Получи документы

Народная сказка как средство воспитания культуры поведения детей младшего дошкольного возраста

Олеся Климова
Народная сказка как средство воспитания культуры поведения детей младшего дошкольного возраста

Народная сказка как средство воспитания

культуры поведения детей младшего дошкольного возраста

Принципы обучения и воспитания детей есть исходные дидактические положения, которые отражают протекание объективных законов и закономерностей процесса обучения и воспитания, и обусловливают направленность развития личности. Они определяют позиции и установки, с которыми воспитанники подходят к организации процесса обучения и воспитания.

Публикация «Народная сказка как средство воспитания культуры поведения детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Знания детей младшего дошкольного возраста о культурном поведении формируются, прежде всего, посредством реализации принципа наглядности. Еще Я. Л. Коменский выдвинул «золотое правило» реализации в процессе обучения и воспитания детей принципа наглядности. Принцип наглядности был значительно обогащен в трудах И. Г. Песталоцци. Он считал, что органы чувств сами по себе доставляют нам беспорядочные сведения об окружающем мире. В педагогической системе К. Д. Ушинского использование наглядности в обучении органически связано с преподаванием родного языка. В современную систему обучения и воспитания детей средствами принципа наглядности большой вклад внесли Ш. Амонашвили, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, И. Ильин, М. Шаталов, С. Т. Шацкий и др. [10; 34].

Наглядность, со слов Г. М. Коджаспировой, есть «принцип, согласно которому обучение и воспитание строится на «золотом правиле дидактики» (Я. А. Коменский) : «Все, что только можно, представлять для восприятия чувствами». Наглядность предполагает не только непосредственное зрительное восприятие, но и восприятие через моторные и тактильные ощущения» [14, с. 268].

Особую роль наглядность играет в обучении и воспитании детей младшего дошкольного возраста, т. к. соответствует особенностям их восприятия и усвоения знаний. Различают следующие виды наглядности: естественная наглядность (растения, животные, полезные ископаемые); экспериментальная наглядность (явления испарения, таяния льда); картинная и картинно-динамическая наглядность (картины, рисунки, фотографии, диапозитивы и пр.); объемная наглядность (макеты, муляжи, геометрические фигуры); звуковая наглядность (грамзаписи, радио, компакт-диски, флеш-карты и пр.); символическая и графическая наглядность (чертежи, схемы, карты, таблицы); смешанная наглядность.

По мнению Г. М. Коджаспировой, «наглядность в учебно-воспитательном процессе, обеспечиваемая с помощью разнообразных иллюстраций, демонстраций, лабораторно-практических работ, ТСО, в том числе и мультимедийной аппаратуры, обогащается круг представлений детей, развивает наблюдательность и мышление, помогает более глубокому усвоению воспринимаемой информации» [14, с. 268].

Принцип наглядности может успешно применяться в процессе воспитания культуры поведения у младших дошкольников посредством чтения, рассказывания народных сказок.

Педагогика всегда отмечала высокое значение сказки в воспитательном и образовательном развитии личности ребенка дошкольного возраста : сказка представляет богатый материал для нравственного воспитания детей, формирования у них навыки культурного поведения (А. С. Макаренко, К. Д. Ушинский и др.) [21; 34].

Значение народной сказки как средства развития нравственных и эмпатических проявлений у ребенка дошкольного возраста отмечают многие психологи и педагоги (Л. И. Ворошник, М. М. Рыбакова, О. С. Ушакова, С. М. Чемортан, А. Е. Шибицкая и др.). Так, в исследованиях М. М. Рыбакова отмечается, что сказка «позволять формировать и воспитывать нравственные чувства детей, дает им возможность выявлять мотивацию добрых поступков». Исследования отечественных психологов (А. Н. Леонтьев и др.) показали, что дети дошкольного возраста могут понимать моральные мотивы поступков и сочувствовать, сопереживать героям литературных произведений [19]. Многочисленные исследования (А. М. Виноградова, Н. С. Карпинская, О. Одинцова, Л. Островская и др.) показывают, что дети дошкольного возраста живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки. Так, по мнению О. Одинцовой, «художественные средства сказки наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании культуры поведения» [24, с. 39].

Как отмечает Г. П. Лаврентьева, специфика и одновременно сила образов народных сказок в том, что они обращены не только к разуму, но и к чувствам детей : «они вызывают гнев, ненависть к злу, или, напротив, сострадание, доброту, сочувствие» [18, с. 56].

В дошкольном возрасте ребенок живет чувствам, с помощью их воспринимает и понимает окружающий мир. Вот почему художественное слово в народной сказке является эффективным средством обогащения нравственных чувств дошкольника. Сопереживание и содействие героям сказок в воображаемых условиях позволяет ребенку старшего дошкольного возраста активно пережить событие и поступки, хотя ребенка сам непосредственно участия в этих событиях и не принимал. Следовательно, способы преподнесения сказок детям младшего дошкольного возраста рассчитаны на то, чтобы раскрыть переживания, которые испытывают литературные персонажи сказки в той или иной ситуации, последствия их поступков для других и связанные с ними эмпатические проявления в поведении самих слушающих.

Педагоги прошлого также обосновывали большую роль народных сказок в воспитании детей. Так, К. Д. Ушинский отмечал значение сказки для «психологического воздействия на ребенка» [34, с. 176]. В. А. Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты; она способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем» [31, с. 35]. По мнению В. А. Сухомлинского, сказка – «благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине» [31, с. 35]. Интересен уникальный опыт этого педагога по созданию комнаты сказок, где дети не только знакомились с ней, но и учились создавать, воплощая в ней свои детские мечты.

Основоположник российский этнопедагогики Г. Н. Волков, анализируя роль сказки в формировании личности ребенка, делает вывод, что духовный заряд, накопленный народом тысячелетиями, может служить человечеству еще очень долго. Более того, он будет постоянно возрастать и станет еще более могучим.

По мнению Р. С. Буре, посредством знакомства с сказками «в детях пробуждаются чувства переживания за героя, сочувствие ему и желание следовать примеру положительного героя, идентифицируя себя с его образом» [13, с. 81].

Со слов Б. Б. Эльконина, «совместное обсуждение нравственной стороны поведения литературных персонажей сказки заставляет детей задуматься над моральным смыслом собственных поступков и оценивать их соответствующим образом» [37, с. 114].

Как отмечают психологи (А. А. Бодалев, Л. С. Рубинштейн, Е. О. Смирнова и др., образность сказки облегчает восприятие детей дошкольного возраста, не способных еще к абстрактному мышлению [4; 28; 30]. Так, по мнению Е. О. Смирновой, «в герое сказки обычно весьма выпукло и ярко показываются главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа : отвага, трудолюбие, смелость, сочувствие, сострадание, сорадость и т. п. Эти черты раскрываются и в событиях сказки также благодаря разнообразным художественным средствам» [30, с. 24].

Т. С. Комарова замечает: «О роли сказки в развитии личности ребенка дошкольного возраста говорится немало. Ее значение в формировании воображения, речи, мышления, памяти, наблюдательности, даже характера дошкольника, – весьма велико. Исследователи сказок, педагоги и психологи утверждают, что сказка дает возможность «примерить» на себя роль сказочника, причем не только как рассказчика, но и автора собственной сказки. От этого сказка сама по себе уже становится для детей первой ступенью в мир речевого творчества» [16, с. 202].

Сказка посредством сопоставления в ней категорий «добра» и «зла» позволяет воспитывать у дошкольников эмпатические проявления: сопереживание, сострадание, сорадость, сочувствие.

А. С. Макаренко замечал, что сказка – «животворный источник детского мышления, благородных чувств и переживаний. Многолетний опыт убеждает, что эстетические, нравственные и интеллектуальные чувства, рождающиеся в душе ребенка дошкольного возраста под впечатлением сказочных образов, активизируют поток мысли, который пробуждает к активной деятельности мозг, связывает полнокровными нитями живые островки мышления. Через сказочные образы в сознание детей входит слово с его тончайшими оттенками; оно становится сферой духовной жизни ребенка, средством выражения мыслей и чувств – живой реальностью мышления. Под влияние чувств, пробуждаемых сказочными образами, ребенок учится мыслить словами. Без сказки – живой, яркой, овладевшей сознанием и чувствами ребенка – невозможно представить детского мышления» [21, с. 302].

К. Д. Ушинский отмечает, что «в сказочных образах – первый шаг от яркого, живого, конкретного – к абстрактному. Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических и нравственных чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок дошкольного возраста познает мир не только умом, но и сердцем» [34, с. 156].

Итак, анализ литературных источников показал огромное значение реализации принципа наглядности и народной сказки в процессе воспитания культуры поведения у ребенка младшего дошкольного возраста. Посредством сказки ребенок наиболее успешно воспитывает свои эмпатические проявления в поведении. Сказка позволять воспитывать нравственное поведение дошкольников, которые начинают осознавать моральные поступки и поведение в реальной жизни через восприятие героев сказки, вырабатывать собственное видение поведения в обществе, воспитывать у себя такие значимые чувства, как сочувствие, отзывчивость, сострадание, сопереживание, сорадость средствами наглядности.

Публикации по теме:

Народные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗНародные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ Сегодня, на волне подъёма казачьего движения, возрождение интереса к истории родного края, приобретает неоценимое значение в деле воспитания.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» Воспитание нравственным навыков – важнейшее звено формирование нравственного поведения, складывающиеся нравственные привычки ребёнка отражаются,.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» Воспитание нравственным навыков – важнейшее звено формирование нравственного поведения, складывающиеся нравственные привычки ребёнка отражаются,.

Мини-музей как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста Аннотация. В данной статье представлен педагогический опыт работы по использованию мини-музея «Деревянная игрушка» в поликультурном воспитании.

Проектная работа «Футбол как средство развития навыков коллективного поведения у детей старшего дошкольного возраста»Проектная работа «Футбол как средство развития навыков коллективного поведения у детей старшего дошкольного возраста» лементы спортивных игр имеют огромную ценность для педагогического процесса в ДОУ. Спортивные игры являются настоящими помощниками в развитии.

Русская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возрастаРусская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возраста Темой моего самообразования я раз и навсегда выбрала речевое развитие детей дошкольного возраста посредством разнообразных методов и приемов.

Сказки о животных как средство умственного воспитания детей младшего дошкольного возраста. Консультация для воспитателей Одним из самых распространенных литературных жанров, с которым дети знакомятся еще с раннего детства, являются сказки о животных. И начинаем.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста»Консультация «Воспитание культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста» Каждый родитель желает, что бы его ребёнок вырос вежливым, порядочным человеком. Правила хорошего тона следует прививать детям с раннего.

Воспитание культуры поведения и формирование навыков самостоятельной деятельности как основы нравственного воспитания «Воспитание культуры поведения и формирование навыков самостоятельной деятельности, как основы нравственного воспитания личности»выступление.

Этические беседы как средство воспитания честности и правдивости у детей дошкольного возраста В нравственном воспитании одним из важнейших качеств личности является честность, начала которого закладываются в дошкольном детстве. Моральный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Народная сказка как средство воспитания культуры поведения детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 23 июня 2023 в 21:28
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД