Ирина Желтова
Музыкально-речевые игры как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Уже много лет я увлечена работой над развитием и совершенствованием чувства ритма дошкольников – одним из основополагающих элементов музыки.
Я считаю, что заниматься им необходимо с раннего возраста, ведь в этом случае дети лучше двигаются, выразительнее поют. Чувство ритма составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку, благотворно влияет как на развитие речи, так и на общее развитие ребенка.
Публикация «Музыкально-речевые игры как средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Ритм. Игры, дидактические пособия для развития чувства ритма
- Темочки
Недаром основоположник теории ритмического воспитания Жак Эмиль Далькроз считал, что ритм формирует тело и дух человека.
За годы своей деятельности я выработала свою систему работы над развитием чувства ритма и сегодня хотела бы поделиться ею.
Большая роль в достижении цели развития чувства ритма принадлежит музыкальным играм. Я считаю, что музыкальная игра – самый органичный из всех видов музыкальной деятельности детей. Ведь игра - основной вид их деятельности. Они доступны для детского сознания и вызывают интерес и желание участвовать в них.
Т. о. муз. игра является отличной формой обучающего воздействия взрослого на ребёнка.
В своей практике я использовала и традиционные подвижные, и дидактические музыкальные игры. На сегодняшний день я углубленно работаю над методикой работы над ритмом на основе речевых игр.
Речевые игры могут сопровождаться звучащими жестами
(хлопками, притопами, шлепками, щелчками,
движениями,
игрой на детских музыкальных инструментах, в т. ч. нетрадиционных.
Жестикуляция, мимика, пластика в речевой игре превращают ее в театральную игру, способствуют раскрытию творческого потенциала детей.
Я делю речевые игры на три раздела :
1. Игры со «звучащими» жестами;
2. Игры с использованием нетрадиционных инструментов;
3. Игры с использованием муз. инструментов.
• 1 раздел - «Игры со звучащими жестами»
Из большого богатого кол-ва жестов я выбираю 4 основных, базовых жеста:
1) шлепки по коленям
2) хлопки в ладоши
3) притопы, топанье
4) щелчки пальцами
Помимо этого - ладошка о ладошку (тарелочки, постукивание кулачка о кулачок, кулачка по коленям и т. п.
Телесные ощущения ритма позволяют глубоко ощутить и прочувствовать его, проникнуться им.
Что же важно в этих играх - упражнениях? Ровно, метрично произносить слова, а затем и цепочки из слов, и поддержать декламацию ритмичными движениями. Поэтому очень важно работу в этом направлении начинать с младшего возраста, постепенно усложняя задания.
Так, например, задачей в занятиях с детьми 2 младшей группы является точная ритмичная передача сильной доли в ритме, чувствование и передача звучащими жестами смены темпа. Например, игра «Капельки».
Игра «Капельки»
Капля — раз!
Капля — два!
Капли медленно сперва.
Стали капли ударять,
Капля каплю догонять.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
До свиданья, лес густой!
Побежим скорей домой!
Хлопки ладонями обеих рук по коленям половинными длительностями.
Хлопки по коленям четвертями.
Хлопки по коленям восьмыми поочередно.
Для более старших детей задача усложняется – добавляются новые движения, в т. ч. по залу, усложняется ритмический рисунок, который необходимо соотносить с движениями, правильно распределять внимание.
• Вторым разделом являются
«Игры с нетрадиц. инструментами»
Следуя принципу «От простого к сложному», мы с детьми сначала отрабатываем различные ритмические упражнения на простых деревянных палочках (клавесы).
Клавесы – незатейливый и легковесный инструмент, просто говоря, палки – стучалки, благодаря которым ребенок в игровой форме будет развивать моторику и непосредственно чувство ритма.
Встреча с палочками происходит не раньше, чем в средней группе.
Мы с ребятами катаем палочки по ладоням и по полу, стучим друг о друга, по коленям и по полу, одновременно и попеременно, пытаемся крутить их в руках, перехватывать, переставлять их и т. п. Движений – много, но начинаем мы следующим образом (сидя на полу, но я покажу за столом) :
Жили-были 2 друга.
Их звали Тим и Том.
Здрав-ствуй, как я рад!
Здрав-ствуй, и я рад!
Пошли влево–
Всем привет!
Пошли вправо –
И вам привет!
Показать 2 палочки.
Стукнуть по полу поочередно.
Ритмично стучать 1 палочкой.
также 2 палочкой.
По полу стучим, двигаясь влево. Помахать.
Вправо так же.
И т. о. составляется сказка с продолжением, которое следует на след. занятии. Чтобы избежать напряжения и доставить детям несколько весёлых минут, добавляем «рожки», «ушки», «крылышки» и т. п.
В старше-подготовительной группе происходит усложнение – и более сложный ритм, и дополнительное движение - передача палочек между соседями, и чередование движений…Введению речевых игр предшествуют упражнения, которые помогают освоить детям этот достаточно трудный прием и довести его практически до автоматизма. Здесь развивается внимание, ловкость, координация, умение сочетать свои действия с движением партнера.
Перечень игр с клавесами для детей старшей группы,
который использую в течении уч. года:
Ножки
Шур-шур песенка
Помимо палочек я использую другие инструменты - орешки, яйца от Киндера и баночки с различным наполнением, кубики, шуршунчики (султанчики, и т. п.
• Третьим разделом являются
Игры с использованием муз. инструментов
В основном это шумовые инструменты, ярко подчеркивающие ритм – бубны, маракасы, погремушки, деревянные ложки и т. п.
Используя в своей работе музыкально-речевые игры, я заметила не только улучшение показателей сформированности ритмической способности у детей в соответствии с возрастом, но и то, что дети очень заинтересованы на занятии, увлечены происходящим.
Я надеюсь на продолжение своей работы над развитием чувства ритма у детей.
Спасибо за внимание.