Папки-передвижки

Музыкально-ритмическое воспитание дошкольников посредством фольклора

Наталья Солодухина
Музыкально-ритмическое воспитание дошкольников посредством фольклора
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс

«Музыкально-ритмическое воспитание дошкольников, средствами музыкального фольклора»

Н. А. Солодухина

музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №57»

Публикация «Музыкально-ритмическое воспитание дошкольников посредством фольклора» размещена в разделах

Цель: повышение профессионального мастерства музыкальных руководителей- участников мастер-класса, в подготовке и проведении праздников народного календаря посредством применения народных игр, плясок и хороводов.

Задачи:

-выявить проблематику и трудности в подготовке и проведении фольклорных праздников;

-систематизировать все традиционные праздники с учетом годового цикла;

-актуализировать знания педагогов о народном костюме, народных играх, дать представление о хореографических рисунках в традиционных хороводах;

-создать условия для активного взаимодействия всех участников мастер-класса, путем практического применения полученных знаний.

I. Презентация педагогического опыта

Идея о создании творческой площадки по развитию традиционного фольклора на базе детского сада, возникла в результате подготовки детей к весеннему празднику Благовещенье. В процессе разучивания весенних хороводов, закличек, игр и забав, выяснилось, что дети не достаточно хорошо знакомы с культурой своего народа. Отсюда сделан вывод, что ребятам обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою страну. Для этого необходима мотивация – толчок к творческой деятельности.

Наряду с современной программой по музыкальному воспитанию стало чаще применяться на практике фольклорная тематика, поскольку она несет в себе духовное начало, воспитывает в детях усердие, сдержанность, терпение, доброту, в коллективном творчестве вызывает эмоциональный отклик.

Сегодня, через детский сад можно передать детям богатейший культурный опыт родного народа, города, края. Это бесценный дар памяти поколений, своеобразная копилка народных знаний о жизни, красоте, любви, добре и зле. Незаменимый материал для такой педагогической работы – детский фольклор : подвижные традиционные игры, песни и забавы, народная хореография, неративный фольклор, календарные праздники. Основной принцип педагогической деятельности в работе с детьми - от простого к сложному. Для результативной работы была написана рабочая программа «От Рождества до Покрова», которая подразумевает целостный, комплексный подход к данной проблематике. Программа включает в себя 3 основных раздела: пение и фольклорный театр, музыкальные инструменты, музыкально-ритмические движения (игры, пляски, хороводы) и, как итог – фольклорный праздник по годовому циклу.

Программа прошла общественно-профессиональную экспертизу и была внесена в банк передового педагогического опыта. Сегодня эта программа успешно проходит апробацию в рамках нашего детского сада.

Праздники народного календаря годового цикла, которые можно проводить с дошкольниками, это серьезная тема, требующая обдуманного подхода со стороны педагога. Зачастую проводимый праздник не всегда детям понятен. Поэтому с детьми обязательно нужно проводить предварительную работу и из большого числа таких праздников выбирать только те, которые детям понятны и доступны, вызывают положительные эмоции, учат детей доброте, красоте, и не только толерантности по отношению к детям других национальностей, но и четко подчеркивают особую генетическую привязку к своему народу.

ОСЕНЬ –Семенов день, Кузьминки, Осенины (Покров)

ЗИМА – Рождество, Васильев день, Крещение

ВЕСНА – Масленица, Благовещенье (Сороки, Красная горка, Пасха, Юрьев день

ЛЕТО – Троица (хороводы, Иван Купало, Спасы (яблочный, медовый, ореховый)

Все праздники абсолютно разные по стилю, содержанию и наполнению, что отражается как в играх, так в плясках и хороводах.

1.1. Показ видеоряда с комментариями

*Осенины (Покров)

В этом году мы первый раз провели с детьми фольклорный праздник «Осенины» с посолкой капусты, в совместной деятельности с родителями. Дети играли в игры, водили хороводы, рубили капусту и угощали родителей. Они не только узнали предназначение таких традиционных предметов утвари, как корыто, сечка, чугунок, но и научились ими пользоваться. Праздник получился исключительно интересным, познавательным, и не только для детей, но и для их родителей.

*Масленица

*Рождество

*Благовещенье

*Иван Купало

Проводя праздники народного календаря, хочу подчеркнуть особую значимость народного костюма. Традиционная одежда всегда имела сокральное значение, ведь в вышивках, крое, украшениях, поясах и головных уборах закладывался определенный генетический код. В фольклорном празднике, ребенок должен себя почувствовать сопричастным к тем событиям, которые происходили когда-то и зрительное восприятие имеет неоценимое, воспитательное значение.

Показ слайдов традиционных костюмов с комментариями

(сарафанный комплекс, пояс, головной убор, обувь)

Несколько слов о театре. В детских садах в рамках театрального конкурса «Золотой ключик» наряду с драматическим театром, есть номинация «фольклорный театр». Что можно порекомендовать? В показах можно использовать сюжеты русских народных сказок. Раскрасить спектакль, можно придумывая вместе с детьми присказки, приговорки, различные попевки. Например, какую песенку поет зайка, которого лиса выгнала из домика. А какой песенкой можно представить хитрую лису. Здесь проявляется творческая индивидуальность каждого ребенка. Он сам придумывает образ. В этом прослеживается коллективное творчество детей и сопричастность к происходящему. Можно использовать музыкальные инструменты, чтобы озвучить, например, бабу, деда и других персонажей. Инструменты должны быть традиционными (балалайка, акарина, свирель, рожок, филимоновская свистулька и т. п.) Очень полезно развивать у детей навык импровизации. Попробуйте им дать задание самостоятельно сыграть хорошо знакомую сказку «Курочка ряба» на новый лад, надев на них соответствующие костюмы, и вы увидите, как талантливо дети умеют придумывать что-то новое. Так в общении через игру дети учатся эмоционально и образно говорить, свободно двигаться, чувствовать пространство и фантазировать.

Если говорить о фольклорном кукольном театре, то в народной традиции кукольный театр применялся не всегда и не везде. Его можно было увидеть на Масленицу, балаганные игрища или лубочные показы, где использовались куклы Петрушка, доктор, конь, городовой и др. Сюжеты придумывались на ходу, это была импровизация на злободневную тему. Такой спектакль носил сатирический характер, его еще называли «кукольная комедия». Из музыкальных инструментов использовали балалайку, и любые подручные шумовые инструменты. Театр «Вертеп» показывали на Рождество, но он наполнялся иным духовным смыслом, когда в сюжетной линии главным действом было рождество Иисуса Христа. В этом случае пелись духовные стихи и разыгрывались сцены со злым царем Иродом, который хотел убить всех младенцев. Предварительно с детьми проводятся беседы, читаются отрывки из детской Библии. Театр «Вертеп» был неоднократно показан для детей разных садов, правда с использованием технических средств (аудиозапись, дети воспринимали его с большим вниманием и интересом. Несомненно, что он имел познавательный характер. Дети без особых усилий приобщались к народной культуре, ее духовному началу.

1.2. Показ фото вертепного театра и куколс комментариями

II. Практические занятия с участниками мастер-класса

2.1. Хороводы.

В традиционной культуре хороводы существовали нескольких видов - стреловые, круговые и линейные. Водились, как правило, на Троицу, Купальские и Осенние праздники. По стилю, рисункам и своеобразию они все были разные.

Сегодня мы рассмотрим только те, которые вы можете использовать в своей практической работе.

Приглашаю все участников выйти на круг. Показ. (звучит ф-ма)

2.1.1 Наборный хоровод. Набирался «по одному», когда надо было всех собрать в единый большой круг. Под гармошечный наигрыш «Во поле березка стояла».

2.1.2. Хоровод «Улитка» (капустный). Этот хоровод водился под пение и имитировал завивание капустных листов, поэтому так и назывался. Считалось, что от этого капуста уродится сочная, с тугими вилками. Водили такой хоровод на осенние праздники.

2.1.3. Хоровод «Стреловой» (троицкий). Водили весной на улице, под стреловые песни. В условиях детского сада можно использовать любую детскую весеннюю хороводную песню и связать ее с завиванием березки.

2.2. Пляски.

Пляски можно использовать на любых праздниках, если они вписываются в ваши программы. Я имела опыт, когда дети плясали народные пляски вместе с бабушками («А ну-ка, бабушки», с мамами «День матери», на Благовещенье и др. В основном все элементы плясок повторяются. Для фольклорной пляски характерна смена темпа или партнера.

Показ (ф-ма)

2.2.1.«Во саду ли в огороде». Пляшется в кругу. Состоит из 3 основных элементов, с каждым разом увеличивается темп, что очень веселит детей.

2.2.2. «Полька переходная». Пляшется парами в кругу. По окончании музыкального квадрата, женская группа меняется партнерами, т. е. делает переход с «проворотом» к следующему.

2.2.3. «Реченька». Пляшется парами по кругу, под гармошечный наигрыш «Реченька» или фонограммное сопровождение. Все элементы пляски повторяются несколько раз.

2.3. Игры.

Народные игры способствуют лучшему восприятию действительности, учат детей быть терпеливыми, подвижными, ловкими, осознавать себя в социуме. Дети учатся чувствовать динамику, менять движения в соответствии со сменой музыкальных фраз во время пения или со сменой частей музыкального сопровождения. В разное время года дети играли в разные игры. Это могли быть подвижные игры с пением, круговые с подговорками и импровизацией, силовые (на Масленицу, ориентированные на ловкость, быстроту и смекалку.

ОСЕНЬ:

«Растяпа», «Редька», «Горшки»

ЗИМА:

«Дударь», «Пузырь», «Гори, гори ясно»

ВЕСНА:

«Заинька», «Золотые ворота»

ЛЕТО:

«Ворон», «Селезень утку загонял», «Я по улку шла»

III. Заключение

Ушинский К. Д. писал, что «…воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа. У каждого народа собственная национальная идея воспитания, а поэтому заимствование одним народом у другого воспитательных систем является невозможным. Опыт других народов в деле воспитания есть драгоценное наследие для всех, но точно в том смысле, в котором опыты всемирной истории принадлежат всем народам. Как нельзя жить по образцу другого народа, как бы заманчив он ни был, точно также нельзя воспитываться по чужой педагогической системе, как бы она не была стройна и хорошо обдумана. Каждый народ в этом отношении должен питать собственные силы. Только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития… Народ без народности – тело без души!»

«Педагогика – тончайшее творчество, а так как дети состоят из сплошных загадок, то и решать их нам придется всю жизнь…»

В завершении мастер – класса давайте встанем в круг, улыбнемся и подарим друг другу хорошее настроение. Сейчас мысленно положите на левую руку все то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку – то, что получили на мастер-классе нового. Давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем друг другу спасибо!

.

Публикации по теме:

«Экологическое воспитание дошкольников посредством дидактической игры» Здравствуйте уважаемые коллеги! Всем доброго времени суток! Сегодня я хотела бы представить свой опыт работы по экологическому воспитанию.

Дистанционное музыкально — ритмическое занятие «Звери». Фото и ВидеоотчётДистанционное музыкально — ритмическое занятие «Звери». Фото и Видеоотчёт Режим всеобщей строгой самоизоляции продолжается, и мы вынуждены находиться дома. Изоляция от общества, снижение количества и качества социальных.

Развитие музыкально-ритмической деятельности у старших дошкольников посредством игры, логоритмики Доклад к презентации на тему: «Развитие музыкально-ритмической деятельности у старших дошкольников через игру, логоритмику». (СЛАЙД 1).

Физическое воспитание дошкольников посредством спортивных игр и упражнений на воздухеФизическое воспитание дошкольников посредством спортивных игр и упражнений на воздухе Великая ценность каждого человека – здоровье. Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Вырастить.

Проектная деятельность музыкального руководителя «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством фольклора» Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе музыкального фольклора» Актуальность проблемы: «Воспитание.

Конспект родительского собрания «Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством сказки» (средняя группа) Конспект родительского собрания «Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством сказки» (средняя группа) Подготовила: воспитатель.

Статья «Музыкально-эстетическое воспитание дошкольников» Музыка занимает особое, значимое место в воспитании детей дошкольного возраста. Б. М. Теплов называет музыку «зеркалом души человеческой»,.

Проект «Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с сезонными изменениями в природе» Тема проекта: Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с сезонными изменениями в природе. Осень как время года. Актуальность.

Воспитание духовно-нравственной личности старших дошкольников посредством приобщения к народной культуре. Часть IВоспитание духовно-нравственной личности старших дошкольников посредством приобщения к народной культуре. Часть I На современном этапе развития общества проблема духовного возрождения России встает особенно остро. Формирование правового государства,.

Экологическое воспитание старших дошкольников посредством информационно-познавательного проекта «В мире животных»Экологическое воспитание старших дошкольников посредством информационно-познавательного проекта «В мире животных» Экологический проект по теме "В мире животных". Актуальность темы: Дети имеют недостаточные представления о животных, и их детёнышах, особенностях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкально-ритмическое воспитание дошкольников посредством фольклора
Опубликовано: 1 ноября 2021 в 16:06
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Музыкально-ритмическое воспитание дошкольников посредством фольклора» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Солодухина (УИ 2781433) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД