Лучший педагог года

Организация исследования по определению особенностей ловкости старших дошкольников

Наталья Приходская
Организация исследования по определению особенностей ловкости старших дошкольников

Настоящее исследование проведено на базе МАДОУ "Детский сад № 21" Энгельсского муниципального района Саратовской области с 01.09.2018 по 01.05.2019. В проведенном исследовании приняли участие 15 воспитанников подготовительной группы детского сада (6-7 лет, из них 7 мальчиков и 8 девочек. Исследуемую группу составили практически здоровые дети, не посещающие детский сад по болезни не более 3-4 раз в год., что было отмечено в медицинских картах дошкольников, у 23% детей наблюдалось нарушение осанки.

Публикация «Организация исследования по определению особенностей ловкости старших дошкольников» размещена в разделах

Проведенное исследование проходило в 3 этапа : констатирующий, формирующий и контрольный.

Целью исследования на начальном (констатирующем) этапе было выявление исходного уровня физического развития, физической подготовленности и развития физического качества «ловкость» детей подготовительной группы детского сада (таблицы 6,7,8).

Таблица 6 – Антропометрические характеристики детей, посещающих подготовительную группу детского сада на начальном этапе исследования

Кол-во участников Возраст, г

М ± m Пол Рост, см

М ± m Масса тела,кг

М ± m Сила правой кисти, кг Сила левой кисти, кг

N=15 5,63±0,37 муж и жен 103,55±12,53 21,5±3,46 3,13±0,23 2,57±0,20

N=7 5,71±0,37 муж 102,0±9,87 22,0±1,85 3,42±0,27 2,72±0,16

N=8 5,68±0,37 жен 105,1±13,16 21,0±3,72 2,84±0,19 2,43±0,23

р 0,5 0,5 0,5 0,5

Представленные данные указывают на то, что в целом наблюдаемая группа физически развита. Длина тела дошкольников соответствовала возрастным нормативам, крайние величины вариационного ряда соответствовали 99 и 115 см. Масса тела дошкольников также соответствует нормативным показателям и колеблется от 19,5 до 25 кг. Правая кисть у обследованных сильнее левой. Гендерных различий антропометрических показателей между группами не выявлено (р 0,5).

Таблица 7 – Физиометрические характеристики детей, посещающих подготовительную группу детского сада на начальном этапе исследования

Кол-во участников Возраст, г

М ± m Пол ЖЕЛ, мл

М ± m АД (сист.)

мм. рт. ст,

М ± m АД (диаст.)

мм. рт. ст,

ЧСС, уд/мин М ± m

N=15 5,63±0,37 муж и жен 763,25±12,53 77,25±3,46 5,02±0,23 104,57±0,20

N=7 5,71±0,37 муж 771±22,06 78,68±2,53 51,05± 1,30 105,21±5,43

N=8 5,68±0,37 жен 755,5±23,18 75,83±2,36 49 ± 1,42 103,93,5±6,7

р 0,5 0,5 0,5 0,5

Физиометрические показатели физического развития дошкольников, определенные в начале исследования, полностью соответствовали возрастной норме. Кроме этого, в группах, сформированных с учетом пола, принципиальных различий в изучаемых показателях установлено не было.

В целом физическое развитие дошкольников полностью соответствовало возрастной норме, что косвенно свидетельствует о здоровье группы дошкольников, принявших участие в настоящем исследовании.

Гармоничное развитие организма дошкольников во многом определяется их физической подготовленностью, организацией процесса физического воспитания. Адекватность физического воспитания в целом во многом зависит от возможностей осуществления своевременного и правильного контроля подготовленности занимающихся. Это послужило стимулом к разработке широкого спектра методик контрольных испытаний, в основе которой лежит использование различных нормативов, проб, упражнений и тестов. Применение оценочных материалов в ходе анализа результатов контрольных испытаний позволяет преподавателям определить состояние тренированности занимающихся, уровень развития физических качеств и, позволяет, в конечном итоге, судить об эффективности применяемого метода развития физических качеств. В своём педагогическом исследовании мы выявили степени физической подготовленности дошкольников.

Таблица 8 – Физическая подготовленность детей, посещающих подготовительную группу детского сада на начальном этапе исследования

Кол-во участников Возраст, г

М ± m Пол Прыжок в длину с места, см

М ± m Бег 30 м., с

М ± m Бег 300 м., с М ± m

N=15 5,63±0,37 муж и жен 104,66 7,87±0,98 98,33±7,68

N=7 5,71±0,37 муж 100,52±9,6 7,51±0,84 97,44±6,77

N=8 5,68±0,37 жен 108,81±8,70 8,23±1,12 99,23±8,06

р 0,5 0,5 0,5

На начальном этапе исследования показатели физической подготовленности дошкольников полностью соответствовали возрастным нормативам, принципиальных различий физической подготовленности мальчиков и девочек установлено не было (р 0,5).

Одним из важных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе является способность выполнять точные движения, требующие последовательной, содружественной мелкой моторики пальцев рук. Проблема повышения эффективности комплексной медико-психолого-педагогической работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей 5–6 лет не теряет своей актуальности.

Степень готовности ребенка к обучению в школе определяется способностью выполнять мелкую и точную работу пальцами рук. Точность и уверенность выполнения мелкой моторики пальцами детских рук облегчает возможность рисовать, писать. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.

В дальнейшем мы изучили координационные общие способности дошкольников, о которых судили по развитию физического качества «ловкость» при выполнении тестовых заданий.

Для изучения координационных способностей дошкольников мы воспользовались методиками Е. Н. Вавиловой и М. А. Руновой:

Тест 1 - Челночный бег 3 х 10 м, с. Определение способности дошкольника точно и быстро перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки в челночном беге на 3х10 м. Ребенок трёхкратно преодолевает 10 – метровую дистанцию, на которой по прямой линии расположены кубики (5 штук, испытуемый должен обежать каждый кубик, не задев его. Показатель ловкости – время, затраченное на выполнение задания.

Тест 2 - Ловкость в полосе препятствий. Испытуемому предстоит бежать по гимнастической скамейке длинной 5 м; прокатывать мяч между предметами (6 штук, разложенными на расстоянии 50 см друг от друга; подлезать под дугу (высота 40 см).

Критерии развития ловкости по Е. Н. Вавиловой представлены в таблице 8.

Таблица 8 - Результаты челночного бега 3 х 10 м и преодолении полосы препятствий дошкольниками на начальном этапе исследования (по Е. Н. Вавиловой)

Испытуемые Челночный бег 3 х 10 м, с

М ± m Полоса препятствий, с

М ± m

N=15 13,38±1,05 7,29±0,57

Mальчики, n=7 13,52±0,92 7,63±0,49

Девочки, n=8 13,28±1,16 7,54±0,63

р 0,5 0,5

Тест 3 - Определение ловкости и координации движений при подбрасывании и ловле мяча (таблица 9). Оценивается возможность ребенка подбрасывать и ловить мяч двумя руками, не прижимая его к себе и не сходя с места.

Тест 4. Определение ловкости и координации движений при отбивании мяча. Оценивается ловкость, скорость реакции, устойчивость позы при отбивании мяча от пола.

Таблица 9 - Ловкость и координация движений дошкольников при отбивании, подбрасывании и ловле мяча (по Е. Н. Вавиловой) на начальном этапе исследования

Испытуемые Подбрасывание и ловля мяча, кол-во раз

М ± m Отбивание мяча, кол-во раз

М ± m

N=15 11,20±0,84 12,86±0,77

Mальчики, n=7 11,52±0,92 12,93±0,49

Девочки, n=8 11,12±1,16 12,81±0,63

р 0,5 0,5

Результаты тестирования при подбрасывании и ловле мяча, возможно оценить с учетом ранжирования, представленного в литературных источниках согласно возрастным нормативам. (таблица 10,11)

Таблица 10 – Ранжирование уровня ловкости дошкольников при подбрасывании и ловле мяча (по Е. Н. Вавиловой)

Испытуемые Уровень ловкости при отбивании мяча

Высокий Выше среднего Средний Низкий Очень

низкий

мальчики Более 25 22 20 18 Меньше 15

девочки Более 25 22 20 18 Меньше 15

Таблица 11 - Ловкость и координация движений при отбивании, мяча (по Е. Н. Вавиловой)

Испытуемые Уровень ловкости при отбивании мяча

Высокий Выше среднего Средний Низкий Очень

низкий

мальчики Более 20 18 15 11 Меньше 11

девочки Более 20 17 14 10 Меньше 10

Таким образом, по итогам обследования ловкости по методике Е. Н. Вавиловой выявлено: что большинство (67%) детей имеют средний уровень развития ловкости. Результаты тестов говорят о недостаточности развития ловкости, о неточности мышечных усилий и пространственных ориентировок, хотя старшие дошкольники уже сравнительно хорошо владеют многими двигательными умениями, осваивают спортивные упражнения и элементы спортивных игр. В связи с этим расширяется круг движений, которые можно использовать с целью развития ловкости.

С помощью тестов М. А. Руновой на определение ловкости, был выявлен уровень развития ловкости у исследуемых детей. Из показателей видно, что высокого уровня развития ловкости нет ни у одного ребенка. Исследуемая группа имеет низкий уровень развития ловкости при подбрасывании и ловле мяча. И ниже среднего уровня группа имеет при отбивании мяча. Таким образом, детям требуется коррекционная работа.

Следует отметить, что в целом более 40 % детей, принимавших участие в диагностике, имеют средний и низкий уровни развития ловкости. Основной причиной низких показателей является, на наш взгляд, отсутствие планомерной, целенаправленной работы по развитию ловкости, индивидуальные особенности детей, отсутствие у некоторых детей интереса к занятиям физкультурой. Таким образом, мы считаем, что существует необходимость создания определенной системы работы по развитию ловкости старших дошкольников, а также произвести подбор наиболее эффективных средств и методов.

Ученые установили ведущую роль зрительного анализатора в движении руки. Мелкая моторика имеет важное значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Психологи и физиологи, медики, педагоги постоянно подчеркивают, что уровень сформированности мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребенком изобразительных, конструктивных, трудовых и музыкально-исполнительских умений, овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами в старшем дошкольном возрасте, к шести-семи годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители, педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыков письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

На начальном этапе нашего исследования был определен уровень развития мелкой моторики рук дошкольников (таблица 12,13,14, рис. 3).

Испытуемым было предложено выполнить ряд заданий:

1 задание. Продолжить вторую половину изображения. Обратить внимание на нажим, как держит карандаш.

Задание выполнено без ошибок: 3 балла.

Задание с одной ошибкой: 2 балла.

Задание выполнено с двумя и более ошибками: 1 балл

2,3 задание. Повторить изображение печатных букв, цифр.

Задание выполнено без ошибок: 3 балла.

Задание с одной ошибкой: 2 балла.

Задание выполнено с двумя и более ошибками: 1 балл

4 задание. Продолжить узор по клеткам.

Задание выполнено без ошибок: 3 балла.

Задание с одной ошибкой: 2 балла.

Задание выполнено с двумя и более ошибками: 1 балл

5 задание. Точность направления руки: изобразить, овал, круг

Задание выполнено без ошибок: 3 балла.

Задание с одной ошибкой: 2 балла.

Задание выполнено с двумя и более ошибками: 1 балл

Таблица12 - Уровень развития мелкой моторики рук дошкольников

Количество дошкольников Уровень развития мелкой моторики рук Кол-во (в%) из числа обследуемых

3 чел высокий 20

6 чел средний 40

6 чел низкий 40

Таблица 13 - Уровень развития мелкой моторики рук мальчиков

Количество дошкольников Уровень развития мелкой моторики рук Кол-во (в%) из числа обследуемых

2 чел высокий 29

3 чел средний 42

2 чел низкий 29

Таблица 14 - Уровень развития мелкой моторики рук девочек

Количество дошкольников Уровень развития мелкой моторики рук Кол-во (в%) из числа обследуемых

1 чел высокий 12,5

3 чел средний 37,5

4 чел низкий 50

Рисунок 3 – Гендерные особенности мелкой моторики рук в начале исследования

Дети с высоким уровнем развития графических навыков при выполнении задания продемонстрировали четкие правильные линии изображения, правильное положение тела при работе, свободные движения рук, заинтересованность в продуктивных видах деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд, что проявляется в сосредоточенности, самостоятельности, аккуратности в выполнении работы.

В группе детей со средним уровнем развития мелкой моторики, были выявлены ошибки разного характера: неправильный зажим карандаша, неправильная поза при работе сильное давление на карандаш, слишком быстрый или медленный темп работы, не проявляет интереса к работе, отвлекается;

У детей с низким уровнем развития мелкой моторики ошибки похожи:

Неправильная поза при письме, "управление" карандашом; неуверенность движений, невнимательность, быстрая утомляемость, нечеткость линий и изображения фигур.

Публикации по теме:

Тренажер для физического развития детей «Лестница ловкости»Тренажер для физического развития детей «Лестница ловкости» В физкультурных уголках есть огромное разнообразие различных спортивных пособий, а я хочу познакомить Вас с "Лестницей ловкости" которая.

Дидактическая игра по определению объема жидкостей «Поможем доктору Айболиту»Дидактическая игра по определению объема жидкостей «Поможем доктору Айболиту» 5 января 2016 года Дидактические задачи: 1. Развивать умения детей манипулировать с жидкостями, определяя их объем переливанием. 2.

Консультация для воспитателей «Игры и упражнения для определения индивидуальных особенностей детей»Консультация для воспитателей «Игры и упражнения для определения индивидуальных особенностей детей» Доброго времени суток, уважаемые коллеги, мои друзья и гости, заглянувшие на мою страничку! Разрешите предложить вам консультацию по теме.

Научная публикация «Теоретические исследования развития описательной речи дошкольников с использованием игрушки» Теоретические исследования развития описательной речи дошкольников с использованием игрушки. Внимание к вопросам речевого развития мы находим.

Нестандартное физкультурное оборудование для развития глазомера, меткости, ловкостиНестандартное физкультурное оборудование для развития глазомера, меткости, ловкости Предлагаю вашему вниманию нестандартное физкультурное оборудование, сделанное своими руками для развитие глазомера, меткости, ловкости.

Организация конструктивной деятельности младших дошкольниковОрганизация конструктивной деятельности младших дошкольников Проблема формирования интереса к конструированию у детей младшего возраста занимает значимое место в дошкольной педагогике, так как разнообразное.

«Снег». Организация проектной деятельности старших дошкольников Организация проектной деятельности старших дошкольников по теме «Снег». Цель: Развивать устойчивый интерес к познавательно-речевой деятельности,.

Организация работы кружка «Логика для дошкольников»Организация работы кружка «Логика для дошкольников» Кружок «Логика для дошкольников» начал работу в сентябре. В нем обучались дети среднего дошкольного возраста. Обучение детей в кружке.

Консультация для педагогов «Организация театрализованной игры дошкольников» Понятие, значение театрализованной игры дошкольников Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений.

Консультация для родителей «Ваш ребёнок правша или левша. Советы по определению»Консультация для родителей «Ваш ребёнок правша или левша. Советы по определению» Как определить, какая рука ведущая у вашего ребенка? Наверняка вы догадываетесь — правша ваш ребенок или левша. Предлагаем провести.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация исследования по определению особенностей ловкости старших дошкольников
Опубликовано: 15 декабря 2020 в 13:34
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД