МААМ-картинки

Нарушение речи.

Светлана Павловская
Нарушение речи.

ТЕМА: Нарушение речи. Методы исправления речевых нарушений.

В последние годы резко возросло количество детей с речевыми проблемами. В то же время в России отмечается недостаток подготовленных специалистов — логопедов. Как же быть детям, которым недоступна логопедическая помощь. Как мы на нашем уровне можем им помочь.

Для этого рассмотрим нормы развития речи.

Я попрошу вас разделиться на три группы и на ватманах записать, как развивается речь ребенка с 0-1, с1-3, с 3 -7 лет. (Слайды.)

В норме ребенок к 6 годам должен овладеть правильным произношением всех звуков речи.

Публикация «Нарушение речи,» размещена в разделах

Рассмотрим причины нарушения речи :

Наследственный фактор

Неблагоприятные бытовые условия

Двуязычье

Неблагоприятные воздействия, как во внутриутробном развитии, так и во время родов.

Заболевания в первые годы жизни

Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.

(Слайды.)

Основные виды нарушения речи.

1. Нарушения звукопроизношения.

2. Нарушения голоса.

3. Нарушения темпа и ритма.

4. Нарушения грамматического строя речи.

5. Недоразвитие связной речи.

Наиболее распространенным видом нарушения звукопроизношения является дислалия-

нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной

иннервации речевого аппарата. (Слайд.)

Формы проявления неправильного звукопроизношения.

Пропуск звуков, искажение, смешение и замена звуков. (Слайд.)

Методы исправления.

Пальчиковая гимнастика, артикуляционная, дыхательная,развивающие игры.

Рассмотрим более подробно некоторые методы.

Пальчиковая гимнастика.

Огромную роль в развитии речи ребенка играет сформированность мелкой моторики.

Развивая мелкую моторику развиваем речь. Поэтому с малых лет с детьми играем в традиционные пальчиковые игры «Ладушки», «Идет коза рогатая». Развивая мелкую моторику,мы подготавливаем руку к письму. И хотя ручку мы держим тремя пальцами задействовать мы должны все пять пальцев каждой руки. Связь руки с мозгом перекрестная : правая рука связана с левым полушарием, а левая рука с правым полушарием. Мы должны воздействовать на оба полушария (левое-мышление, правое-творчество). Для улучшения межполушарных связей некоторые упражнения нужно делать поочередно. Давайте с вами выполним некоторые упражнения.

Упражнение «Кулак, ребро, ладонь».

Упражнение «Ладонь, коза».

Важным условием является массаж пальцев рук. Особенно тщательно массируем кончики пальцев т. к. на кончиках пальцев находятся нервные окончания, которые посылают импульсы в ЦНС. Поэтому если дети волнуются при разговоре и вертят в руках предметы, не следует их выхватывать из рук, так организм ребенка сбрасывает возбуждение.

Пальчиковая гимнастика очень полезна,так как воздействует на внутренние орган, стимулирует мыслительные функции речи,увеличивает заряд положительных эмоций.

Давайте побудем в роли детей и поиграем в пальчиковую игру. Вам она всем знакома с детства игра «Сорока- белобока», но сделаем мы это с использованием массажа пальцев и ладони. Наиболее активно массируем большой палец,так как он отвечает за работу мозга.

Упражнение «Сорока- белобока».

Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей.

Во время коррекционной деятельности происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики).

Играя с ребенком в пальчиковые игры произносите вслух стих, меняя тембр голоса, подчеркивая отдельные слова, рассказывать весело.

Некоторые упражнения, для развития мелкой моторики кисти руки, можно выполнить с помощью рельефных мячиков и валиков, имеющихся в сенсорной комнате.

Очень эффективна в работе с детьми песочная терапия. Она помогает выразить чувства, переживания, для которых не всегда находятся подходящие слова, восстановить душевное равновесие, обрести контакт с самим собой и сделать правильный выбор.

Поиграйте в песок вместе с ребенком. Положите ладони на песок и расскажите ему о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую тепло (прохладу) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?» Пусть ребенок попробует сам рассказать о том, что он чувствует. Сделайте отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней, создавая узоры (солнышко, цветок, и т. д.); «пройдитесь» по песку каждым пальчиком поочередно. Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Они стабилизируют эмоциональное состояние малыша, учат его прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с нарушениями речи.

Мягкий модуль «Сенсорный паровозик» предназначен для игрового и развивающего процесса детей. Развитие мелкой моторики рук, цветовосприятия, улучшение эмоционального состояния ребенка.

Шнуровка - идеальная игрушка для развития устной речи, подготовки к письму и даже для коррекции дефектов речи. Дети интуитивно тянутся к шнуркам и мелким предметам. Шнуровка является отличным тренажером для освоения навыков шнуровки, поможет развить моторику, глазомер, усидчивость. Игра способствует развитию сенсомоторной координации, гибкости кисти и раскованности движений и, как любое упражнение на мелкую моторику, активизирует развитие речи, формирует познавательный интерес, любознательность.

Благодаря игре с пирамидкой, чьи кольца окрашены в цвета радуги, развивается представление о цвете, размере, улучшается координация движений. Во время игры развиваются крупная моторика рук, ловкость, стимулируются центры, отвечающие за развитие речи, развиваются зрительное и слуховое восприятие, внимательность и аккуратность, прививаются первые навыки труда.

Артикуляционная гимнастика.

Для того чтобы речь была красивой и правильной нужны сильные упругие и подвижные органы речи – язык, губы,мягкое небо, т. к. все речевые органы состоят из мышц,то они поддаются тренировке. Можно придумать сказочные истории, обыгрывая их вместе с детьми, вы увидите что поставить звук будет быстрее, а дети проявляют интерес при выполнении артикуляционных упражнений.

Упражнение для язычка.

Жили - были дедушка и бабушка.

К НИМ ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щёки,

С НИМИ ХУДЫЕ - ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щёки).

БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы,

ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд).

УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ — В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ (снова широкая улыбка). ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (широкий язык за верхними зубами)

ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ (соответствующие движения широким языком).

С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).

ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ (поочерёдно надувание щёк — губы не пропускают воздух,

БЛЮДЦА ПОСТАВИМ - ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежит на нижней губе).

ДУЕМ НА БЛИНЧИК — НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (подуть на широкий язык).

БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы,

БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).

ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ (широкий язык загибаем кверху чашечкой,

НА НОС ПОДУЛИ - МЫ ЧАЙ ОСТУДИЛИ (подуть с «чашечки» вверх).

ЧАЮ ПОПИЛИ — НИКТО НЕ ОБИЖЕН («чашечка» двигается вперёд-назад).

ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК - МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ (кончик языка облизывает губы по кругу).

Важнейшее условие правильной артикуляции звуков – это сильная направленная воздушная струя. Обучать детей этому в сенсорной комнате, можно с использованием подвесных модулей “Сухой дождь” и “Светящиеся нити”.

Дыхательная гимнастика.

Важнейшие условия правильной речи - это плавный, длительны выдох. Очень часто у детей сбивчивое, прерывистое дыхание. Трудно сделать длинный выдох, чередовать вдох и выдох носом, ртом. Это мешает правильной выразительной речи. Суть дыхания в том, чтобы впустить воздух в легкие и насытить кислородом кровь в легочных альвеолах.

Ваша задача – научить ребенка хорошо очищать легкие. Если он полностью не выдыхает, то в глубине легких остается изрядное количество испорченного воздуха, а кровь получает мало кислорода.

Нужно приучить ребенка к полному дыханию, чтобы он расширял грудную клетку и развивал мышцы живота. Покажите, как втягивать живот во время дыхания, сделать его плоским и впалым. Ребенок должен различать вдох и выдох.

Понять, что такое дыхание, поможет игра с розой и одуванчиком. Дайте ему понюхать цветок (рот закрыт, ноздри развернуты). Многие дети сопят, а не нюхают. Помогите почувствовать разницу. Затем дайте подуть на одуванчик: сначала ртом, чтобы он видел, как разлетаются зернышки, потом носом (поочередно прижимая к переносице то одну ноздрю, то другую).

Можно продолжить игру: заставить кружиться бумажную мельницу, задуть свечу. Эти упражнения тоже выполняются попеременно (ртом и носом). Детей очень веселят мыльные пузыри – тоже полезное занятие для развития правильного дыхания. Существуют упражнения способствуют выработке длительного выдоха «Снегопад», «Шторм в стакане». У детей со сложными речевыми нарушениями дыхание поверхностно, аритмично, объём выдыхаемого воздуха настолько уменьшается, что его не хватает на произнесение целой фразы. Некоторые упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, целесообразно перенести в сенсорную комнату в сухой бассейн.

Дыхательная гимнастика по А. Н. Стрельниковой.

1)Упражнение «Ладошки» (разминочное)

2)«Погончики», 3)«Насос»,4) «Кошка», 5)«Обними плечи», 6)«Повороты головы», 7)«Китайский болванчик».

Развивающие игры. «Один- много», «Четвертый лишний», «Назови ласково», «Угадай по описанию», «Тихо –громко» и т. д.

Игровая и познавательная интерактивная панель «Джунгли», «Домашние животные» познакомит детей с окружающим миром. Нажимая на кнопки, дети будут слышать голоса животных и учиться различать их.

Дидактический набор мебели "Ромашка" интересная и занимательная дидактика, расширяет кругозор ребенка, развивает мелкую моторику рук. С помощью дидактических панно малыши учатся навыкам самообслуживания, узнают,что такое форма, цвет, размер, дети узнают что такое цифра и какие они бывают, счет и количество.

Звуковая панель «Угадай звук» способствует развитию фонематического слуха и развитию внимания, мышления, что благоприятно влияет на развитие речи.

Завершающее упражнение «Спасибо».

Я предлагаю мысленно положить на левую руку все, с чем вы пришли сегодня, свой багаж настроений, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку -то, что получили на этом занятии нового. Затем, все одновременно сильно хлопните в ладоши и скажите спасибо!

Психологический смысл упражнения позволяет завершить его красиво на положительной эмоциональной ноте.

Публикации по теме:

Беседа с родителями «Нарушение режима» План беседы: 1. Решение педагогических ситуаций: а) Трехмесячного ребенка кормят, выносят на прогулку, укладывают спать в одно и то же.

Индивидуальный маршрут логопедического сопровождения ребенка с ОВЗ (нарушение речи) Фамилия, имя ребенка Дата рождения Основная проблема: Цель: Коррекционная логопедическая работа Задачи: Развить артикуляционную моторику.

Календарно-тематическое планирование. Нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР. Третий год обучения. Школьный логопункт № Тема занятия Дата проведения, класс. Кол-во часов ЛЕКСИКА (21 занятие) 1 Определение лексического значения слова. 1 2 Определение лексического.

Конспект занятия по ЛФК профилактика нарушение осанки. «В гостях у скамейки Прямая спинка» Конспект занятия по ЛФК профилактика нарушения осанки. «В гостях у скамейки Прямая спинка». Инструктор по физической культуре:.

Конспекты занятий с блоками Дьенеша с детьми 1 класса, имеющими нарушение слуха Формирование логического мышления у детей с недостатками слуха-трудная задача для педагогов. И тут на помощь педагогу могут придти логические.

Консультация для родителей «Логосказки в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушение речи» Логосказки в коррекционной работе с детьми имеющими нарушение речи. Логосказки – это целостный педагогический процесс, способствующий развитию.

Нарушение произношения заднеязычных звуков и их мягких пар Нарушение произношения заднеязычных звуков и их мягких пар. Звуки «К, Г, Х» – звуки раннего онтогенеза и в норме формируются к двум годам.

НОД по развитию речи (звуковая культура речи) «Наш друг ослик Ии» (старшая группа) Цель: формировать умение четко произносить звук И Задачи: -формировать умение внимательно слушать неречевые звуки. -продолжать формировать.

Правила этикета при общении с инвалидами, имеющими нарушение слуха При общении с инвалидами по слуху, необходимо соблюдать правила этикета: - Уважать личность ребёнка, как если бы он был уже взрослым; Отвечать.

Этапы формирования связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи Этапы формирования связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. Речевые недостатки дошкольников4-5 лет, поступающих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нарушение речи.
Опубликовано: 9 декабря 2016 в 20:34
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД