Папки-передвижки

Музей как средство духовно-нравственного и патриотического воспитания детей дошкольного возраста (6 фото)

Наталья Ярушина
Музей как средство духовно-нравственного и патриотического воспитания детей дошкольного возраста

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину,

узнать её, стать подлинным патриотом».

Сергей Михалков

В современном обществе, когда технический и информационный прогрессы берут верх над человеческими ценностями, особое внимание следует уделять духовно-нравственному, патриотическому и культурному воспитанию. Начинать трудоемкую работу по вышеперечисленным направлениям, на мой взгляд, следует уже в дошкольном возрасте, поскольку чувство патриотизма, уважения к историческому прошлому, к традициям русского народа, гордости за свой народ, город, страну – довольно многогранные чувства, которые закладываются у ребенка постепенно, начиная с самого малого: с семьи и родных для ребенка мест. Очень важно вести работу с детьми любого возраста, однако сложность на пути к поставленной цели заключается в том, что дошкольники усваивают качественнее информацию, когда есть зрительный, слуховой и тактильный контакты. Для эффективной, качественной и продуктивной работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста на педагогическом совете было принято решение создать музей «Русская изба».

Публикация «Музей как средство духовно-нравственного и патриотического воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Создание музея в стенах детского учреждения (далее – ДОУ) – кропотливая и сложная работа ввиду возрастных особенностей будущих посетителей и отсутствия отдельного помещения для создания музейной среды. Однако желание вовлечь детей в образовательный процесс, дать возможность прикоснуться к старине, воздействовать на их эмоциональную сферу оказалось сильнее всяких организационных трудностей. Важной особенностью при создании музея в ДОУ является активное участие ребенка и его семьи в сборе музейных экспонатов. В отличии от музеев вышестоящих уровней в музее детского сада трогать экспонаты не только можно, но и нужно, это вызывает у ребенка положительные чувства и желание возвращаться в музей! Работа по созданию музея включала в себя следующие этапы:

I этап – подготовительный;

II этап – практический;

III этап – презентационный (деятельностный).

На подготовительном этапе было определено месторасположение музея, его тематика, проведена работа с родителями (анкетирование по их заинтересованности в создании и развитию музея, также была определена группа активных педагогов, которые стали курировать работу нашего музея.

Второй этап – практический – самый кропотливый и масштабный, так как предстоял сбор исторических материалов, обработка экспонатов, их оформление и сортировка по экспозициям. Следует отметить, что часть работы была выполнена с детьми, это заинтересовало их и послужило стимулом для дальнейших посещений музея ДОУ.

Третий этап – заключительный, но не имеющий сроков, поскольку он включает в себя непосредственно работу музея : оформление и организация выставок, проведение экскурсий и тематический мероприятий. С начала официального открытия экспозиций дошкольники всех возрастных категорий нашего ДОУ начали посещать музей, каждый визит – «буря» эмоций, новые знания и мотивация вернуться сюда, чтобы снова приблизиться к традициям русского народа, окунуться в русский быт, путешествовать во времени!

Наш музей представлен следующими экспозициями: «Русская изба», «Посудная лавка». Каждая экспозиция полна информации для ребят-дошкольников, дети задают вопросы, интересуются прошлым и с удовольствием делятся полученной информацией с родителями. В разработке уголок, посвященный военной тематике. Несмотря на то, что музей открылся меньше 2 лет назад, уже прошло множество мероприятий.

В музейной педагогике у детей дошкольного возраста я использую разнообразные виды деятельности:

Экскурсия

Игры-развлечения

Исследовательская деятельность

Занятия с элементами игры

Творческие мастерские

Игры-путешествия

Интеллектуально-творческие игры

Продуктивная деятельность

Театрализованные игры

Возможность смены экспозиции

Самый распространенный - это экскурсии, которые дают детям возможность путешествовать во времени, окунуться в быт наших предков, ребята узнают историю наших предков. Для закрепления материала, услышанного во время экскурсии, с ребятами проводятся викторины. Дети с удовольствием и интересом отгадывают загадки, называют предметы быта и отвечают на вопросы воспитателя. Для наиболее эффективной работы музея мы привлекаем родителей, которые пополняют музейный фонд, оставляя «часть истории» своей семьи в стенах детского сада. Дети активно обсуждают новые экспонаты и, конечно, гордятся тем, что именно его семья принимает участие в пополнении музея.

В рамках музейной деятельности ко Дню Победы совместно с воспитанниками, родителями и воспитателем был оформлен стенд «Бессмертный полк», на котором все желающие поместили фотографию своего героя. В целях воспитания чувств патриотизма, гордости за свою Отчизну, за солдат, подаривших нам мирное небо. Каждый ребенок выразил слова благодарности Ветеранам Великой Отечественной войны.

В работе нашего музея часто можно встретить игровую деятельность. Игры развлечения, приуроченные к праздникам, запоминаются детям надолго. Например, 7 апреля, в честь праздника Благовещение Пресвятой Богородицы, с воспитанниками было проведено тематическое развлечение, на котором они познакомились с традициями и обычаями великого праздника христиан. Ребята делали из соленого теста птичек, раскрашивали их и играли в русские народные игры. Не остался без внимания и праздник Светлой Пасхи: мероприятия, проведенные к Христову воскресенью, были направлены на сплочение коллектива, а также формирование семейных традиций. Родителям и ребятам предлагалось посетить Храм, освятить пасхальные куличи и яйца, поставить свечу за здоровье. Несомненно, дети, посетившие церковь, остались под впечатлением и с удовольствием рассказывали об этом сверстникам и педагогам!

Ребята очень полюбили игры – путешествия. Этот увлекательный вид игровой деятельности помогает окунуться дошкольникам в атмосферу прошлых лет, почувствовать себя жителем русской избы или квартиры послевоенного времени. Путешествовать во времени в прошедшем учебном году нам помогали костюмы, которые ребята с большим удовольствием примеряли на себя. В процессе путешествий дети изучали предметы одежды, быта, знакомились с декоративно-прикладным творчеством, учились сравнивать прошлое и настоящее, ценить и беречь предметы старины.

В своей практике я применяю театральную деятельность. Например, воспитанники старшей группы делали инсценировку «Жизнь в русской избе» : ребята познакомились с традициями и бытом русского народа, девочки попробовали себя в роли крестьянской женщины: качали колыбель, увидели, как работает прялка, мальчики – узнали, как надо плести лапти, увидели, как топили печь и попробовали колоть дрова имитированным топором. Дети также узнали, как проводились вечера на Руси. Задачами были формирование трудолюбия, чувства заботы о ближнем, воспитание семейных традиций, в конечном итоге, данная деятельность дала представление не только о русском быте, но и о крепкой семье, что очень важно, поскольку без крепкой семьи не будет крепкого государства.

Для того, чтобы вызвать положительные эмоции и душевный подъем у маленьких посетителей, а также желание вернуться в музей, мы в течение учебного года проводили встречи в формате «посиделок». Ребята с интересом слушали музыкальные композиции на гармони, танцевали под «волшебные» мелодии гармони послевоенного времени и с удовольствием играли на деревянных ложках. На музыкальных встречах дети знакомились с историческими песнями, мелодиями, народными играми, потешками и закличками. Узнавать «музыкальные корни» наших предков очень здорово!

Мною было принято решение проводить тематические мастер классы: изготовление свистулек, глиняных игрушек, кукол-обережек, игрушек из соленого теста. Эта деятельность не только способствовала сплочению детского коллектива, но и развивала и продолжает развивать воображение, мелкую моторику, стимулирует творческую активность. Вместе с тем, дети, знакомясь с подобными игрушками, испытывают любовь к национальным традициям, природе и рукоделию.

