МААМ-картинки

Музыкально-речевые игры как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста

Ирина Желтова
Музыкально-речевые игры как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Уже много лет я увлечена работой над развитием и совершенствованием чувства ритма дошкольников – одним из основополагающих элементов музыки.

Я считаю, что заниматься им необходимо с раннего возраста, ведь в этом случае дети лучше двигаются, выразительнее поют. Чувство ритма составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку, благотворно влияет как на развитие речи, так и на общее развитие ребенка.

Публикация «Музыкально-речевые игры как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Недаром основоположник теории ритмического воспитания Жак Эмиль Далькроз считал, что ритм формирует тело и дух человека.

За годы своей деятельности я выработала свою систему работы над развитием чувства ритма и сегодня хотела бы поделиться ею.

Большая роль в достижении цели развития чувства ритма принадлежит музыкальным играм. Я считаю, что музыкальная игра – самый органичный из всех видов музыкальной деятельности детей. Ведь игра - основной вид их деятельности. Они доступны для детского сознания и вызывают интерес и желание участвовать в них.

Т. о. муз. игра является отличной формой обучающего воздействия взрослого на ребёнка.

В своей практике я использовала и традиционные подвижные, и дидактические музыкальные игры. На сегодняшний день я углубленно работаю над методикой работы над ритмом на основе речевых игр.

Речевые игры могут сопровождаться звучащими жестами

(хлопками, притопами, шлепками, щелчками,

движениями,

игрой на детских музыкальных инструментах, в т. ч. нетрадиционных.

Жестикуляция, мимика, пластика в речевой игре превращают ее в театральную игру, способствуют раскрытию творческого потенциала детей.

Я делю речевые игры на три раздела :

1. Игры со «звучащими» жестами;

2. Игры с использованием нетрадиционных инструментов;

3. Игры с использованием муз. инструментов.

• 1 раздел - «Игры со звучащими жестами»

Из большого богатого кол-ва жестов я выбираю 4 основных, базовых жеста:

1) шлепки по коленям

2) хлопки в ладоши

3) притопы, топанье

4) щелчки пальцами

Помимо этого - ладошка о ладошку (тарелочки, постукивание кулачка о кулачок, кулачка по коленям и т. п.

Телесные ощущения ритма позволяют глубоко ощутить и прочувствовать его, проникнуться им.

Что же важно в этих играх - упражнениях? Ровно, метрично произносить слова, а затем и цепочки из слов, и поддержать декламацию ритмичными движениями. Поэтому очень важно работу в этом направлении начинать с младшего возраста, постепенно усложняя задания.

Так, например, задачей в занятиях с детьми 2 младшей группы является точная ритмичная передача сильной доли в ритме, чувствование и передача звучащими жестами смены темпа. Например, игра «Капельки».

Игра «Капельки»

Капля — раз!

Капля — два!

Капли медленно сперва.

Стали капли ударять,

Капля каплю догонять.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

До свиданья, лес густой!

Побежим скорей домой!

Хлопки ладонями обеих рук по коленям половинными длительностями.

Хлопки по коленям четвертями.

Хлопки по коленям восьмыми поочередно.

Для более старших детей задача усложняется – добавляются новые движения, в т. ч. по залу, усложняется ритмический рисунок, который необходимо соотносить с движениями, правильно распределять внимание.

• Вторым разделом являются

«Игры с нетрадиц. инструментами»

Следуя принципу «От простого к сложному», мы с детьми сначала отрабатываем различные ритмические упражнения на простых деревянных палочках (клавесы).

Клавесы – незатейливый и легковесный инструмент, просто говоря, палки – стучалки, благодаря которым ребенок в игровой форме будет развивать моторику и непосредственно чувство ритма.

Встреча с палочками происходит не раньше, чем в средней группе.

Мы с ребятами катаем палочки по ладоням и по полу, стучим друг о друга, по коленям и по полу, одновременно и попеременно, пытаемся крутить их в руках, перехватывать, переставлять их и т. п. Движений – много, но начинаем мы следующим образом (сидя на полу, но я покажу за столом) :

Жили-были 2 друга.

Их звали Тим и Том.

Здрав-ствуй, как я рад!

Здрав-ствуй, и я рад!

Пошли влево–

Всем привет!

Пошли вправо –

И вам привет!

Показать 2 палочки.

Стукнуть по полу поочередно.

Ритмично стучать 1 палочкой.

также 2 палочкой.

По полу стучим, двигаясь влево. Помахать.

Вправо так же.

И т. о. составляется сказка с продолжением, которое следует на след. занятии. Чтобы избежать напряжения и доставить детям несколько весёлых минут, добавляем «рожки», «ушки», «крылышки» и т. п.

В старше-подготовительной группе происходит усложнение – и более сложный ритм, и дополнительное движение - передача палочек между соседями, и чередование движений…Введению речевых игр предшествуют упражнения, которые помогают освоить детям этот достаточно трудный прием и довести его практически до автоматизма. Здесь развивается внимание, ловкость, координация, умение сочетать свои действия с движением партнера.

Перечень игр с клавесами для детей старшей группы,

который использую в течении уч. года:

Ножки

Шур-шур песенка

Помимо палочек я использую другие инструменты - орешки, яйца от Киндера и баночки с различным наполнением, кубики, шуршунчики (султанчики, и т. п.

• Третьим разделом являются

Игры с использованием муз. инструментов

В основном это шумовые инструменты, ярко подчеркивающие ритм – бубны, маракасы, погремушки, деревянные ложки и т. п.

Используя в своей работе музыкально-речевые игры, я заметила не только улучшение показателей сформированности ритмической способности у детей в соответствии с возрастом, но и то, что дети очень заинтересованы на занятии, увлечены происходящим.

Я надеюсь на продолжение своей работы над развитием чувства ритма у детей.

Спасибо за внимание.

Публикации по теме:

«Весёлые башмачки». Пособие для развития чувства ритма«Весёлые башмачки». Пособие для развития чувства ритма Упражнения и игры по развитию чувства ритма должны обязательно включаться в каждое музыкальное занятие как его неотъемлемая часть. Для.

Консультация «Использование барабана для развития чувства ритма у дошкольника»Консультация «Использование барабана для развития чувства ритма у дошкольника» Из опыта работы «Использование барабана для развития чувства ритма у дошкольника» Ростом мал и пузат, а заговорит – Сто крикливых ребят.

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста» Подготовила: Денисова В. С. Пояснительная записка Работая.

Консультация для родителей и педагогов «Роль шумового оркестра в развитии чувства ритма у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей и педагогов "Роль шумового оркестра в развитии чувства ритма у детей дошкольного возраста ". Здравствуйте, уважаемые.

Консультация для родителей «Музыкально-дидактические игры для развития чувства ритма в домашних условиях»Консультация для родителей «Музыкально-дидактические игры для развития чувства ритма в домашних условиях» Здравствуйте, Уважаемы родители. В данной консультации я предлагаю музыкальные игры, в которые легко играть в домашних условиях. Для игр.

Музыкально-дидактическая игра на развитие чувства ритма «Подружись с ритмом»Музыкально-дидактическая игра на развитие чувства ритма «Подружись с ритмом» «…не забывайте никогда, что Библия музыканта начинается словами: «В начале был ритм» Г. Нейгауз Ритм – чередование долгих и коротких длительностей.

Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма «Волшебные капельки», «Весёлые матрёшки», «Танцующие цветы»Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма «Волшебные капельки», «Весёлые матрёшки», «Танцующие цветы» Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма: «Волшебные капельки», «Весёлые матрёшки», «Танцующие цветы». Чувство ритма.

Музыкальные игры как средство развития детей раннего возрастаМузыкальные игры как средство развития детей раннего возраста Наш детский сад МБДОУ 29 г. Азова является муниципальной инновационной площадкой по апробации и внедрению комплексной образовательной программы.

Речевые игры для детей старшего дошкольного возрастаРечевые игры для детей старшего дошкольного возраста Роль игр в развитии речи детей нельзя переоценить. Предлагаю Вашему вниманию игры, разработанные и изготовленные мной для организации работы.

Речевые игры на тему «Овощи» для детей старшего дошкольного возраста Речевые игры на тему «Овощи» для детей 5-7 лет. 1. Речевая игра «Сколько овощей» (Индивидуально или подгруппа детей до 9 человек). Задачи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкально-речевые игры как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 6 октября 2021 в 22:44
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Музыкально-речевые игры как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Желтова (УИ 355019) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД