Музыкальное восприятие (слушание) и его роль в формировании творческой личности ребёнка

Ирина Алексеевна Печникова
Музыкальное восприятие (слушание) и его роль в формировании творческой личности ребёнка

Музыкальное восприятие (слушание) и его роль в формировании творческой личности ребёнка.

Формирование детского творчества – это очень сложный процесс. Нужно предусмотреть взаимосвязи многих линий развития. Они должны как бы пересекаться, концентрироваться в одной ведущей задаче, решение которой возможно на этапе формирования творческой деятельности детей.

Каждое средство музыкального воспитания начинается с развития музыкального восприятия. Важнейшим условием, по мнению Н. А. Ветлугиной [1], успешного развития песенного творчества является накопление детьми слушательского опыта. Любовь к музыке, потребность в ней формируются у ребенка, прежде всего, в процессе ее слушания, благодаря которому у детей развивается музыкальное восприятие, закладываются основы музыкальной культуры. Формируется эмоциональная отзывчивость, развивается музыкальное мышление, воображение, а оно, в свою очередь, является основой творческого восприятия музыки, способствующей в дальнейшем созданию музыкального образа в сочинениях детей.

Музыка - самый первый и, пожалуй, самый доступный вид искусства для восприятия ребенком раннего возраста. Уже с первых месяцев жизни у ребёнка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку. Колыбельные, которые он слышит от мамы, несут в себе красоту, традиции, искусство народа. Именно через жанр колыбельной песни у ребёнка возникает потребность в художественном слове, музыке, общении со взрослыми.

В своих исследованиях О. П. Радынова [2] подчёркивает что, восприятие музыки взрослым человеком отличается от детского. Чувства, пережитые когда–то, жизненный опыт – всё это накладывает отпечаток на эмоциональное восприятие музыки. Но не только возраст отражается на качестве восприятия музыки. Даже у взрослого человека оно может быть поверхностным, если с детства у ребёнка не формировать вкусы, интересы, не помогать с выбором, не направлять в нужном русле, повзрослев у него зачастую формируется негативное отношение к серьёзной музыке. Таким образом, музыкальную восприимчивость нужно целенаправленно воспитывать уже с ранних лет.

Для успешного формирования творческой личности ребёнка старшего дошкольного возраста тщательно подбирается музыкальный материал для слушания музыки. Подбираемый репертуар имеет художественную ценность и доступность восприятия для ребёнка. Это обязательно классическая музыка всех эпох, народная и современная музыка в различных стилях и жанрах. Так же использую для слушания произведения собственного сочинения.

В процессе слушания:

- дети получают представления о том, что музыка выражает чувства, переживания, настроения человека; развивается эмоциональная отзывчивость;

- даётся представление о близости средств выразительности речи и музыки, что в дальнейшем необходимо при сочинении собственных песен детьми;

- дети получают представление об изобразительных возможностях музыки;

-знакомятся с инструментами (народными и инструментами симфонического оркестра) и их выразительными возможностями;

-развиваются эстетические чувства, образная речь, музыкальное мышление.

Только тогда, когда дети научатся внимательно слушать музыку, понимать, чувствовать образы, создаваемые теми или иными средствами музыкальной выразительности, можно будет заняться творческой деятельностью с детьми.

Для развития творческих способностей используются различные приёмы и методы. Одним из эффективных способов является восприятия одного образа в различных аспектах. Это могут быть прослушивания:

- различных по характеру произведений, показывающих развитие или статичное изображение одного образа;

- контрастных произведений в одном жанре;

- в различных жанрах;

- произведений в разных инструментовках.

Так же можно сопровождать музыкальное произведение чтением литературных отрывков или стихов, показом картин художников.

Во всех вышеперечисленных случаях дети должны научиться различать характер музыки, подмечать какие выразительные средства использовались для передачи музыкального образа.

Иногда дети начинают непроизвольно двигаться под музыку (качание головой, совершать движения пальцами или руками и др., подпевать. В этом случае важно не останавливать ребёнка в подобных проявлениях, а дать «выплеснуться» эмоциям, переживаниям, чувствам наружу, которые появились во время прослушивания произведения. Далее обязательно продолжить беседу, вызвать интерес к дальнейшему обсуждению. Во время диалога выяснить и понять почему ребёнок двигался именно так, какие образы навеяла музыка, дать разьяснения.

В дальнейшем можно перейти к движениям под музыку (ритмопластика). Подобный метод даёт ребёнку ещё большее понимание, «слияние» с музыкой. Свобода движений помогает самовыражению, развитию творческих способностей у детей.

Можно предложить детям игру на музыкальном инструменте, одновременно со звучанием произведения, услышанного ранее. Важно, чтобы ребёнок сам выбрал инструмент и сумел обосновать выбор. Очень хорошо, если исполнение будет передавать характер произведения. Такой ребёнок в дальнейшем будет проявлять творческую активность.

Как уже было замечено ранее, некоторые дети любят подпевать во время прослушивания понравившихся музыкальных отрывков. Можно попросить ребёнка «напеть» услышанное. Конечно, он не сможет повторить в точности мелодию, но это и не столь важно в данном случае, поскольку мелодические обороты могут быть сложны для запоминания маленьким ребёнком. Тут непроизвольно наступает момент песенной импровизации, так важной для развития песенного творчества в дальнейшем. Главное на этом этапе не спугнуть подобные проявления детей, а наоборот, всячески стимулировать и поощрять.

Наиболее яркие образы оставляют глубокие впечатления в сознании ребёнка. Эмоциональный отклик находит своё продолжение в развитии творческой личности ребёнка и в других областях (художественное воплощение образа в рисунках, а также сочинение стихов и рассказов). Чем больше различных впечатлений ребёнок получит в этом возрасте, тем гармоничнее и интеллектуальнее будет ребёнок. Подобный опыт необходим для развития целостной личности ребёнка.

Литература.

1. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. М., 1968.

2. Радынова О. П., Комиссарова Л. Н. теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Дубна: Феникс+, 2011. – 352с.

Публикации по теме:

Роль игровых технологий в формировании личности дошкольника АНО ДПО «ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА» РЕФЕРАТ по дополнительной профессиональной образовательной программе профессиональной переподготовки.

Роль дидактических игр в формировании личности ребёнкаРоль дидактических игр в формировании личности ребёнка Ведущая деятельность дошкольника — игра, с помощью неё малыш познаёт окружающий мир. Общепризнанно, что игровой дефицит отрицательно.

Роль хореографии в формировании ребенка как личности Роль хореографии в формировании ребенка как личности. Танцы имеют большое значение для физического развития детей. Они начинают легко и.

Роль трудового воспитания в формировании личности младшего дошкольника Одним из путей формирования у ребенка стремления к трудовой деятельности является ознакомление с трудом взрослых. Сюда включаются элементарные.

Роль воображения в развитии творческой личности “Можно полагать, если в 20 в. больше всего превозносился “человек разумный”, то 21 в. будет жить под знаком “человека творческого””. Ф. Беррон.

Сценарий родительского собрания «Роль семьи в формировании личности» слайд 1 Родительское собрание на тему: Роль семьи в формировании личности. Повестка родительского собрания: Слайд 2 Семья - это счастье,.

Роль педагога в формировании личности ребенка Роль педагога в формировании личности ребенка. В мире много профессий, но самой важной, по моему мнению, является профессия педагог. Только.

Статья «Роль воспитателя в Формировании личности дошкольника» Автор: Хорошилова Галина Александровна, воспитатель МАДОУ "ЦРР - детский сад № 175", г. Новокузнецк, Кемеровская обл. На земле много профессий,.

Театрализованная игра и ее роль в формировании личности ребенка Статья на педагогическую тематику. Автор: Смирнова Юлия Станиславовна, воспитатель ГБДОУ детский сад №38 г. Санкт – Петербурга. Описание:.

Значение развивающей среды в формировании творческой личности ребенка Развитие ребенка зависит от того, как осуществляется процесс его воспитания, как организовано пространство, в котором он растет и совершенствуется,.

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Музыка, музыкальные инструменты
Автор публикации:
Музыкальное восприятие (слушание) и его роль в формировании творческой личности ребёнка
Опубликовано: 4 апреля 2019 в 18:18
+30Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
29 октября. День народных противовирусных средств на МААМ

В этом году время повышенной опасности гриппа, которое наступает поздней осенью, дополнительно усугублено разгулом пандемии коронавируса. Поэтому особенно важно научить детей заботиться о своём здоровье....

28 октября. День бабушек и дедушек в России

«Бабушки и дедушки самые родные, как хотим чтоб долго вы вместе жили-были!» — такое пожелание будет звучать сегодня за праздничным столом в честь Дня бабушек и дедушек. Воспользуйтесь нашей тематической...

Викторина Осень в подготовительной группе
ВИКТОРИНА НА ТЕМУ «ОСЕНЬ» в подготовительной группе Воспитатель : Зайцева Е. М. Задачи: закреплять знания о явлениях живой и неживой природы в осенний...
Календарный план образовательной работы на неделю «Ярмарка. Дымковская игрушка» в...
План работы с 12 по 16 октября Тема: «Ярмарка. Дымковская игрушка» Задачи: - Формировать у детей представления о ярмарках в России, народных промыслах; -...
Осенняя фотозона в группе
Осень каждый раз приходит разная. То она яркая, праздничная, то светлая, тихая, спокойная. Это как бы прощание с летом, теплом, солнцем. Пора золотой осени...