Кроме того, создана картотека по русским народным играм, разработаны комплекты дидактических игр по следующим темам: «Русская изба», «Традиции русского народа», «Куклы-обережки».

Занимательным видом работы нашего музея являются передвижные выставки, которые ребята с нетерпением ждут. Например, ко Дню победы была организована передвижная выставка «Война. Победа. Память», доступная для сотрудников и воспитанников сада. Для детей старшей группы была проведена экскурсия по тематике организованной выставки, где они узнали о героических подвигах солдат и животных во время войны.

Работая с детьми в рамках музейной педагогики, я могу уверенно сказать, что создание музея в дошкольном образовательном учреждении – это эффективное средство не только нравственно-патриотического воспитания, но и социального. Музейное дело значительно обогащает образовательный процесс, сближает воспитателей, детей и их родителей, а как известно, только совместная постоянная работа может дать плоды.

Все мероприятия, проводимые в рамках тематического планирования музея «Русская изба» нацелены на воспитание у детей любви и уважения к традициям, обычаям, культуре Уральского края, истории России, знакомят детей с семейным укладом прошлых лет, учат заботиться и беречь прошлое не только в материальной, но и духовной среде.

Несмотря на то, что музей «Русская изба» открылся только в январе 2021года, мы уже видим, как кропотливая и слаженная работа дает положительный результат: у воспитанников появился интерес к изучению русской народной культуры, к истории родного края и страны, военным событиям, дети понимают значимость подвигов наших предков, относятся к ним уважительно и гордо. Нельзя не согласиться, с высказыванием Сухомлинского, который говорил: «В чувственном познании мира в раннем детстве огромную роль играет эмоциональная память. Многочисленные факты убеждают в том, что, глубоко пережив в раннем детстве тот или иной образ, его красоту, дети запоминают его на всю жизнь».

Музей как средство духовно-нравственного и патриотического воспитания детей дошкольного возраста
Только тот кто любит ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением может любить Родину узнать её стать подлинным патриотом Для эффективной качественной и продуктивной работы по духовно нравственному Воспитание детей Материалы для педагогов воспитанию детей дошкольного возраста на педагогическом совете было принято решение создать музей Русская изба Публикация Музей как средство духовно нравственного и патриотического воспитания детей дошкольного возраста размещена в разделах Воспитание детей

Библиографический список

1. Гашук Е. А. Технология музейной педагогики. – М. : Учитель, 2020 г.

2. Столяров Б. А. Музей в пространстве культуры и образования. СПб. 2007.

3. Актуальные вопросы деятельности общественных музеев. Вып. 52 / Под ред. А. Б. Заес и Л. Е. Янбых – М., 2019. – 106 с.

4. Воронович В. М. Управление учебно-воспитательным процессом средствами музейной педагогики/ В. М. Воронович. N 12. – 2007.

Публикации по теме:

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество»  (продолжение) 2 часть Издавна на Руси существовали традиции: водить хороводы петь колыбельные песни изготавливать обереги…. Формы работы с детьми разнообразны.

Экскурсии в музей боевой славы как средство патриотического воспитания детей дошкольного возрастаЭкскурсии в музей боевой славы как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста Цель: создание условий для нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста через экскурсии в музей боевой славы МОУ.

Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Наша группа называется «Колосок», в беседе с детьми что означает.

Консультация для родителей на тему «Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста" Человек стал.

Кукла как средство нравственного воспитания детейКукла как средство нравственного воспитания детей Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим. Вадим Шафнер. Главная цель.

Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» .

Мини-музей как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста Аннотация. В данной статье представлен педагогический опыт работы по использованию мини-музея «Деревянная игрушка» в поликультурном воспитании.

Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возрастаНародные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста Актуальность: Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает.

Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения. Известно, что.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музей как средство духовно-нравственного и патриотического воспитания детей дошкольного возраста
Опубликовано: 16 июня 2021 в 23:25
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД