Нина Маринская
Мотивация продуктивного диалога в старшем дошкольном возрасте на основе исследовательской деятельности по экологическому разв
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Мотивация продуктивного диалога в старшем дошкольном возрасте на основе исследовательской деятельности по экологическому развитию.
Сегодня в рамках ФГОС ДО уже стали привычными высказывания, что у детей необходимо развивать общеучебные навыки (или универсальные учебные действия (УУД, или же ключевые компетентности, среди которых особенно выделяют коммуникативные. Говоря о формировании коммуникативных умений и в первую очередь диалогических навыков, необходимо понять, что диалог – это естественная форма речи в дошкольном возрасте. Следовательно, развитием речевой деятельности надо заниматься, чтобы вербальное общение детей стало активной, целенаправленной, мотивированной, содержательной, сформулированной посредством языка и мысли. Что же необходимо для диалога? В первую очередь это мотивы, потребности говорить, доверие к субъектному речевому опыту ребенка. Поддержка мотивации общения – самое главное, с чего начинается развитие речевой деятельности и обучение продуктивному диалогу. Обучая детей диалогу, важно помнить и о едином предмете диалога, то есть предметности сотрудничества. Необходимо учить этому детей, тогда диалог будет не просто формой общения (так называемая вопросно-ответная форма, а именно продуктивная деятельность, направленная на совместное с воспитателем решение задач детьми.
Публикация «Мотивация продуктивного диалога в старшем дошкольном возрасте на основе исследовательской деятельности по экологическому разв» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Реализацию этих научных утверждений я попыталась провести через развитие познавательных навыков детей, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления на основе исследовательской деятельности по экологическому воспитанию. Элементарное экспериментирование я начала с детьми группы среднего возраста. За год я разработала и провела целый ряд опытов со снегом, водой, песком, воздухом. Эти занятия вызывали у малышей живой интерес и восторг. А самое главное желание выразить свои мысли и чувства посредством продуктивного диалога : сначала с воспитателем, потом с родителями, далее со сверстниками. На следующий год эту работу я представила в виде проекта по развитию продуктивного диалога на основе исследовательской деятельности по экологическому развитию. Составила программу исследовательской деятельности по экологическим проблемам, куда включила мини-проекты: «Путешествие капельки», где дети с удовольствием проводили опыты с водой. Им особенно понравилось менять цвет и вкус воды, исследовать свойства снега и льда. Мини-проект «Ветерок» помог дошкольникам сформулировать свойства воздуха, определить его значимость для всего живого на земле, особенно для человека. Сколько эмоций было при надувании мыльных разноцветных пузырей, когда каждый хотел поймать самый крупный. А с каким воодушевлением дети делились своими ощущениями после исследовательской деятельности друг с другом, а потом все выразили желание все это нарисовать на память и рассказать об этом родителям. Интересные исследовательские занятия прошли под названием «Цветик-семицветик», где речь шла о растениях нашего края. Дошколята формулировали правила ухода за растениями, словесно выражали красоту и неповторимость каждого цветка, даже пытались сочинять четверостишье о любимом цветке, делились советами о бережном отношении к растительному миру планеты. Речевая активность каждого воспитанника была велика и эмоциональна. Но одна проблема ярко демонстрировалась в ходе каждого мероприятия – это первенство высказывания своих мыслей и невнимательное отношение к высказываниям сверстников, повышение голоса при спорах, утверждении своих выводов. Поэтому следующим и очень важным этапом организации продуктивного диалога стало обучение культуре ведения диалога. Здесь я выделила два этапа решения данной проблемы.
- Создание воспитателем атмосферы доверия и выработка этикета взаимодействия – общекультурных норм дискуссии, когда дети постепенно научатся устанавливать глазной и тактильный контакт с партнером по совместным действиям.
- Перевод отношений личной симпатии и антипатии детей в план содержательных, предметных отношений.
Изменив привычный характер межсубъектного взаимодействия с детьми в образовательном процессе, отказавшись от излишней опеки разговорной деятельности, я смогла организовать такую деятельность детей, при которой начали формироваться значимые коммуникативные умения и навыки, рефлексия, самостоятельность в оценке и суждениях. Инициативность, которой недостает моим воспитанникам, а также способность к успешной социализации в обществе - все то, что называется ключевыми компетенциями. Но это пока первые шаги к высокому педагогическому искусству, которые я запланировала в подготовительной группе.