Папки-передвижки

Народные игры как средство формирования двигательной активности дошкольника

Олеся Константиновна Солодюк
Народные игры как средство формирования двигательной активности дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: посредством двигательной активности, пробудить в ребенке любовь к родной земле,

Задачи:

Возрождать интерес к православным праздникам.

Обогащать духовный мир детей.

Способствовать двигательной активности детей.

Заложить важнейшие черты русского национального характера: стойкость, сплоченность и дружелюбие

Публикация «Народные игры как средство формирования двигательной активности дошкольника» размещена в разделах

Актуальность: народные игры чаще всего не только подвижные, но вызывают активность мысли и способствуют расширению кругозора. Способствуют совершенствованию всех психических процессов – внимания, памяти, мышления, воображения. Они являются неотъемлемой частью физического формирования дошкольника.

Знакомя детей с народными играми, мы возрождаем добрую традицию, передаем опыт старшего поколения. В народной игре существуют все необходимые средства для формирования здорового и достойного гражданина своей страны.

Часто на Руси, большинство игр были тесно связаны с конкретным православными праздниками. После длительных постов, (до 40 дней) люди устраивали многодневные гулянья…Сергей Васильевич Максимов - этнограф-беллетрист, почетный академик Петербургской академии наук (1900) в своём этнографическом сочинении «Нечистая, неведомая и крестная сила»… писал – «Следя строго за собой, взрослое население неослабно следит и за деревенской молодежью, наблюдая, чтобы в посты отнюдь не было «жировни», чтобы парни и девушки не затевали игрищ и ни под каким видом не смели петь мирских песен, не говоря уже о плясовых и хороводных».

Вместо этих песен молодежи предоставляется петь так называемые «стихи», по характеру своему близко подходящие к старообрядческим «псалмам». Все эти стихи отличаются своим грустным, монотонным напевом, близко подходящим к речитативу, — по содержанию же большая часть стихов носит характер религиозный или нравоучительный». После окончания постов люди праздновали и веселились…

После Рождества Христова начинались Святки (7-19 января). Практически повсеместно люди гадали, развлекались ряжением, ходили по домам с песнями, соблюдая языческие традиции преобладающие до Крещения Руси… Но позднее, святки стали временем, когда народ сугубо славит Рождество и милосердие Господа, пославшего на Землю Иисуса Христа. Люди катались на тройках, каруселях, колядовали друг друга, и большее количество времени проводили на улице… Ни один православный праздник не обходился без подвижных игр. С тех времён и до нас дошли многие игры, в которые с удовольствием играют современные дети…

Главным персонажем среди колядующих всегда был медведь или козёл. Им старались одеть самого толстого парня деревни. Ряженые заходили поочередно в каждую избу, где горел свет. Подростки и дети пели рождественский тропарь, духовные песни, колядки…В жизни ребёнка игра имеет важное значение. Большое количество игр было придумано детьми глядя на то, что делают взрослые, это своего рода отражение обрядов взрослых людей. Ребята, осваивая приобретённые знания, продолжали выдумывать, фантазировать и вносить что-то своё, особенное. Сегодня многие обряды и обычаи ушли из быта взрослых, но продолжают сохраняться в детских играх. Русские народные игры были многообразны и интересны, да и сейчас не потеряли своей привлекательности. Узнаем о них подробнее.

Дети на Руси обожали игру в «Лошадки». Что может быть проще! Нашел подходящую палку и скачи себе, куда душа пожелает. Если «лошадка» удачная, она будет «напоена», «накормлена» овсом, почищена и поставлена в «конюшню». Иногда игра в «лошадку» приобретала глобальный размах. Находилось что-либо, что обладало способностью «катиться». Взявшиеся за руки мальчишки с веревочками в зубах становились по двое или трое, а самый бойкий забирался в «повозку» и именовал себя кучером. «Тройка» начиная с тихой рыси, переходит на галоп, несется так, что в итоге опрокидывает повозку с кучером. И в этом самый шик! Кучер, потирая ушибленные места и размазывая кровь рукавом, достоин сегодня всеобщего уважения. Подвижная игра «Карусель», которая развивает у детей равновесие в движении, навык бега, повышает эмоциональный тонус и объединяет их. Ведущий предлагает детям покататься на карусели. Держит в руках длинную палку с привязанными к ней разноцветными ленточками. Дети берутся за ленточки, идут, а затем бегут по

кругу. Вместе они поют текст: Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,

А потом, а потом всё бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не бегите, карусель остановите,

Раз и два, раз и два, вот и кончилась игра!

Дети останавливаются.

Игра – «Два Мороза»

Развивает ловкость, быстроту реакции и умение действовать согласно правил. На противоположных сторонах площадки отмечают линиями два "дома". Играющие располагаются в одном "доме". Выбираются два "мороза" : Синий нос и Красный нос.

По сигналу "морозы" говорят:

Мы два брата молодые,

Два Мороза удалые,

Я – Мороз Красный нос,

Я - Мороз Синий нос.

Кто из Вас решится

В путь дороженьку пуститься?

Все играющие хором отвечают:

Не боимся мы угроз,

И не страшен нам мороз.

После слова "мороз" все играющие перебегают в "дом" на противоположной стороне площадки, а "морозы" стараются их "заморозить", коснувшись кого-нибудь рукой. Русский народ придумывал игры и забавы с заботой и любовью для своих детей, надеясь, что с их помощью они не только весело и полезно для здоровья проведут свое свободное время, а еще станут быстрыми, ловкими и сильными, научатся общаться друг с другом, ценить дружбу, приходить на выручку, быть честными и не бояться трудностей, твердо веря в свои силы и помощь друзей. Эти игры способствовали сплочению детей, вырабатывала в них чувство крепкого товарищества, взаимной поддержки, верности и конечно вырабатывала внимательность и ловкость.

Игра в «Салки». Дети расходятся по площадке, останавливаются и закрывают глаза. Руки у всех за спиной. Водящий незаметно для других кладёт одному из них в руку какой-нибудь предмет.

На слова "Раз, два, три, смотри" дети открывают глаза. Тот, которому достался предмет, поднимает руки вверх и говорит: "Я салка". Участники игры, прыгая на одной ноге, убегают от салки. Тот, кого он коснулся рукой, идёт водить. Он берет предмет, поднимает его вверх, быстро говорит слова: "Я салка". Игра повторяется.

Если играющий устал, он может прыгать то на одной, то на другой ноге. Когда меняются салки, играющим разрешается вставать на обе ноги. Салка тоже должен прыгать на одной ноге.

Сырная седмица - последняя подготовительная седмица к Великому посту. Её отличие - в среду и пятницу поста нет, но православным можно кушать только молочные продукты и яйца. В Древней Руси с приходом христианства часто происходило замещение языческих праздников христианскими, праздник с играми и гуляньями, поскольку Церковь не всегда могла полностью упразднить языческие традиции. Именно поэтому Православная Церковь и языческую масленицу приурочила к сырной подготовительной неделе перед Великим постом, убрав из неё всё языческое содержание. Сейчас масленица – это весёлый семейный праздник.

Эмоциональные и увлекательные старинные русские игры, совершенствовали навыки метания, развивали силу, скорость, глазомер, воспитывали выдержку и внимание.

Игры отличались увлекательностью, требовали наличия ловкости и силы, выдержки, меткости и отличной координации движений. Во время гуляний метали валенки. Суть игры заключалась в метании участниками валенок на дальность, точность, близость падения второго валенка от первого.

Воскресение Христово (Пасха) — это самый главный христианский праздник, установленный в воспоминание Воскресения Иисуса Христа из мертвых. В преддверии Пасхи, во время Великого поста всякие игры и увеселения были запрещены, а многие весенние игры и забавы на Руси были связаны с праздниками. Так с Пасхи начинали качаться на качелях, открывались гуляния с весёлыми играми, хороводами, игровыми песнями. Веками любимой пасхальной игрой на Руси было «Катанье яиц». Устраивали эту игру так: устанавливали деревянный или картонный «каток» и вокруг него освобождали ровное место, на котором раскладывали крашеные яйца, игрушечки, незамысловатые сувениры. Играющие дети подходили по очереди к «катку» и катили каждый свое яйцо. Выигрышем становился тот предмет, которого яичко коснулось. Можно катать яйца и по земле, взобравшись на пригорок или небольшой холмик. Катать можно обычные яйца или раскрашенные деревянные - «писанки». Эту забаву очень любят малыши, особенно, если, выбив раскрашенное яйцо, его потом можно взять себе в подарок.

Играли в игру, «кручение яиц». Все участники одновременно раскручивают свои яйца. Чьё яйцо дольше прокрутилось, тот и победитель.

«Чоканье яйцами». Это тоже старинная русская забава: стукая тупым или острым концом крашеного яйца яйцо соперника, человек старается выиграть как можно больше целых яиц. Если яйцо треснуло - проиграл!

Троица — это праздник, который попадает на воскресенье через семь недель после Пасхи и установлен в воспоминание сошествия Св. Духа на апостолов в виде огненных языков. Также называется Пятидесятницею от того, что сошествие Святого Духа совершилось в пятидесятый день по Воскресении Христова. В народе назывался «зелеными святками». В центре праздника –берёза. В это летнее время проводились простые и общедоступные для семейного воспитания игры. В них каждый из членов семьи мог найти себе активную роль по силам и по способностям. Атрибуты могли быть изготовлены самими играющими, оборудованного места не требовалось. Достаточно было обычной лужайки или «пятачка» во дворе.

Игра в «Прятки» - популярное детское развлечение, отличающееся веселостью, азартностью и подвижностью, она способствует развитию смекалки, выдержки и находчивости, учит работать в команде. Играть в неё можно как вдвоем, так и командой. Выбирают водящего, который становится лицом к стене и закрывает глаза, остальные убегают и прячутся, водящий должен их найти и назвать по имени. Обычно в день 12 июля на миру Петров день (или «Петровки») всегда отмечались широко и торжественно. Гулянье на Петров день называлось «гулянки-петровки». С вечера в канун праздника уходили за село, где играли, качались на качелях, пели песни, водили хороводы всю ночь. Утром шли караулить солнце. В некоторых местах на Петров день заплетали венки. Петров день — проводы весны (пролетья) и встреча «красного лета».

«Горелки» Для игры выбирается открытое место — лужайка, поляна, широкая улица перед домом, просторный двор. Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии двух шагов спиной к играющим стоит водящий — горельщик (горелка). Играющие нараспев говорят слова: Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Стой подоле,

Гляди на поле,

Едут там трубачи

Да едят калачи.

Погляди на небо:

Звёзды горят,

Журавли кричат:

- Гу, гу, убегу.

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

После этих слов стоящие в последней паре бегут с двух сторон вдоль колонны. Горельщик старается догнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем он запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а горельщик вновь водит. Игра повторяется. Если горельщику удаётся запятнать одного из бегущих в паре, то он встаёт с ним впереди всей колонны, а тот, кто остался без пары, горит - водит.

«Ручеёк». Выбирается водящий, остальные делятся на пары, желательно разнополые, и сцепляют руки. Пары встают дуг за другом, образуя коридор и поднимая руки вверх. Водящий входит в образованный коридор с одного конца и двигается в другой конец коридора, по дороге выбирая себе пару. Он берет понравившегося ему человека за руку, расцепляя стоящую пару. Новая пара вместе идет в конец «ручейка» и встает там, подняв руки вверх. Освободившийся игрок становится водящим, идет в начало «ручейка»и заходит в коридор, выбирая себе человека для пары и так далее, пока всем не надоест играть. Если играет очень много народу, водящих может быть несколько. Желательно проводить в быстром темпе, так веселее (только представьте, что только вас выбрали и вы встали, сцепив руки в новой паре, как вас опять выбирают еще раз и снова тянут в ручеек). Очень хорошо проводить эту игру в большом коллективе, хороший шанс познакомиться и выявить скрытые симпатии мальчишек и девчонок.

«Золотые ворота»

Играющие делятся на равные команды. Одна команда образует круг, ее игроки берутся за руки и поднимают их вверх. Игроки располагаются с интервалом в два шага, чтобы между ними мог пройти человек, хотя бы согнувшись. Другая команда начинает движение, обходя «змейкой» по очереди каждого игрока первой команды и каждый раз проходя через ворота, образованные руками игроков первой команды. Игроки второй команды держатся за руки, расцеплять которые нельзя! Итак, вторая команда оказывается то в круге, то за его пределами.

Первая команда в течение игры повторяет :

Золотые ворота

Пропускают не всегда.

Первый – разрешается,

Второй раз запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

На последнем слове команда резко опускает руки. Если кто-то из второй команды оказался внутри, он уходит из цепочки и встает в центр круга. На последнем слове команда резко опускает руки. Если кто-то из второй команды оказался внутри, он уходит из цепочки и встает в центр круга. Естественно, игроки второй команды стараются на последнем слове быть вне круга, но это не всегда удается. Когда во второй команде остается один человек, он признается победителем. Команды меняются ролями.

Публикации по теме:

Повышение двигательной активности дошкольников на прогулке — игры на асфальте Лето — удивительная пора! И каждый peбёнок с нетерпением ждет, когда же наступит это прекрасное время. Для детей лето — особый период,.

Фитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУФитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ Фитбол - гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ. Фитбол -гимнастика.

Мастер-класс для педагогов «Кубанские народные игры как средство реализации регионального компонента в ДОО»Мастер-класс для педагогов «Кубанские народные игры как средство реализации регионального компонента в ДОО» Ход мероприятия: В зале звучат кубанские песни. Оформлена выставка нетрадиционного оборудования к кубанским играм. В шахматном порядке расставлены.

Мастер-класс «Нетрадиционное физкультурное оборудование как средство повышения двигательной активности дошкольников» Участники: инструктор по физкультуре, педагоги ДОУ. Цель: повышение компетентности педагогов по проблеме приобщения дошкольников к двигательной.

Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возрастаНародные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста Актуальность: Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает.

Народные игры как средство приобщения дошкольников к национальной культуре и традициям различных народов Вятского краяНародные игры как средство приобщения дошкольников к национальной культуре и традициям различных народов Вятского края Игры: Русская народная игра. Солнцеворот' В цетре круга водящий('солнце, / с обручем,на котором привязаны цветные ленты. Гори,гори ярче,.

Оснащение центра двигательной активностиОснащение центра двигательной активности В нашей группе естьЦентр двигательной активности. Есть здесь и Мишка-любитель спорта. Вернее, их даже два. Благодаря.

Паспорт центра двигательной активностиПаспорт центра двигательной активности «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он.

Ролевая игра — эффективное средство формирования личности дошкольникаРолевая игра — эффективное средство формирования личности дошкольника Ведущим видом деятельности дошкольника является ролевая игра, сущность которой состоит в том, что дети отражают в игре различные стороны.

Театрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольниковТеатрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Народные игры как средство формирования двигательной активности дошкольника
Опубликовано: 25 августа 2021 в 14:54
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Народные игры как средство формирования двигательной активности дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Олеся Константиновна Солодюк (УИ 130037) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД