Папки-передвижки

Направления в игровой терапии

Оксана Махота
Направления в игровой терапии
▼ Скачать + Заказать документы

Игровая терапия, как известно, имеет несколько направлений (психоаналитическая, игровая терапия отреагирования, игровая терапия построения отношений, игровая терапия центрированная на ребенке, сказочная игротерапия, которые имеют свои особенности и обоснование использования терапевтических техник.

Публикация «Направления в игровой терапии» размещена в разделах

Так, психоаналитическое направление игровой терапии было впервые представлено известным психоаналитиком М. Кляйн в 1920-х гг. Суть психоаналитического подхода в игровой терапии состоит в предположении о том, что детская игровая деятельность всегда содержит символический смысл. Через игру ребенок выражает бессознательные импульсы, влечения, подавленные фантазии и т. д. Таким образом, игра в работе с детьми заменяет метод свободных ассоциаций, применяемый во взрослом психоанализе, и мо- жет позволить аналитику непосредственно соприкоснуться с бессознательным ребенка. Символические смыслы должны быть проинтерпретированы аналитиком. Эго (сознательное «Я») ребенка укрепляется, когда аналитику удается помочь ему достичь инсайта и, как следствие, более полного понимания себя и своих отношений с другими. А. Фрейд с успехом применяла игротерапию в работе с детьми, пережившими бомбежки Лондона во время Второй мировой войны. Она делала акцент на двух важных моментах: во-первых, игротерапия позволяет детскому психоаналитику быстрее установить с ребенком эмоциональный контакт; во-вторых, выражая в процессе игры свои переживания, ребенок может освободиться от страха перед психотравмирующими событиями и тем самым избежать формирования серьезной нервно-психической патологии.

Идеи А. Фрейд нашли развитие в игровой терапии отреагирования Д. Леви. Для этого подхода характерно моделирование определенной, тревожащей, пугающей ребенка жизненной ситуации, конечно же, в большинстве случаев в проективной форме. Воссоздание психотравмирующего события в безопасном пространстве игровой комнаты позволяют ребенку максимально полно выразить свое отношение к нему и освободиться от негативных чувств (ужас, боль, ярость и т. п.). Также в процессе терапии ребенок становится «режиссером» разыгрываемого события и тем самым его внутренний опыт меняется. Он больше не чувствует себя только лишь пассивной жертвой в психотравмирующей ситуации, но приобретает чувство уверенности в своей способности действовать активно.

В игровой терапии построения отношений (Ф. Аллен, Д. Тафт) акцент делается на эмоциональных отношениях между терапевтом и ребенком, которым придавалось значение исцеляющей силы. Процесс спонтанной игры протекает в присутствии взрослого (игротерапевта, который с интересом, вниманием и уважением относится к личности ребенка. Терапевт эмоционально вовлечен в отношения с ребенком. Это должно способствовать постепенному обретению детьми чувства собственной уникальности и самоценности. Данный подход обладает особой ценностью в работе с детьми, подвергавшимися эмоциональному насилию, отвержению. Игровая терапия для них должна стать способом познания здоровых межличностных отношений, полных ответственности, заботы и тепла.

Игровая терапия, центрированная на ребенке, основывается на базовых принципах теории К. Роджерса — убежденности терапевта в наличии врожденной способности ребенка к спонтанному психическому развитию, личностному росту и самодетерминации. В процессе игротерапии происходит восстановление нарушенной способности ребенка к саморазвитию и коррекция фрустрирующих отношений ребенка со значимыми взрослыми. Основной прием роджерианского игротерапевта — создание атмосферы безоценочного принятия, эмпатического понимания и эмоциональной поддержки ребенка. Терапевтический эффект достигается за счет того, что ребенок получает опыт свободного самопроявления, спонтанной игры в присутствии взрослого, воспринимающего его как личность, имеющую безусловную ценность.

Психоаналитическую модель игротерапии и модель Д. Леви можно отнести к директивной терапии, в которой роль взрослого (игротерапевта) крайне активна. Он — организатор, берущий на себя ответственность за весь процесс игры. Две другие модели относятся к недирективной игротерапии, в которой фокус смещается на ребенка, и именно он становится истинным творцом терапевтической игры. Взрослый следует за его фантазией, поддерживает процесс, инициированный ребенком, берет ответственность за подержание особых, значимых для обоих и целительных для ребенка эмоциональных отношений. Он также призван сохранять атмосферу психологической безопасности и доверия.

Гуманистическую игровую терапию можно применять к детям практически любого уровня развития, потому что терапевтическая среда должна устанавливаться так, чтобы соответствовать потребностям каждого ребенка. Гуманистический подход можно применять в работе с детьми, демонстрирующими разнообразные психопатологические симптомы, так как терапевтическая среда может быть модифицирована специально под них. Поскольку подобная терапия считается очень мягкой, возникает меньше ятрогенных эффектов (ятрогенные эффекты — неблагоприятные эффекты, вызванные методами и условиями лечения, и поэтому возникает меньше проблем при психокоррекции большого количества детей. Гуманистическая терапия обычно не рекомендуется для работы с очень агрессивными детьми или с детьми, склонными к отреагированию. Жесткая система и ограничения, которые требуются таким детям, несовместимы с философией данного подхода.

Публикации по теме:

Аналитическая записка по результатам анкетирования родителей группы компенсирующего направления Аналитическая записка по результатам анкетирования родителей группы компенсирующего направления «Ягодка» МБДОУ «Детский сад №10 «Кораблик».

Деятельность и направления работы детского дизайнерского клуба в детском саду Подготовила : Бокунова Татьяна Викторовна,воспитатель структурного подразделения МБОУ БГО СОШ №13 В настоящее время детский дизайн, это.

К Дню «Арт-терапии» на МAAM. Использование арт-терапии в семейном окружении ребёнкаК Дню «Арт-терапии» на МAAM. Использование арт-терапии в семейном окружении ребёнка К дню «Арт-терапии» на МААМ. Статья: «Использование Арт-терапии в семейном окружении ребёнка». Арт-терапия - это творческая деятельность.

Консультация для педагогов «Направления совершенствования процесса обучения в специальной (коррекционной) школе» В настоящее время можно выделить 4 основных направления совершенствования процесса обучения детей с ОВЗ с применением программно-методических.

Программа директивной игровой терапии для коррекции у детей 6 лет проблем в общении Пояснительная записка Актуальность Общительность, потребность в эмоциональном контакте во многом зависит от того опыта, который сложился.

Направления в работе педагога-психологаНаправления в работе педагога-психолога 1 слайд Направления в работе педагога - психолога 2 слайд Диагностическое направление Для диагностической работы используется зона индивидуальных.

Программа дополнительного образования экологического направления «Друзья природы» для детей 5–7 лет муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 "Малышок" г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой.

Программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «Родничок» для 1 класса Программа по внеурочной деятельности Общекультурного направления «РОДНИЧОК» 1 класс начальное общее образование (срок реализации – 1 год).

Родительское собрание «Основные направления работы на новый учебный год» Родительское собрание Тема: «Основные направления работы на новый учебный год». Цель: • установление контакта между родителями и педагогами;.

Экспериментальная деятельность детей на прогулке «Определение направления ветра»Экспериментальная деятельность детей на прогулке «Определение направления ветра» Для проведения экспериментальной деятельности выбираем ветреный день. Цели: - продолжать формировать у детей интерес к экспериментальной.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Направления в игровой терапии
Опубликовано: 11 февраля 2024 в 12:27
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Направления в игровой терапии» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Махота (УИ 869888) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД