МААМ-картинки

Создание условий для самостоятельной деятельности, успешной социализации и индивидуализации детей

Мария Скрипкина
Создание условий для самостоятельной деятельности, успешной социализации и индивидуализации детей
▼ Скачать + Заказать документы

Скрипкина М. А.

воспитатель д/с № 17 «Колокольчик»

- филиала АН ДОО «Алмазик»,

п. Алмазный

Создание условий для самостоятельной деятельности детей, для их успешной социализации и индивидуализации.

Публикация «Создание условий для самостоятельной деятельности, успешной социализации и индивидуализации детей» размещена в разделах

В настоящее время в системе дошкольного образования происходят грандиозные изменения. В Федеральном законе от 29.12.2012. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование стало первым уровнем в образовательной системе. Утвержден Федеральный государственный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 № 1155, включающий изменения:

• нормативно-правовой базы, как в организации, так и в содержании работы дошкольного учреждения;

• развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему социализации и индивидуализации детей.

В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования к структуре образовательной программы дошкольного образования она должна быть направлена на создание условий развития ребенка, открывающей возможности его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.

Ребёнок должен овладеть умением учиться, жить в мире с самим собой, получить в игре навыки самостоятельности и группового взаимодействия.

Основными условиями для решения данных задач являются:

• Использование в практике работы дошкольного образования здоровьесберегающих образовательных технологий, которые позволяют организовать воспитательно-образовательный процесс таким образом, чтобы ребёнок мог усваивать культуру человечества без излишнего физического и психического напряжения, подрывающего здоровье.

К ним относятся:

заключение и реализация совместного с МЦРБ плана работы по профилактике заболеваний;

функционирование оздоровительных групп;

формирование банка данных об особенностях психофизического развития ребенка с целью разработки индивидуальных программ физкультурно-оздоровительной работы;

тренинг с родителями по использованию приемов и методов оздоровления (физические упражнения, дыхательная гимнастика, приемы самомассажа, разнообразные виды закаливания) с целью профилактики заболеваемости детей;

проведение спортивных досугов для воспитанников и их родителей (законных представителей ребенка);

оснащение физкультурного зала оборудованием для профилактики сколиоза и плоскостопия (ортопедические коврики, лечебные мячи-гиганты, массажные мячи, детские тренажеры для укрепления мышц спины, детские гантели, массажные тактильные дорожки);

разработку специального сбалансированного меню для детей с аллергоанамнезом;

обеспечение питьевого режима с использованием бутилированной воды «Серебряный родник»;

благоустройство и функционирование «Тропы здоровья»;

взаимодействие воспитателей с родителями (законными представителями ребенка) воспитанников, со специалистами по вопросам профилактики заболеваемости, коррекции и формированию здорового образа жизни в семье;

реконструкция спортивной площадки на территории, организацию спортивных мероприятий на улице;

оборудование территории учреждения новыми малыми формами и т. д.

Основным направлением в работе используем формирование ребёнка как субъекта физкультурно – оздоровительной деятельности. Потребность быть субъектом, чувствовать себя активной личностью проявляется в желании ребенка быть, с одной стороны, непохожим на других, уникальным, самостоятельным, делать «по-своему» и, с другой стороны, значимым для других людей, эмоционально созвучным с ними, участвовать в их жизни, быть признанным.

Показателем сформированности таких качеств являются:

увлечённость двигательной деятельностью, стремление действовать самостоятельно; инициативность, свобода выбора движений, готовность активно искать новые варианты двигательных действий, сочетать, комбинировать известные движения;

адекватная самооценка и развитая саморегуляция поведения;

осознанное отношение к своему здоровью, умения и навыки, позволяющие успешно взаимодействовать с окружающей средой.

• Реализацию общеобразовательной программы, содержание которой позволяет педагогам строить воспитательно - образовательный процесс в соответствии с современными федеральными государственными стандартами ДО.

В настоящее время многие детские сады России, и наше в частности, работают с разнообразными программами и пособиями по дошкольному воспитанию и обучению. Самое сложное при подготовке таких программ – объединение их в одну согласованную систему с учётом сохранения культурно-исторических традиций; материально-технических, информационных и кадровых возможностей дошкольных учреждений; международных требований по соблюдению прав человека, необходимости объединения условий для всестороннего развития личности дошкольника. Основная образовательная программа нашего детского сада разработана на основе программы «Детство» под редакцией В. И. Логиновой, составные части из порционных программ: «Ребёнок в мире поиска» под редакцией О. В. Дыбиной и «Театрализованные занятия в детском саду» М. Д. Маханёвой. Основным направлением программы является развитие познавательно – речевых способностей ребёнка во всех видах деятельности посредством формирования устной речи и навыков речевого общения со взрослыми и сверстниками на основе овладения литературным языком и познанием окружающего мира.

• Обогащение предметно-пространственной среды, наполнение которой соответствует требованиям ФГОС ДО к структуре основной образовательной программы детского сада:

соответствовать принципу развивающего образования;

сочетать принципы научной обоснованности и практической

применимости;

соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности;

предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей не только в рамках непрерывной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах взаимодействия педагога с детьми;

в полной мере обеспечивать условия для поддержки и развития игровой деятельности детей с учетом возрастных, гендерных, индивидуальных потребностей, интересов и способностей.

• Обеспечение психологического комфорта воспитанников и всего коллектива детского сада с целью сохранения физического и психического здоровья. В дошкольном детстве, на наш взгляд, это условие является важной составляющей качественного образования в целом. Так как именно «благополучный» ребёнок будет оптимально усваивать знания, развиваться в деятельности, строить общение со сверстниками и взрослыми, а благоприятный климат в учреждении опосредует любую деятельность человека, определит не только меру включенности его в работу, но и характер направленности, эффективность и, в конечном счете, результативность учебно-воспитательного процесса в детском саду.

• Ещё одним важным условием является высокий профессионализм воспитателей, специалистов детского сада, повышение профессиональной компетентности педагогов в области социально-личностного развития детей через курсовую подготовку, семинары-практикумы, круглые столы по данной проблеме, разработку методических рекомендаций для педагогов детского сада, в которых раскрывалась бы суть проблемы социально-личностного развития ребёнка, методы и пути её оптимизации. Методическая работа в детском саду строится на основе анализа достигнутых результатов образовательного процесса, уровня педагогического мастерства и квалификации педагогов. Методические формы разнообразны: дискуссии, деловые и ролевые игры, педагогические советы, «Круглые столы», методические выставки, научно - практические конференции, методические недели. Все формы методической работы направлены на повышение квалификации и мастерства воспитателя, его самоутверждения. Для начинающих педагогов действует «Школа молодого специалиста», цель, которой – способствование психологической адаптации и социологизации молодых специалистов, обучение педагогов экспериментально проверять эффективность своей работы, разрабатывать мероприятия с детьми на основе собственных достижений. Такая форма работы как «Мастер - класс», с защитой своего наработанного творческого материала по теме самообразования, проведением самоанализа и обозначением перспективы работы, пропагандирует лучший опыт педагогов детского сада, его распространение является сильным стимулом для дальнейшего твор-ческого роста педагога.

Социальное развитие осуществляется двумя путями: в ходе стихийного взаимодействия с социальной действительностью и окружающим миром, а также в процессе целенаправленного приобщения ребёнка к социальной действительности. Поэтому ещё одним важным условием является организация целостной педагогической системы, грамотное и педагогически целесообразное построение воспитательно-образовательного процесса. Социальное развитие личности осуществляется в деятельности. Каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности. Так, игра способствует развитию активности и инициативности, в трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата, в продуктивных видах деятельности формируются независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску адекватных средств самовыражения. Постепенно самостоятельность репродуктивного характера сменяется на самостоятельность с элементами творчества, повышается уровень осознанности, самоконтроля, самооценки ребёнка в процессе осуществляемого им вида деятельности. Основным средством совместной деятельности выступает общение, поэтому в нашем детском саду создана единая коммуникативная среда. Важным условием организации социально-ориентированной образовательной деятельности является партнёрство, которое даёт возможность включить детей в выполнение реальных дел, участие в проектах, преобразование реальной жизни. Педагогами детского сада разработаны проекты социально-ориентированной направленности :

«Юный краевед»;

«Здоровый малыш»;

«Я успешен»;

«Наша дружная семья»;

«Герб семьи»;

«Я- россиянин».

Все эти проекты реализуются через различные формы совместной деятельности. Традиционными для нашего детского сада стали тематические недели, экспериментирование, решение проблемных ситуаций, сценарии активизирующего общения, игровые обучающие ситуации, организация проектной деятельности, участие в различного рода акциях.

• Дошкольная образовательная организация сегодня рассматривается не просто как детский сад, а как организация, оказывающая образовательные услуги, конкурирующая с организациями своего профиля. Мы рассматриваем детский сад как открытую образовательную систему. Её задача – обратить внимание социума нашего района на детей, наш детский сад, его проблемы в развитии образования и науки, предпринимателями и другими организациями. Детский сад на протяжении всей деятельности активно сотрудничает с административными структурами, средствами массовой информации, учреждениями культуры, медицины, спорта. Такое социальное партнёрство помогает достичь единого образовательного пространства.

• В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают агенты социализации, то есть лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие. Ими могут являться:

семья (родители или лица, постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком, братья или сестры);

детский сад (в первую очередь воспитатели);

общество (сверстники, друзья).

По своей роли в процессе социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для ребенка, как выстраивается взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние. Важным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья (как один из институтов социализации). Поэтому одной из главных задач нашей деятельности является создание полноценного социального сотрудничества в триаде «педагог-дети-родители». Признание приоритета семейного воспитания требует нового отношения к семье и новых форм работы с семьями со стороны детского сада.

Деятельность детского сада в целом и каждого сотрудника в отдельности направлена на реализацию социального заказа родителей (законных представителей ребенка, интересов детей. После проведенного анкетирования, интервьюирования родителей (законных представителей ребенка, выявлены наиболее интересующие родителей вопросы, темы; разработан план работы консультативного пункта; подобран иллюстративный, теоретический, практический материал.

Основные задачи консультативного пункта:

оказание консультативной помощи по различным вопросам воспитания и образования ребёнка;

оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста;

обеспечение взаимодействия между образовательным учреждением, реализующим общеобразовательную программу дошкольного образования и другими организациями социальной и медицинской поддержки детей и родителей.

Заседания консультативного пункта проводятся в различных формах:

круглый стол;

консультации;

практикумы;

педагогические гостиные.

Консультативный пункт выступает как самостоятельное структурное подразделение образовательного учреждения. Его организация предполагает тесное взаимодействие различных специалистов: воспитателя, музыкального работника, педагога-психолога, заместителя заведующей по ВМР, медицинского работника.

Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделять своё Я среди других людей. Процесс социализации является одним из важных условий формирования и развития самостоятельной личности и неразрывно связан с процессом её индивидуализации. В процессе индивидуализации человек накапливает тот потенциал, который в дальнейшем он привносит в социальное окружение. «Чем больше он индивидуально развит, тем больше он социально значим» [8, с. 72]. Оттого как воспитатель использует данный ресурс зависит социальное будущее поколений.

Список использованной литературы:

1. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва.

2. Авдулова Т. П. Создание развивающего пространства социализации и индивидуализации дошкольников / Т. П. Авдулова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2014. № 8. С. 7-11.

3. Закрепина А. Социальное развитие детей школьного возраста // Дошкольное воспитание. 2009. №11. С. 72.

4. Иванова Н. В., Бардинова Е. Ю., Калинина А. М. Социальное развитие детей

5. Лисина М. И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения с взрослыми / М. И. Лисина // Вопросы психологии. 2002.

6. Осипова Л. Е. Работа детского сада с семьёй. М. : Скрипторий, 2008.

7. Степанов С. С. Словарь-справочник воспитателя. М. : ТЦ Сфера, 2008.

в ДОУ. М. : ТЦ Сфера, 2008.

8. Шебеко В. Воспитание ребёнка как субъекта физкультурно – оздоровительной деятельности. // Дошкольное воспитание. 2011. № 5. С. 28-33.

Публикации по теме:

Использование технологии «рефлексивный круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу познакомить Вас с технологией «Рефлексивный круг» это интересней-шая технология социализации.

Фотоотчет. Создание условий для игровой деятельности детей средней группы. Пластилиновая сказка «Спасти принцессу».Фотоотчет. Создание условий для игровой деятельности детей средней группы. Пластилиновая сказка «Спасти принцессу». Все дети любят волшебные сказки. Любят их слушать, смотреть мультфильмы,фильмы. А затем, любят перевоплощаться в героев. Девчонки хотят.

Использование технологии «Час игры» как способ создания условий для свободной самостоятельной игровой деятельности детей в ДОУИспользование технологии «Час игры» как способ создания условий для свободной самостоятельной игровой деятельности детей в ДОУ Игра - одно из наиболее ценных новообразований дошкольного возраста. Играя, ребенок свободно и с удовольствием осваивает мир во всей его.

Консультация для воспитателей «Создание условий для свободной самостоятельной деятельности детей»Консультация для воспитателей «Создание условий для свободной самостоятельной деятельности детей» Развитие творческих способностей, эстетическое развитие дошкольника, формирование базиса его личностной культуры не может быть ограничено.

Организация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольниковОрганизация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольников Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее Стандарт, - это ориентация нового документа на социализацию.

Создание условий для исследовательской деятельности на участке детского садаСоздание условий для исследовательской деятельности на участке детского сада Естественная потребность детей к познанию окружающего мира стала значимой частью образовательной деятельности в детском саду. Дети-маленькие.

Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детейСоздание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Отечественный и мировой опыт показал, что воспитательная.

Создание условий для театрализованной деятельности детей дошкольного возраста как средство развития детской инициативностиСоздание условий для театрализованной деятельности детей дошкольного возраста как средство развития детской инициативности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка» Александрова Светлана Михайловна воспитатель МБДОУ «Ромашка»Тема:.

Создание условий для успешной адаптации детей к детскому садуСоздание условий для успешной адаптации детей к детскому саду Создание условий для успешной адаптации детей к детскому саду. Для успешной социализации детей нужно и то, чтобы дети адаптировались к.

Речевое развитие детей как одно из условий социализации личности и коммуникативных способностей 2 слайд Тема: "Речевое развитие детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи как одно из условий социализации личности и коммуникативных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание условий для самостоятельной деятельности, успешной социализации и индивидуализации детей
Опубликовано: 7 ноября 2021 в 10:05
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Создание условий для самостоятельной деятельности, успешной социализации и индивидуализации детей» (включая файлы) размещена пользователем Мария Скрипкина (УИ 188134) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД