МААМ-картинки

Не такие, как мы… Дети-аутисты

Татьяна Петровна Иванова
Не такие, как мы… Дети-аутисты

Не такие, как мы… Дети-аутисты

«Единственный способ возродить человека,

единственный способ дать человеку возможность

в полноте - это его любить, любить не за его добродетели,

а несмотря на то, что он несовершенен».

Митрополит Антоний Сурожский, «Таинство любви»

Вокруг детей, больных аутизмом, существует ореол загадочности. Часто их называют странными, даже блаженными. В какой-то степени это действительно так - многие из них не «от мира сего». Они по-другому, не так как мы, чувствуют, думают и поступают. Погруженные в собственные внутренние переживания и отгороженные от нас - они находятся в состоянии экстремального одиночества. Повышенная чувствительность к звукам, запахам, краскам и другим ощущениям нашего слишком интенсивного мира заставляет их погружаться в тоннель собственных фрагментарных представлений о нем.

Публикация «Не такие, как мы… Дети-аутисты» размещена в разделах

Из-за резкого снижения жизненного энергетического тонуса и нарушения каналов восприятия и общения с миром ребенок, страдающий аутизмом, не может понять красоту окружающего мира со всеми его красками, запахами и звуками, все многообразие человеческих взаимоотношений; и ощутить себя полноценной частичкой общества. Он глобально одинок и безрадостен.

Родители, воспитывающие ребенка с аутизмом, разделяют его судьбу, несут непосильный груз психологических, материальных и эмоциональных проблем, связанных с воспитанием тяжелобольного ребенка (70 и более процентов этих детей являются инвалидами с детства и нуждаются в попечении и заботе в течение всей своей жизни, и часто оказываются в «зоне осуждения».

Сейчас аутизм называют болезнью цивилизации, так как рождаемость таких детей непрерывно растет - по данным ВОЗ количество детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) увеличивается на 13% в год и приближается к 1%. В каждой семье, независимо от социального статуса и других особенностей, может родиться больной ребенок.

Аутизм - это тяжелое хроническое заболевание, которое полностью излечить невозможно, но возможно и необходимо сделать жизнь таких детей радостнее и счастливее - повысить их активность, расширить круг общения, дать возможность «быть в мире». Это трудная и долгая задача решается родителями совместно со специалистами и ближним кругом.

Часто мы отвергаем тех, кто не соответствует нашим стандартным представлениям о человеке, и стараемся «подтянуть» таких детей под «норму», превращая их жизнь в бесконечную тренировку навыков. Ребенок с аутизмом, также как и любой другой человек, является уникальной личностью с сильными и слабыми сторонами, но, в отличие от здоровых детей, нуждается в глубоком понимании его проблем, в большей степени защиты, заботе, в терпении и любви. Тогда он начинает раскрывать свой внутренний мир и подсказывать нам, как ему можно помочь.

Общение с таким ребенком меняет и нас - мы становимся мудрее и терпимее. Выдающийся австрийский психотерапевт В. Э Франкл в своей работе «Человек в поисках смысла» пишет: «Любовь охватывает потенциальные ценностные возможности в человеке. Позволяет нам ощутить личность другого человека как целый уникальный мир и тем самым приводит к расширению нашего собственного мира». Родители, не понимая сущностных проблем ребенка с аутизмом, не могут наладить с ним полноценное общение. Только вооружившись знанием эмоционально-сенсорных нарушений ребенка, близкие обретают возможность реально помогать ему - делать его радостнее, активнее и счастливее. У родителей начинается другая, новая жизнь, в которой появляются приятное общение, экскурсии, праздники.

Благодаря исследованиям В. В. Лебединского, О. С. Никольской с соавторами мы получили уникальную возможность познакомиться с внутренним миром больного ребенка. Они произвели переворот в сознании практиков-психологов, врачей, глубоко интересующихся проблемами детей с аутизмом, и обосновали, что в основе заболевания лежат нарушения эмоционально-сенсорной сферы ребенка. Базально-уровневый подход, который они предложили, дал ключ к пониманию правильной организации коррекционной работы с детьми, страдающими аутизмом.

Первичное нарушение жизненного витального тонуса, исходная энергетическая недостаточность, связанная с ней слабость побуждений - возможность «быть в этом мире», и крайне обостренная чувствительность с низким сенсорным порогом лежат в основе триады симптомов аутизма - нарушений социализации и коммуникации, необычного поведения и интересов. Низкие сенсорные пороги — повышенная чувствительность детей к стимулам окружающего мира, приводят к выраженному отрицательному фону ощущений, повышают готовность к реакциям тревоги и страха. Ребенок оценивает окружающий мир как опасный, что толкает его на стойкое сохранение привычного и щадящей внешней обстановки.

Чувство неприятного сопровождает все виды восприятия ребенка, придает им болезненный оттенок, угнетает их положительные эмоции. Дети с аутизмом безрадостны, находятся в состоянии депрессии. Это «Дети дождя».

Аффективная аутостимуляция носит компенсаторный характер и направлена на повышение психического тонуса в целом и, избирательно, на стимуляцию положительных эмоции, имеющих очень слабую тоническую основу.

Таким образом, усиление эмоционально-положительной доминаты с помощью эмоционально-сенсорного обогащения является жизненно важным для ребенка.

Эмоциональная и сенсорная системы неразрывно связаны между собой и фактически являются сторонами одной медали.

Основоположник сенсорной интеграции Дж. Айрис обосновала, что сенсорная интеграция и нарушения эмоциональной и поведенческой сферы тесно связаны, так как сенсорная система является частью мозга и отвечает за восприятие, синтез и анализ впечатлений от внутренних органов и внешнего мира. Она предложила сенсорную интеграцию, как отдельный метод лечения, который успокаивает ребенка, дает возможность по-новому взаимодействовать с окружающим миром, улучшить качество его жизни п способствует его социальной адаптации.

Дж. Айрис стала «адвокатом» для детей, имеющих симптомы аутоагрессии, агрессии, двигательной расторможенности и других нарушений. Она объяснила, что первичным звеном возникновения являются нарушения в чувственных сферах: базовых - тактильных, проприоцептивных, вестибулярных; и остальных; зрительных, слуховых, вкусовых, обонятельных, интрацептивных.

Сделать больных детей счастливее стало главной целью ее жизни.

У ребенка с аутизмом искажены сенсорные каналы общения, поэтому он не может полноценно ощутить, интегрировать, проанализировать впечатления от собственного тела и внешнего мира. Метод сенсорной интеграции позволяет упорядочить чувственную сферу ребенка и сформировать у него правильный адаптивный ответ. Сенсорная интеграция смягчает необычные реакции больного ребенка, помогает ему в эмоциональном, интеллектуальном, двигательном и социальном развитии.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Вот такие цветники!»Фотоотчет «Вот такие цветники!» Здравствуйте Уважаемые коллеги! Всем доброго времени суток! В конце весны, за несколько недель до ЛОР, перед педагогами дошкольных учреждений.

Фотоотчет «Такие разные елки»Фотоотчет «Такие разные елки» Продолжаем украшать свое жилище к зимнему празднику. Мы сделали уже различные снежинки, развесили их на окна и стены. Теперь хотим придать.

Фотоотчет о родительском собрании в младше-средней группе «Вот такие наши дети!»Фотоотчет о родительском собрании в младше-средней группе «Вот такие наши дети!» Цель: создание эмоционально-положительного настроя на совместную работу ДОУ и родителей. Задачи: познакомить родителей друг с другом и педагогами;.

Фотоотчет «Такие разные, но все такие симпатичные снеговики»Фотоотчет «Такие разные, но все такие симпатичные снеговики» Декабрь в этом году недвусмысленно дал понять, что нынешняя зима в лучшем случае серьёзно задерживается, а в худшем и вовсе ушла в отпуск.

Консультация для родителей «Такие разные, но любимые дети!» Приветствую вас, уважаемые коллеги! Сегодня я поделюсь с вами информацией о том, как помочь родителям эффективно взаимодействовать со своими.

НОД по аппликации в подготовительной группе «Такие разные дети на нашей планете» НОД по продуктивной деятельности (аппликация) в подготовительной группе. Тема: «Такие разные дети на нашей планете» Программное содержание:.

Проект «Такие разные нитки»Проект «Такие разные нитки» Развитие познавательно-исследовательской активности у детей с ОВЗ через проектную деятельность. Огромен и разнообразен окружающий нас.

Протокол группового родительского собрания «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили»Протокол группового родительского собрания «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» Протокол Группового родительского собрания в средней группе от 13.02.2018. Тема: «Как говорить, чтобы дети слушали и как слушать, чтобы.

Стенгазета «Кто такие казаки»Стенгазета «Кто такие казаки» Добрый день дорогие маамовцы! С наилудшими пожеланиями всем, кто сейчас находится в долгожданном отпуске! Самое время, остановиться и призадуматься,.

Такие разные валентинкиТакие разные валентинки Приятно получать красивый и оригинальный подарок, сделанный своими руками. Ко дню Св. Валентина мы проявили всю свою фантазию и творчество,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Не такие, как мы… Дети-аутисты
Опубликовано: 15 марта 2022 в 20:45
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД