Лучший педагог года

Нейроигры как средство развития речи детей дошкольного возраста

Людмила Брюханова
Нейроигры как средство развития речи детей дошкольного возраста

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 2 ГОРОДА ЕЙСКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕЙСКИЙ РАЙОН

Из опыта работы

«Нейроигры - как средство развития речи

детей дошкольного возраста»

Воспитатель старшей группы компенсирующей направленности

Людмила Романовна Брюханова

г. Ейск, 2023г

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки

Публикация «Нейроигры как средство развития речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах

снова способствуют развитию мозга»

Иван Петрович Павлов

В последние годы увеличилось количество детей дошкольного возраста с ОВЗ, включая детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Поскольку процесс постановки, автоматизации и дифференциации звуков, закрепления лексического материала достаточно трудный и длительный процесс, необходимо всеми возможными способами сделать занятие интересным, разнообразным и в то же время продуктивным для детей. Хочется увлечь детей, удивить их, вызвать положительные эмоции, а не просто многократно проговаривать материал. Целенаправленное системное воздействие, направленное на коррекцию нарушений речевого развития у детей с тяжелыми нарушениями речи, с использованием инновационных технологий позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.

Коррекционная работа педагога должна быть эффективной и динамичной. С этой целью решили разнообразить работу с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, включив в коррекционно-развивающий процесс использование инновационных технологий, включая нейроигры и нейроупражнения.

В России развитием нейропсихологии занимался А. Р. Лурия, который являлся основоположником науки.

Нейропсихологические игры - это комплекс упражнений и приемов,

направленных на активацию естественных механизмов работы мозга через

выполнение физических движений. Они ориентированы на оптимизацию

речи в ее взаимодействии с другими психическими функциями и пространственными представлениями.

Включение нейроигр и упражнений становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ТНР. Использование нейроигр позволяет, с одной стороны повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, с другой - в большей степени применить индивидуальный подход в процессе обучения.

Результативность коррекционной работы с каждым отдельным ребенком разная. Эффективной работа учителя-логопеда будет тогда, когда будет выстроена дифференцированно, с учётом логики развития мозговых структур. Успех коррекционной логопедической работы с детьми с ТНР также во многом зависит от комплексного подхода к коррекции речевых нарушений.

У детей дошкольного возраста с ТНР наблюдаются выраженные нарушения межполушарного взаимодействия. Тяжелые речевые нарушения имеют физиологическую основу – поражение или дисфункцию определенных мозговых областей. Как следствие, возникают нарушения высших психических функций. Речь также является высшей психической функцией, и чаще всего страдает в первую очередь. Нарушаются все основные компоненты речевой системы: звукопроизношение, фонематические процессы, словарный запас, грамматический строй речи, связная речь. Поэтому трудности при усвоении материала возникают вследствие особенностей развития головного мозга детей.

Успешность обучения детей во многом зависит от своевременного развития межполушарных связей, а сензитивный период для развития приходится на дошкольный возраст, когда кора больших полушарий головного мозга еще не окончательно сформирована.

Зачем развивать оба полушария головного мозга?

Левое полушарие мыслит логически. Правое – помогает создавать новое, генерировать идеи, интегрировать. Можно быть математиком с хорошо развитым левым полушарием и при этом ничего нового не придумать. А можно быть творцом, сыпать идеями и ни одну из них не реализовать из-за непоследовательности своих действий. И те и другие – «однополушарные» люди.

В процессе применения нейроигр и упражнений происходит активизация работы мозга, повышение его функциональности и пластичности, развитие уровня внимания и памяти, высших психических и моторных функций, развитие межполушарного взаимодействия.

В своей практике используем нейроигры и упражнения на всех этапах, от момента выполнения подготовительных артикуляционных упражнений до автоматизации поставленного звука на материале чистоговорок и стихотворений.

Приведем примеры игр:

1. Логопальцеход

Упражнения выполняются в разных вариантах от простого к сложному:

— отдельно пальчиками каждой руки на 1 дощечке;

— вместе пальчиками обеих рук на 1 дощечке;

— вместе пальчиками обеих рук на 2 дощечках

сразу (при использовании нескольких пальцеходов одновременно);

— располагать дощечки можно в горизонтальном

или вертикальном направлении.

Выкладываем последовательность одинаковых и разных предметов, связанных по смыслу в логическую цепочку:

- слева направо;

- справа налево;

- наискосок

Выкладывание предметов по схеме и шаги пальчиками по свободным кружкам. Шаги по 1 разу в ячейке или по 2 шага в одной ячейке, шаги всеми пальчиками по очереди.

Перешагивание ячеек и сопровождение проговариванием цифр или направлений шага вправо-влево.

Шаги пальцами и проговариванием букв (по алфавиту, только гласные, только согласные, чередование А-О, С-З и других, мягкие, звонкие, щипящие и пр).

Шаги по кружкам и проговаривание слогов, составление слогов по 1 букве, составление слов.

Разложить цифры в соответствии с количеством точек на карточке, прошагать их, проговорить.

Разложить предметы в соответствии с цветом, назвать прилагательное. (красный — красное, синий — синее и тд, прошагать пальчиками только красные кружки.

Прозвучать цвета, разложенные в ячейках на ксилофоне, справа налево и обратно, подряд, через 1, в произвольно заданном порядке.

Разложить предметы по свойствам — мягкое/ жесткое, гладкое/шершавое. Проговариваем одновременно с шаганием пальчиками — описываем, выводим ассоциации, в зависимости от уровня подготовленности ребёнка.

Выкладывание предметов по количеству и прибавление или убавление по 1, задачи на сложение и вычитание с полным проговариванием действия и шагами.

Игры на память — выложить последовательность, дать время запомнить, сказать по памяти как лежат предметы справа налево и слева направо. Начинать можно с 3 предметов и добавлять по мере занятий.

Перекатывать шарики пальчиками по ячейкам отдельно каждой рукой или одновременно двумя руками с разных концов пальцеходов.

2. Цветные круги

Перед игрой ребёнок знакомится с цветовой палитрой кругов. Закрепляются знания о цвете. В игре используется одновременно два листа для правой и левой руки.

Вариант 1:

Ребёнку называется цвет, и он должен одновременно положить свои кулачки на круги предложенного цвета. Например, «синий цвет» (кулачки обеих рук кладутся на круги синего цвета).

Вариант 2:

Более сложный. Цветных кругов на листе больше и нужно задействовать более мелкую моторику. Ребёнку даётся задание использовать определённые пальцы для касания кругов. Например, «оранжевый цвет» (ребёнок указательными пальцами обеих рук касается оранжевых кругов)

3. Нейротренажеры

Цель: формирование нейропсихологических связей, развитие пространственных представлений, развитие координации движения, выполнение инструкций.

4. Игры с прищепками

1 Вариант – ребенок раскладывает одновременно прищепки в корзинки правой и левой рукой, для каждой руки свой цвет.

2 Вариант - закрепить прищепки на разных частях одежды ребенка. Задача – на слух ориентироваться и находить прищепки на нужной части тела: снимать прищепки определенного цвета, считать их; снимать и закреплять прищепки определенной рукой и с нужной стороны; попросить ребенка закрепить прищепки на вашей одежде на определенных частях тела.

5. Дорожки

1 Вариант – перед ребенком 2 цветные дорожки из одинаковых элементов. Задача ребенка сложить их правой и левой рукой в контейнеры соответствующего цвета.

2 Вариант – элементы в дорожках перемешаны, фигуры надо брать только заданной рукой.

6. Ладошка – кулачок

Игра направлена на развитие межполушарного взаимодействия, развитие моторики пальцев рук и предпосылки для становления многих психических процессов.

7. Идем по дорожке

Для каждой ноги задается свой цвет. Цель игры: развитие межполушарного взаимодействия, координация движений. Усложнение: на каждый шаг произносим слово (учим стихотворение, произносим чистоговорку).

8. Рисование двумя руками

Рисование указательными пальцами обеих рук одновременно по линиям на бумаге. С усложнением рисование картинок маркерами.

9. «Нос-ухо»

Левой рукой нужно взяться за правое ухо, правой рукой — за нос. После чего делаем хлопок руками и меняем руки в точности наоборот. Параллельно с выполнением упражнения произносим звуки, слоги или слова.

Упражнение «Злой пёс».

1 вариант: Улыбнуться. Покусать кончик языка + ритмично смыкать соединённые с большим пальцем остальные сомкнутые четыре пальца (обеими рукам одновременно). 2 вариант: Улыбнуться. Покусать средину языка + ритмично сжимать все пальцы в кулак (обеими рукам одновременно). 1 – 2 выполнять попеременно.

Упражнение «Расчёска - Утюг». 1 вариант: Улыбнуться. Протолкнуть язык между сомкнутыми зубами + почесать всеми пальцами одну ладонь. 2 вариант: Улыбнуться. Протолкнуть язык между сомкнутыми губами + почесать всеми пальцами другую ладонь. 1 – 2 выполнять попеременно.

Упражнение «Часики» и «Качели». В процессе выполнения данного упражнения язычок выполняет несколько движений с пальчиком.

Язычок подружился с пальчиком и следует за ним.

Язычок поссорился с пальчиком и убегает от него.

Язычок подружился с глазками, и они гуляют вместе.

Упражнение «Конфетка». Толкать языком правую щеку + круговые движения указательным пальцем у правой щеки (остальные пальцы сомкнуты в кулак). Тоже самое с левой щекой и левым указательным пальцем. Выполнять попеременно.

Упражнение «Лошадка». Улыбнуться, пощёлкать языком + ритмично смыкать соединённые с большим пальцем остальные сомкнутые четыре пальца (обеими руками одновременно).

Упражнение «Индюк». Языком сделать «болтушку» (бл – бл – бл) + попеременные круговые движения обеими руками, пальцы зажать в кулак. Выполнять громко – тихо попеременно.

Упражнение «Парус». Улыбнуться, поставить язык на альвеолы за верхние зубы + соединить нижние части ладоней обеих рук, поочерёдно соединять пальцы обеих рук, начиная с мизинца.

Упражнение «Гармошка». Улыбнуться, присосать широкий язык к нёбу, двигать нижней челюстью вверх-вниз + обе руки согнуть в локтевом суставе, сжать пальцы в кулак, двигать обеими руками в вертикальном положении в направлении к друг к другу и обратно.

В своей работе активно используем цепочку слоговой структуры на переключаемость, чтобы сформировать слоговую структуру слова, развивать фонематическое восприятие, автоматизировать поставленный звук. С этой целью ребенок проходит дорожку, называя слова, двигаясь по картинкам пальцами обеими руками одновременно, навстречу друг другу, а потом в противоположные стороны (начиная от центра).

Применяем зеркальное рисование, когда ребенок рисует одновременно двумя руками симметричные линии, спирали, восьмерки, произнося нужный нам звук.

Нейроигры на выкладывание узоров из камней, пуговиц; выкладывание букв из счетных палочек одновременно двумя руками.

Нейроигра с мячом «Тебе-мне». Ребенок передает мяч обеими руками соседу.

Нейроигра «Умные звоночки». Ребенок нажимает на звонок столько раз, сколько услышит слогов, слов.

Нейроигра «Передай другому». Ребенок выполняет руками перекрёстные движения (правая рука сверху, затем левая).

Нейроигры с пинцетом. Ребенку предлагается одновременно двумя руками взять разные цвета и положить в нужную тарелочку. Например, на дифференциацию звуков в словах. Инструкция ребенку: если услышишь звук «Ж» берешь правой рукой желтый помпон, если звук «З» левой рукой – зеленый.

На этапе автоматизации и дифференциации звуков используем разнообразные виды нейроупражнений. Например, в процессе выполнения нейроупражнения «Колечко» автоматизируем звуки в слогах. Инструкция: соединяй большие пальчики с остальными и произноси слог ЛА (или цепочку слогов ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ).

Нейроупражнение «Кулак-ребро-ладонь». Используем данное упражнение для развития фонематического восприятия либо для дифференциации звуков. Инструкция: 1 вариант: если услышишь звук «Ш» — ставь кулак, звук «Ж» — ставь ладонь. 2 вариант: звук С – кулак, звук З - ребро, звук Ц — ладонь.

Нейроупражнение «Локоть-колено». Описание: поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Данное нейроупражнение используется при автоматизации и дифференциации звуков, также при обогащении словаря по лексическим темам.

Нейроупражнения с мячами (обычными, прыгунами, су-джоку). Описание: 1 вариант: на звук «Ш» отбивай мяч правой рукой, на звук «Ж» левой. Или катаем мячик между ладоней, если звук «Ш» то сверху правая рука, если «Ж» – то левая. 2 вариант: при автоматизации звуков ребенок перебрасывает мяч из рук в руки, проговаривая скороговорки.

Это далеко не все нейроигры, которые можно использовать в работе с детьми с ТНР.

Таким образом, использование нейроигр способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений : речевых, двигательных, поведенческих.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Проектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возрастаПроектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста Хочу поделиться опытом работы над экологическим проектом "Косточка",показать связь проектной деятельности с речевым развитием дошкольника. Потому.

Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста Речь является средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Возможность говорить, общаться - это удивительный.

Консультация для родителей «Двигательная активность как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Двигательная активность как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Работая с детьми, имеющими речевые нарушения, мы наблюдаем отставание в развитии двигательных функций. Это проявляется в виде недостаточной.

Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возрастаИгровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возраста Уважаемые педагоги, Вашему вниманию представлена работа на тему «Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей.

Проект «Лэпбук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»Проект «Лэпбук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Актуальность Проблема развития речи является одной из актуальных в настоящее время, так как данные статистики свидетельствуют о постоянном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нейроигры как средство развития речи детей дошкольного возраста
Опубликовано: 10 декабря 2023 в 21:56
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД