, а также в профессиональной деятельности, служит ориентиром дальнейшего самосовершенствования и саморазвития, является важным элементом практико-ориентированного, системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса в дошкольном учреждении. Портфолио дошкольника – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений ребенка.

Основной целью портфолио является оказание помощи детям, педагогам, руководителю ДОУ в развитии их способностей анализировать собственную деятельность, сопоставлять ее с общепринятыми стандартами и на основе этого совершенствовать, проявлять инициативу для достижения собственного прогресса. Важная цель системы портфолио - представить отчет по организации деятельности, определить «картину» значимых результатов деятельности в целом, продемонстрировать навыки самооценивания, самоанализа, в том числе в плане сопоставления личных результатов и достижений с результатами других. Оценка тех или иных достижений (результатов) деятельности руководителя, педагогов, детей, входящих в портфолио, а также всего портфолио в целом либо за определенный период его формирования может быть как качественной, так и количественной.

Портфолио является не только современной эффективной формой оценивания деятельности руководителя, педагога, ребенка в ДОУ, но и по-могает решать следующие задачи по отношению к педагогам и детям:

1. По отношению к руководителю, педагогам:

• стимулировать мотивацию к деятельности у педагогов;

• развивать активность и инициативу к самосовершенствованию, саморазвитию;

• формировать навыки рефлексивной деятельности;

• содействовать персонализации повышения уровня своего профессионального мастерства, развития фактологических и алгоритмических знаний, а также умений ориентироваться в отборе информации.

2. По отношению к ребенку:

• поддерживать высокую мотивацию;

• развивать активность и самостоятельность;

• развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности;

• формировать умение учиться.

Мы предлагаем следующую структуру «Портфолио педагога» :

«Статистическое портфолио» - сведения о педагоге.

«Портфолио документов» - портфель документированных достижений педагога. Документы или их копии могут быть помещены в приложении к портфолио.

«Методическое портфолио» - самооценка педагогов собственных достижений.

«Портфолио работ» представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ, лучших конспектов занятий и мероприятий с детьми. Портфолио оформляется в виде творческой книги педагога с приложением его работ в виде текстов, электронных версий, фотографий.

«Профессионально – творческое портфолио», куда входят банк ППО, характеристика инноваций и нововведений, индивидуальная программа развития и саморазвития педагога.

Приложением к портфолио могут являться: образ педагога, образ выпускника, система оценочных и уровневых характеристик. «Портфолио руководителя» имеет ту же структуру, что и портфолио педагогов, изменяются только приложения. «Портфолио руководителя» дает возможность использовать механизм самооценки своей управленческой деятельности, понимания целей и задач функционирования и развития ДОУ, ответственности в самостоятельном определении основ своей деятельности и степени реализации своей миссии.

Структура «Портфолио ребенка» :

«Давайте познакомимся».

«Я познаю мир».

«Моя семья».

«Мои достижения».

«Моя группа».

«Посоветуйте мне».

«Учимся планировать свою жизнь».

В формировании портфолио участвуют: педагоги, родители детей, психологическая служба, администрация ДОУ. Администрация ДОУ разрабатывает механизмы использования портфолио при аттестации педагогических кадров, при определении уровня их творческого мастерства, профессионализма, компетентности. Педагоги разрабатывают механизм использования портфолио ребенка, собирают документы, условно разделяя их на три группы: официальные, творческие работы, фотографии, отзывы, рецензии и т. д.

Представленные особенности портфолио делают его перспективной формой представления индивидуальной направленности достижений деятельности руководителя, конкретного педагога ДОУ, ребенка. Анализ результатов деятельности руководителя, педагога, каждого ребенка в системе мониторинга современного ДОУ может быть представлен посред-ством этой накопительной системы оценки достижений.

Таким образом, в мониторинговой деятельности ДОУ используются технологии разных видов:

• Нормативная модель качества жизнедеятельности ДОУ

• Технологическая модель качества жизнедеятельности ДОУ

• Портфолио дошкольника

• Портфолио педагога

• Портфолио руководителя

• Информационный банк для хранения информации (педагоги, дети, родители)

• Система оценочных и уровневых характеристик

• Различные виды алгоритмов проведения мониторинга

Введение мониторинга в систему деятельности ДОУ может повысить качество управленческой деятельности руководителя, творческую активность и инициативу педагогов, успешность детей в образовательном процессе, личностном развитии, уровень осознания ими своих целей и возможностей, что обеспечит оценивание их управленческой (для руководителей, детской (для детей) и педагогической (для педагогов) деятельности более достоверным и ответственным, и как результат способствовать повышению качества образования.

Публикации по теме:

Анализ организации взаимодействия с семьями воспитанников как условие повышения качества дошкольного образованияАнализ организации взаимодействия с семьями воспитанников как условие повышения качества дошкольного образования МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 12 «АЛЕНУШКА» ПОСЕЛКА ПСЕБАЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСТОВСКИЙ РАЙОНМесто.

Обмен опытом, как обязательное условие повышения качества образовательной деятельности педагогаОбмен опытом, как обязательное условие повышения качества образовательной деятельности педагога Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим. Диккенс Ч. Современный педагог делает очень.

Анкета для родителей по оценке качества деятельности учреждения Уважаемые родители! Просим Вас принять участие в анкетировании по оценке качества деятельности нашего Учреждения. 1. Как долго Ваш ребенок.

Обучающий семинар на тему «Интегрированное занятие как средство повышения мотивации к деятельности у дошкольников»Обучающий семинар на тему «Интегрированное занятие как средство повышения мотивации к деятельности у дошкольников» Обучающий семинар для молодых педагогов на тему: «Интегрированное занятие как средство повышения мотивации к деятельности дошкольников»Инсценирование.

Папка-передвижка как средство повышения педагогической компетентности родителейПапка-передвижка как средство повышения педагогической компетентности родителей Наглядную агитацию для родителей, которые мы с вами, уважаемые коллеги, выставляем в уголке для родителей, в соответствии с той или иной.

Проектная деятельность музыкального руководителя «Как появилась музыка?» Проект «Как появилась музыка?» Паспорт проекта: Вид проекта: исследовательский, детский. Тема проекта: «Как появилась музыка?» (исследование.

Проектная деятельность музыкального руководителя «Инструменты симфонического оркестра» Впервые о «Методе проектов» заговорил Джон Дьюи (1859-1952, американский педагог-демократ, автор более тысячи книг и статей по проблемам.

Проектная деятельность музыкального руководителя «Оркестр русских народных инструментов» Проект «Оркестр русских народных инструментов». Вид проекта: исследовательский. По числу участников: подгрупповой. Участники проекта: подгруппа.

Советы музыкального руководителя для родителей «Музыка как средство укрепления здоровья детей во время самоизоляции» Все мы сейчас переживаем неспокойное и не совсем привычное для нас время. Как взрослым, так и детям пришлось столкнуться со многими вещами,.

Создание ансамбля педагогов как средство развития творческих способностей педагогов и повышения имиджа ДОУСоздание ансамбля педагогов как средство развития творческих способностей педагогов и повышения имиджа ДОУ Дошкольное образовательное учреждение сегодня рассматривается не просто, как детский сад, а как организация, которая оказывает образовательные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мониторинговая деятельность в ДОУ как средство повышения качества управленческой деятельности руководителя
Опубликовано: 26 октября 2020 в 11:19
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД