Маргарита Пустотина
Музыкотерапия как основной подход к проблеме социализации детей с ОВЗ на современном этапе развития
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкотерапия как основной подход к проблеме социализации детей с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе развития общества.
Пустотина М. А., Вендина И. А., Мурашева В. С.
МБДОУ «Детский сад «Солнышко», г. Тамбов
ds117@citu.tambov.gov.ru
Публикация «Музыкотерапия как основной подход к проблеме социализации детей с ОВЗ на современном этапе развития» размещена в разделах
- Музыкотерапия, музыкальная терапия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Лечение музыкой. Направление начало развиваться активно в России два - три десятилетия назад, не смотря на то, что это древнейшее средство психотерапии. Музыкотерапия ориентирована прежде всего на детей с ограниченными возможностями здоровья. Пение, игра на музыкальных инструментах помогает им бороться со страхами и адаптироваться в жизни, развивает координацию, стимулирует физиологические процессы в организме. Музыкотерапия направлена на коррекцию значимых для ребенка сфер: привлекает резервные силы ребенка, которые являются мощным стимулом для дальнейшего развития всех психических процессов, представление об окружающем мире, его способностей к общению. Дети учатся вести себя красиво и правильно среди людей, социализируются, развивается мелкая и крупная моторика.
Помимо обычного прослушивания музыки (пассивная форма музыкотерапии, рекомендуется использовать и приемы музицирования на детских шумовых и русских народных инструментах. Порой бывает очень сложно выявить ту или иную степень проблемы, стесняющую ребенка и ограничивающую его как полноценную и счастливую личность. Музыкальные занятия в таком случае выходят на первый план и выступают связующим звеном, неким универсальным языком, способствующим коммуницировать, помогать выстроить тот связующий мост между взрослым и ребёнком.
Рассмотрим один из видов музыкальной терапии : музыкальная терапия с использованием различных музыкальных инструментов. Данный вид терапии содержит в себе следующие этапы : диагностический; выбор приоритетной группы инструментов, в соответствии с определенным проблемным полем ребенка; выбор инструмента группы, которому отдает предпочтение сам ребенок; прослушивание фрагментов музыкальных произведений в исполнении каждого из отобранных инструментов и предоставление свободы выбора; определение предпочтительного перечня музыкальных зарисовок где сольные партии отражают инструменты, выбранные ребенком; этап завершения, как итоговый шаг совместной продуктивной деятельности.
Начинаем мы конечно же с диагностических моментов оценки психологического состояния ребенка, ориентируемся на его эмоциональной фон, в соответствии, с которым подбирается музыкальное произведение.
После анализа полученных диагностических данных и выявления основной проблемы, переходим непосредственно к выбору музыкального инструментария, который наиболее точно отражает проблему ребенка, уточняем группу, на которые пал предпочтительный выбор.
Осуществить выбор можно несколькими способами:
а) остановится на выборе музыкального инструментария, который предпочел сам ребенок;
б) поставить прослушать фрагмент музыкальной композиции, в которой четко прослушивается каждая отдельная партия инструментов и порекомендовать определиться с выбором;
в) остановить свой выбор на том музыкальном инструменте, который приводит ребенка к максимально нормальному состоянию психических процессов организма.
Самым трудозатратным, но и с большей вероятность, точным, является конечно же последний вариант. [1]
Музыкальные композиции, жанровая принадлежность определяется с учетом личного выбора ребенка.
Следующим действием становится составление списка музыкальных произведений с превалированием в них инструментов сольные или доминирующие партии в которых исполняются на инструментах, которые были выбраны с учетом ранее проведенной диагностики и определены как ведущие в музыкальной терапии.
Предлагается прослушивать музыкальные произведения максимально комфортной, любимой позе. Это может быть сидя на стуле, лежа на полу и т. д. Не запрещено использование наушников, но наиболее удобный для работы и комфорта обоих сторон данного процесса, это обычный способ. Прослушиваем в тишине, без посторонних звуков, уличного шума, не отвлекаясь на другие задачи.
В завершении всего процесса выбираем композицию в расчете на преобладание эмоционально сильного звучания и благоприятного воздействия на душевное состояние ребенка, что непосредственно направлено на оздоровление и нормализацию психических процессов.
Следует использовать разнообразные музыкальные приемы, содержащие межличностные контакты и взаимодействие, которые способствуют умению общаться и слушать, учат приспосабливаться к групповой ситуации, уводят от чувства изоляции к стремлению вырабатывать в себе нормальный социальный опыт.
Раскрытию чувств детей, их внутреннего мира способствует исполнение песен, в особенности перед группой своих товарищей. Усиливает эффект прием зарисовок песен. Вообще, изображение песен на бумаге способствует развитию взаимопонимания с остальными членами группы. [2]
Подводя итог вышесказанному, стоит отметить неоценимую роль музыкотерапии для помощи детям с абсолютно разными дефектами в развитии. Стоит помнить, что для каждого отдельного случая необходим индивидуальный контроль и творческий подход педагога, базирующийся на изучении научного материала, тщательном наблюдении за детьми, обмене опытом с коллегами, пользовании интернет-ресурсами и пр.
Литература:
1. Музыкотерапия в музыкальном образовании : Материалы Первой Международной научно-практической конференции 5 мая 2008 г., Санкт-Петербург/ Сост. и науч. ред. проф. А. С. Клюев. СПб. : Астерион, 2008. - 168 с.
2. Шушарджан С. В. Руководство по музыкотерапии. М. : ОАО Издательство «Медицина», 2005. - 480 с.