Папки-передвижки

Народные игры как средство воспитания доброжелательных чувств старших дошкольников

Инна Егорова
Народные игры как средство воспитания доброжелательных чувств старших дошкольников

Народные игры как часть традиционной культуры каждого народа всегда занимали значимое место в социализации ребенка, они являются традиционным средством педагогики.

Воспитательное значение русских народных игр усиливается их коллективным характером. Дети объединяются на основе своих переживаний, интересов.

Публикация «Народные игры как средство воспитания доброжелательных чувств старших дошкольников» размещена в разделах

В дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание.

Источником народных игр является фольклор, а следовательно они основаны на жизни простого народа, в них отражены стороны сельского хозяйства, быта, творчества, истории, праздников и будней, торгов, свадеб, соревнований – все этнические особенности. По содержанию все народные игры эмоциональны, лаконичны, выразительны, сопровождаются простыми в запоминании танцами и пением. Правила в таких играх часто определяются самими участниками в зависимости от условий, в которых они проводятся. Большинство игр родилось в крестьянской среде, поэтому в них часто моделируется труд землевладельцев, пастухов охотников, рыбаков. В играх заключены представления народа о чести, смелости, решимости, благородстве, взаимовыручке и самопожертвовании ради других. У каждого народа есть свои национальные игры, которые передаются из поколения в поколение, сохраняя в себе лучшие традиции народа.

Народная игра — это наше детство, забавы старшего поколения — наших бабушек и дедушек, практическое размышление ребенка об окружающей действительности. Ведь именно игра — деятельность, с помощью которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, учится справедливо оценивать поступки товарищей.

В народных играх есть все : и фольклорный текст, и музыка, и динамичность действий, и азарт. В то же время они имеют строго определенные правила, и каждый играющий приучается к совместным и согласованным действиям, к уважению всеми принятых условий игры. В таких играх можно отличиться, если это не нарушает установленного порядка – в этом и заключается педагогическая ценность народных игр.

Структура народной игры : единая цель, одноплановость действия, игровой зачин («считалка», «жеребьевка», начинается с определения водящего или разделения играющих на две группы.

На основе исследований Капицы О. И., Науменко Г. М. народные игры условно можно разделить на виды:

- подвижные (спортивные);

- обрядовые (связаны с сельским хозяйством);

- природные;

- трудовые (бытовые)

- с ведущим (водящим);

- драматические (с элементами театрализованных действий)

И. И. Шангина и другие педагоги выделяют следующие виды игр

- пальчиковые;

- драматические;

- состязательные;

- хороводные;

- орнаментальные.

С. А. Шмаков делит все народные игры на основе такого, какую деятельность они отражают:

- двигательные игры (спортивные, подвижные, моторные);

- социальные игры (творческие, сюжетно-ролевые игры, драматические, деловые игры);

- комплексные игры (коллективно – творческая, досуговая деятельность, хороводные и орнаментальные игры);

- интеллектуально-творческие игры (предметные забавы, состязательные игры, сюжетно-интеллектуальные игры, дидактические игры и др.)

Очень большое значение в воспитании нравственных качеств имеют русские народные хороводные игры. Это – игры, включающие в себя хореографические движения, диалог и пантомиму. Содержание игры может быть различным и раскрывается в сюжете песни, которую изображают участники, передвигаясь по кругу или двумя партиями навстречу друг другу, например: «Мак маковистый», «Дударь- дударь», «У дядюшки Трифона», «И шел козел дорогою.», «Просо сеяли» и др. С помощью этих игр дети усваивают нормы и правила поведения в обществе, как девочек, так и мальчиков, получают представления о добре и зле, мудрости и глупости, трусости и храбрости, терпимости и совестливости.

В ходе подвижных народных игр дошкольники учатся внимательно слушать, выполнять определенные правила, согласовывать свои действия с движениями других игроков, находить взаимопонимание и дружить со сверстниками. К детям приходит умение подчиняться и руководить, работать только на себя и трудиться в команде. И что особенно важно, дети приобретают способность направлять свои эмоции на достижение цели, а не на соперников. Учатся не только побеждать, но и проигрывать.

Исходя из вышесказанного, можно сказать, что народные игры являются неотъемлемой частью жизни современного ребенка, представляющие шанс не только познать историю и национальную культуру своего народа, но и усвоить неизменные нравственные ценности всего человечества, приблизиться к прекрасному и полюбить доброту. Поэтому можно сказать, что игра – это не только развлечение, но средство всестороннего воспитания дошкольника (в первую очередь эстетического, нравственного, физического и трудового).

С позиций социально-педагогического значения народные игры рассмотрены такими исследователями, как Л. В. Былеева, Ю. В. Василькова, Г. С. Виноградов, М. Ф. Литвинова, Л. В. Мардахаев, В. А. Николаев, Л. Я. Олифененко, А. Г. Оршанский, А. Г. Пашков, Е. А. Покровский, А. В. Черная, С. А. Шмаков, Д. Б. Эльконин и др.

Народные игры способствуют детскому общению, формированию коллектива, за счет стремления детей к единой цели, общих переживаний по этому поводу, совместных усилий для достижения результата. Когда ребенок играет, он осознает себя частью коллектива, приобретает чувство ответственности и сопереживания за своих товарищей. Задача взрослого в этот момент – это способствовать формированию добрых чувств между детьми, чувства доверия, ответственности, взаимной выручки друг к другу.

Очень высок нравственный потенциал народных игр, так как их сюжет строится на основе деления мира на добро и зло, где добро всегда побеждает. Воспитывающий потенциал зависит от содержания нравственной информации, от того, каким героям подражают дети и от самого процесса игры.

Во всех играх решается задача – нахождения способа взаимодействия с товарищами на пути к общей цели, действовать в установленных правилами рамках, быть дисциплинированным, внимательным к товарищам, быть готовым прийти на помощь, накопление опыта коллективных эмоциональных переживаний и нравственного опыта.

Таким образом, приобщение детей к истокам русской народной культуры через русские народные игры показывает, что ориентация в игре на сверстника, интерес и внимание к нему, стремление понять его особенности имеют важное значение в формировании у ребенка доброжелательных чувств. Русские народные игры способствуют тому, чтобы усваиваемые в игре нормы нравственного поведения, доброжелательные чувства, зародившиеся и проявившиеся в ходе игры, применялись и вне игровой ситуации, в реальных детских поступках и взаимоотношениях.

Публикации по теме:

Дидактические игры по воспитанию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольниковДидактические игры по воспитанию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников Курнина Любовь Владимировна воспитатель МБДОУ детский сад 54 г. Ковров. Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию дидактические игры,.

Опыт работы «Формирование патриотических чувств у старших дошкольников в группе компенсирующей направленности» по теме «Россия, Славься Своими героями!» Великой победе посвящается Славим светлый День Победы Всех, кто в бой великий шли! Подвиг,.

Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Наша группа называется «Колосок», в беседе с детьми что означает.

Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» .

Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возрастаНародные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста Актуальность: Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает.

Народные игры как средство приобщения дошкольников к национальной культуре и традициям различных народов Вятского краяНародные игры как средство приобщения дошкольников к национальной культуре и традициям различных народов Вятского края Игры: Русская народная игра. Солнцеворот' В цетре круга водящий('солнце, / с обручем,на котором привязаны цветные ленты. Гори,гори ярче,.

Огород как средство экологического воспитания дошкольниковОгород как средство экологического воспитания дошкольников Огород, как средство экологического воспитания дошкольников, позволяет ребёнку не только расширять свои познания в области окружающей.

Патриотический уголок как средство воспитания дошкольниковПатриотический уголок как средство воспитания дошкольников Патриотический уголок, как средство воспитания дошкольников. Автор: Баландина М. В., воспитатель МБДОУ «ЦРР – Детский сад № 224», г. Новокузнецк,.

Семинар-практикум «Традиционные игры коренных малочисленных народов как средство физического воспитания дошкольников»Семинар-практикум «Традиционные игры коренных малочисленных народов как средство физического воспитания дошкольников» Уважаемые коллеги, представляю Вам практическую часть семинара-практикума прошедшем в нашем ДОУ «Традиционные игры коренных малочисленных.

Театрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольниковТеатрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Народные игры как средство воспитания доброжелательных чувств старших дошкольников
Опубликовано: 8 декабря 2020 в 12:10
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД