МААМ-картинки

Наставничество как форма профессиональной адаптации и повышения квалификации педагога в образовательной организации

Галина Ямщикова
Наставничество как форма профессиональной адаптации и повышения квалификации педагога в образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы

Ямщикова Галина Александровна,

воспитатель МКДОУ детского сада «Малышка»,

г. Яранск Кировской области

Одним из четырех основных направлений развития системы образования в соответствии с Национальным проектом «Образование» на 2019-2024 годы является подготовка и повышение квалификации педагогических кадров, способных решать поставленные задачи, используя современные формы и методы. Важная роль в решении этой задачи отводится наставничеству. И «… это должно быть эффективное современное наставничество, передача опыта, конкретных навыков», как отмечал В. В. Путин.

Публикация «Наставничество как форма профессиональной адаптации и повышения квалификации педагога в образовательной организации» размещена в разделах

Особенно актуальна в современных условиях роль наставничества как формы профессиональной адаптации и повышения квалификации педагога в образовательной организации, так как в сравнении с классическими формами повышения квалификации (обучение на курсах переподготовки и повышения квалификации, посещение методических мероприятий, самообразование и другие) имеет ряд преимуществ: обладает большей гибкостью, отличается многообразием форм и методов работы с молодыми специалистами в условиях реальной трудовой деятельности, имеет «обратную связь».

Организация наставнической деятельности направлена на развитие и саморазвитие профессиональной деятельности начинающих воспитателей, их закрепление в образовательном учреждении через оказание систематической адресной помощи с учетом потребностей и индивидуальных качеств педагогов.

Молодой педагог, приходя в организацию, в новый коллектив, нуждается в помощи более опытных коллег. Поэтому уже более десяти лет я являюсь наставником начинающих воспитателей, активно участвую в их профессиональном становлении.

Основными задачами своей деятельности как педагога-наставника считаю :

- побуждать молодого воспитателя к поиску эффективных современных методов и приемов образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста;

- ориентировать начинающего педагога на творческое использование передового педагогического опыта в своей профессиональной деятельности;

- способствовать успешной адаптации молодого специалиста в образовательном учреждении;

- ускорить процесс профессионального становления воспитателя и развития способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности.

Помогая молодым педагогам, стараюсь сформировать у них необходимые для успешной педагогической деятельности нравственные и профессиональные качества, научить секретам профессии, воспитать желание постоянно развиваться, овладевать культурой труда, принимать активное участие в жизни коллектива.

Наставническую деятельность осуществляю в несколько этапов.

На первом (адаптационном) этапе знакомлюсь и налаживаю общение с молодым воспитателем. В ходе беседы помогаю ему уточнить круг профессиональных обязанностей, провожу диагностику профессиональных затруднений. Затем вместе с молодым педагогом мы выбираем эффективные формы взаимодействия с учетом его основных проблем и потребностей, разрабатываем индивидуальный план осуществления наставничества.

Цель второго (основного) этапа – реализация индивидуального плана наставничества, помощь молодому воспитателю в развитии профессиональных умений, определении и реализации личного плана саморазвития. Для этого использую активные формы и методы профессиональной поддержки : практикум, совместная разработка содержания занятий, праздников и развлечений, помощь в подборе методического материала, взаимопосещения педагогических мероприятий с последующим обсуждением эффективных методов и приемов и другие.

Главным условием достижения положительных результатов наставнической деятельности считаю профессиональное общение на основе доброжелательности и взаимного уважения молодого педагога и наставника, общей заинтересованности в педагогическом взаимодействии. При этом придерживаюсь следующих правил: не приказывать, не поучать, не подсказывать готовые решения, не выносить суждений.

Основной формой развития педагогических умений начинающих воспитателей считаю практикум, в ходе которого использую проблемные ситуации, деловые игры и другие активные методы профессиональной помощи.

Особое внимание уделяю вопросам этикета общения педагога с детьми, с родителями воспитанников и коллегами. Используя ситуации на основе личного опыта, опыта коллег помогаю молодым воспитателям находить эффективные пути предупреждения и разрешения конфликтов.

При подготовке к любым мероприятиям с детьми, содержание которых разрабатывает молодой педагог, внимательно слушаю его, затем в ходе диалога помогаю определить наиболее эффективные методы и приемы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, современных требований дошкольного образования. А также предусмотреть проблемные ситуации, которые могут возникнуть в результате использования новых игрушек, пособий, не апробированных ранее методов и приемов. При этом я не стремлюсь учить, как что-либо делать, а создаю условия для того, чтобы молодой педагог сам выбрал наиболее целесообразные способы действия.

После посещения мероприятий с детьми, с родителями, проведенных молодым педагогом или наставником, мы вместе анализируем и обсуждаем их результативность, эффективность выбранных методов и приемов, формы проведения.

На третьем этапе (контрольно-оценочном) по результатам беседы и анкетирования анализирую уровень профессиональной компетентности молодого педагога, эффективность нашего профессионального взаимодействия.

Результативность данного опыта наставничества подтверждают профессиональные достижения начинающих педагогов : они продолжают работать в нашем детском саду, успешно прошли аттестацию, их профессиональный авторитет постоянно повышается. Опыт осуществления образовательной деятельности представлен воспитателями на методических мероприятиях муниципального уровня, на заседаниях районных проблемных групп. Педагоги являются победителями и призерами профессиональных конкурсов муниципального, регионального и всероссийского уровня, а их воспитанники - победители и призеры интеллектуальных и творческих детских конкурсов.

Кроме того, оценив результативность деятельности в роли педагога- наставника для своего профессионального развития, поняла, что наставничество не дает мне стоять на месте, стимулирует постоянно искать и применять новые, более эффективные в современных условиях способы организации образовательной деятельности с детьми, педагогической поддержки родителей, анализировать их эффективность, чтобы затем предлагать начинающим воспитателям. Систематическое взаимодействие с молодыми коллегами позволяет не только делиться собственным опытом, но и учиться у них, совершенствовать свои профессиональные навыки и умения, осваивать современные технологии и формы дошкольного образования, стили профессиональной деятельности.

Считаю, что организация профессиональной адаптации и повышения квалификации молодых педагогов в образовательной организации в форме наставничества способствует их успешному вхождению в выбранную профессию и служит отправной точкой для дальнейших профессиональных исканий, находок и успехов. А также способствует профессиональному развитию педагогов-наставников, помогает им увидеть и наметить новые перспективы своей педагогической деятельности.

Таким образом, данный опыт наставнической деятельности результативен, его применение не требует создания специальных условий, поэтому он может быть использован для организации наставничества в любой образовательной организации.

Публикации по теме:

«Курсы повышения квалификации»«Курсы повышения квалификации» Хотела с вами поделиться,что с 16 января по 28 января 2017 года,я прошла курсы-повышения квалификации в ГАУ ДПО ПК ИРО"Приморском краевом.

Обмен опытом, как обязательное условие повышения качества образовательной деятельности педагогаОбмен опытом, как обязательное условие повышения качества образовательной деятельности педагога Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим. Диккенс Ч. Современный педагог делает очень.

Консультация для педагогов «Самообразование педагога — одна из составляющих его профессиональной компетенции» Я чувствую себя вправе сказать: да здравствует самообразование во всех областях. Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали.

Консультация для воспитателей «Самооценка в профессиональной деятельности и формировании Я — концепции педагога»Консультация для воспитателей «Самооценка в профессиональной деятельности и формировании Я — концепции педагога» Занимаясь самообразованием, педагогу часто приходиться обращаться к вопросам социальной психологии, которая сопутствует осознанию способности.

Консультация «О курсовой подготовке и профессиональной переподготовке педагога» Современный педагогический работник дошкольной образовательной организации постоянно совершенствует свои профессиональные качества и компетенции.

Курсы Повышения Квалификации «Музейная Педагогика» 2015 год.Курсы Повышения Квалификации «Музейная Педагогика» 2015 год. Вот и подошло очередное время проходить курсы повышения квалификации. Спасибо, что сейчас можно самому выбрать, те курсы, которые ты сам.

Курсы повышения квалификации по введению ФГОС дошкольного образованияКурсы повышения квалификации по введению ФГОС дошкольного образования В этом году, в ноябре месяце, я прошла обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации на тему: «ФГОС ДО:.

Мастер-класс как форма повышения педагогического мастерства. ФотоотчетМастер-класс как форма повышения педагогического мастерства. Фотоотчет Что такое мастер-класс? Мастер-класс - это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом, обучения и воспитания, центральным.

Обобщение опыта на курсах повышения квалификации .

Экскурсия, как форма организации образовательного процесса в специальной (коррекционной) образовательной школе В специальной (коррекционной) школе VIII вида используются различные формы организации обучения: уроки, учебные экскурсии, дополнительные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Наставничество как форма профессиональной адаптации и повышения квалификации педагога в образовательной организации
Опубликовано: 30 мая 2020 в 11:43
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Наставничество как форма профессиональной адаптации и повышения квалификации педагога в образовательной организации» (включая файлы) размещена пользователем Галина Ямщикова (УИ 2350850) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД