Ирина Неганова
Музыкальное воспитание как одно из средств развития речи детей 2–3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальное занятие – это не просто последовательность упражнений, это каждый раз цельное драматическое действие, в котором все элементы связаны и объединены общим ритмом.
Речь и музыка имеют общие основы. Как и речь, музыка начинается со звука. Дети раннего возраста не очень хорошо говорят, действия их ограничены, но эмоций они испытывают иногда гораздо больше, чем взрослые люди. И вот здесь бесценную помощь оказывает музыка. Она способна передавать смену настроений, переживаний. Под влиянием музыки у детей формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление. Хорошо развитые муз. способности стимулируют развитие художественно-эстетических и интеллектуальных способностей. Поэтому, если вы хотите, чтобы ребенок правильно и быстро заговорил, был успешен в математике и логике, учите его музыке.
Публикация «Музыкальное воспитание как одно из средств развития речи детей 2–3 лет» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Младшая группа
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Песни.
Наиболее близки детям песни. В них дано сочетание музыки и речи.
Основным средством овладения языком и развития речевой деятельности является повтор. Пение мотивирует детей повторять слова и фразы. Дети не осознают того, что через повторение они заучивают слова, так как произносят их снова и снова. (пример – песня «Кошка-кошечка», «Ладушки-ладошки»).
Пение требует более четкой артикуляции. Занятия артикуляционной гимнастикой помогут малышу быстрее научиться четко произносить все звуки родного языка, говорить правильно и красиво, т. к. с помощью специальных упражнений тренируются все органы артикуляционного аппарата (бегемотик, улыбка, хоботок, язычок, часики, качели-язык вверх, вниз, шарики).
На своих занятиях я начинаю работать над артикуляцией с самого начала изучения песни: сама четко произношу текст, а затем при повторении детьми обращаю их внимание на то, что все слова должны произноситься четко.
Когда мы занимаемся пением, мы учим детей брать дыхание. Для того, чтобы речь ребенка была плавной и ровной, очень важно учить его длительному и спокойному выдоху, поскольку именно на нем мы произносим все слова и фразы. Выполняйте по 2-3 упражнения каждый день на развитие речевого дыхания (кораблик, цветок, снежинки).
Правильное дыхание развивает легкие, что способствует лучшей циркуляции крови в организме. Это, со своей стороны, дает оздоровительный эффект.
Песни, сопровождающиеся жестами, движениями, способствуют не только прочному запоминанию, но и развитию координации движений. Получается, что мы «раскрашиваем» песню с помощью простых движений
На муз. занятиях используются разные виды упражнений для развития речи :
1. Музыкально-игровые упражнения по слушанию музыки.
«Лошадка» (на лошадке я скачу, цок 4р. Эй, садитесь, прокачу, цок)
2. Музыкально-речевые игры (адаптированные в речевом плане детские песни, ритмодекламации). Доказано, что муз. слух развивается совместно с речевым. Средства муз. выразительности – ритм, темп, тембр, динамика – являются характерными и для речи. Таким образом, использование речевых игр на муз. занятиях позволяет детям с самого раннего возраста овладевать всем комплексом выразительных средств музыки.
«Песенка-шутка» Макшанцевой. Барбос или «Что у кого внутри».
3. Музыкально-ритмические игры (коррекция движений и для развития чувства ритма). «Ноги и ножки».
4. Музыкально-коммуникативные игры (для развития инициативы и активности) Это игры-приветствия, игры с игрушками, танцы в парах. Разные варианты игры «Птицы и птенчики».
Пальчиковая гимнастика. В результате занятий кисти рук и пальцы малыша приобретут силу, гибкость и подвижность, что, в свою очередь, положительно повлияет на речевое развитие (спрятали ладошки, показали ладошки, греем ручки, тесто мнем).
Песни, сопровождающиеся жестами, движениями, способствуют не только прочному запоминанию, но и развитию координации движений. Получается, что мы «раскрашиваем» песню с помощью простых движений.
Музыка способствует развитию детской речи посредством расширения круга представлений, обогащения слов. Когда мы слушаем музыку, я знакомлю детей с новыми понятиями, связанными с содержанием прослушанной музыки. Это обогащает словарь ребенка. Такие понятия как «весело» и «грустно», «громко» и «тихо», «медленно» и «быстро» расширяют круг детских представлений, способствуют обогащению словаря.
Речевые упражнения – это ритмические декламации стихотворного и прозаического текста. По отношению к музыке речевое упражнение означает, прежде всего, ритмическую и темброво-звуковую тренировку.
Базой для речевых упражнений служит, как правило, детский фольклор: считалки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки, заклички, присказки, имена, рифмы. Ритм, заключенный в словах, фразах, ощущается детьми естественно и «извлекается» без всякого труда: прохлопывается, переносится на шумовые инструменты.
«Мелкий дождик моросит»
Мелкий дождик моросит, Кап, кап, кап, кап.
В листьях сада шелестит, Кап, кап, кап, кап.
Мокнет мяч у ворот, Кап, кап, кап, кап.
Мокнет поле, огород. Кап, кап, кап, кап.
Инструментальное сопровождение речевых упражнений даёт дополнительные богатые возможности для различных интерпретаций. Главенствующая роль здесь по праву принадлежит «звучащим жестам», но не менее интересны они в сопровождении звуковысотных и шумовых ударных.
«Звучащие жесты» - это звуки человеческого тела, которое является первым и естественным музыкальным инструментом, таящим в себе богатство тембров. Традиционно звучащих жестов четыре: притопы ногами, шлепки по коленям, хлопки и щелчки пальцами. Используются также удары ладонями по груди и бёдрам.
Кукольный театр как вид искусства способствует творческому развитию личности дошкольника, и обогащению его словарного запаса. Спектакль театра кукол расширяет кругозор детей и надолго остается у них в памяти. Дети делятся впечатлениями с товарищами и рассказывают о спектакле родителям. Такие разговоры и рассказы способствуют развитию речи и умению выражать свои чувства.
Кукольный спектакль находит яркое отражение в творческих играх: дети устраивают театр и сами или при помощи игрушек разыгрывают увиденное. Эти игры развивают творческие способности детей.
Итак, только в синтезе с развитием речи, музыкальное воспитание у детей проходит гармонично и естественно.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ»
Дети с воспитателем входят в зал.
ПЕСЕНКА – ПРИВЕТСТВИЕ «ДОБРОЕ УТРО» муз. Н. Бордюг.
М. Р. : Ребятки, хотите пойти на прогулку в зимний лес? Тогда вставайте за Людмилой Николаевной и пойдем, только не забывайте высоко поднимать ножки, т. к. в лесу большие сугробы.
МУЗЫКАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ С САМОМАССАЖЕМ
«В ЛЕС ИДЕМ»
Восп. : Вот мы и в лесу. Посмотрите, какая красивая елочка, как много снега кругом. Какие красивые снежинки к нам прилетели.
Воспитатель раздает палочки.
Давайте подуем на снежинки сначала тихонечко, а теперь посильнее.
ДЫХАТЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ «СНЕЖИНКИ»
Муз. рук. : Положите свои снежинки под елочку.
По прямой дорожке побежали ножки.
В лес дремучий прибежали, детки Машу увидали.
Дети на носочках бегут к елке. Под ней стоит кукла Маша.
Муз. рук. : Наша Маша долго шла,
В темный лес она зашла.
Заблудилась кукла наша!
Плачет горько-горько Маша.
Воспитатель берет куклу.
Восп. : Машенька, не плачь, мы тебя в беде не оставим.
Ребятки, давайте про Машеньку песенку споем, а потом покатаем ее на санках.
ПЕСНЯ «МАШЕНЬКА – МАША» муз. Новельштейн
Муз. рук. : На заснеженной полянке Машенька, зима и санки.
ФОНОПЕДИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ГОРКА»
Воспитатель катает Машу на саночках с горки, дети наблюдают.
Муз. рук. : Покатилась Маша вниз! Ух!
Дети выполняют движение рук сверху вниз, одновременно произносят слог «Ух» на глиссандо с высокого звука вниз.
Тянем саночки мы вверх! Ух!
Дети выполняют движение рук снизу вверх, одновременно произносят слог «Ух» на глиссандо с низкого звука вверх.
Повторить 2-3 раза.
Восп. : Ой, морозище-мороз, щиплет щеки, щиплет нос.
Давайте попляшем, чтобы согреться.
ПЛЯСКА «АЙ – ДА»
Муз. руководитель достает из сугроба медведя.
Медведь: Кто тут песни поет, Мишке спать не дает?
Восп. : Мишенька, не сердись, ты лучше с нами поиграй, а потом опять будешь спать.
ИГРА «РАЗБУДИМ МИШКУ»
Муз. рук. : Мишка, потанцуй вместе с ребятками.
ПРОИЗВОЛЬНАЯ ПЛЯСКА ДЕТЕЙ.
Мишка: До свиданья, детвора, мне в берлогу пора.
Муз. рук. укладывает медведя под снег.
Восп. : Ну, а нам пора домой, возьмем Машеньку с собой.
Дети поют «До свидания» и уходят.