Папки-передвижки

Непосредственная образовательная деятельность «Красота чувашского края в узорах «масмака» (старшая группа)

Ирина Алексеева
Непосредственная образовательная деятельность «Красота чувашского края в узорах «масмака» (старшая группа)

Образовательные задачи: Образовательная область «Познание»:

- продолжать знакомить с изделиями чувашского декоративно -прикладного искусства;

- подвести детей к пониманию того, что в чувашской головной повязке «масмак» отображены представления древних людей о красоте чувашского края (солнце, дерево, животные, колосок, вода).

Образовательная область «Художественное творчество»:

- способствовать самостоятельному созданию узора, устанавливая параллель между декоративно - прикладным искусством и устным народным творчеством;

- повышать у детей творческую активность при создании художественного образа «масмака».

Публикация «Непосредственная образовательная деятельность „Красота чувашского края в узорах „масмака“ (старшая группа)» размещена в разделах

Образовательная область «Коммуникация»:

- закрепить существительные: собака - йыта, овес - селе, солнце - хевел, дерево - йвас, вода-шыв.

Образовательная область «Социализация»:

- воспитывать любовь к родному краю проявляя патриотические чувства при создании образа «масмак»;

- воспитывать уважение к труду людей, мастерам своего дела. Предшествующая работа:

- Чтение легенд: «Девочка Масмак», «О первых масмаках»,

- Дидактические игры: «Назови узор», «Выложи узор».

- Рассматривание изделий с чувашским орнаментом.

- Рисование чувашских узоров.

- Встреча с Зинаидой Вороновой

- Посещение мини-музея «Эреш» в детском саду

Материал:

- ИКТ (презентация головных уборов, табло для учёта результатов ответов команд с фишками, эмблемы команд, карточки с изображением символов чувашских узоров, подлинники масмаков, кубики с изображениями чувашских узоров, аудиозапись чувашских песен. Непосредственная образовательная деятельность:

- Воспитатель: Ребята к нам пришло письмо, вы хотите его прочитать? (Читает)

- «Здравствуйте ребята группы «Радуга», я хочу вас спросить вы любите играть? (Ответы детей) В детстве я тоже любила играть в куклы, а сейчас украшаю наряд кукол, вы догадались, кто я, посмотрите мои куклы.

- Воспитатель: Мы живём в Чувашской республике. И не зря наш край называют краем ста тысяч слов, песен, вышивок, и такое название может получить край, где живут замечательные люди, мастера своего дела. (Показ слайдов национальных кукол — сувениров Чувашии) Вопросы:

- Кто мастер костюмов, национальных украшений и головных уборов кукол -сувениров Чувашии, которая нам прислала письмо? (Ответ детей) (Показ слайда, заслуженного работника культуры Чувашской Республики мастера народных художественных промыслов, Зинаиды Вороновой).

- Воспитатель: Зинаида Воронова была у нас в гостях (показ слайда) (Обращает на конверт что в конверте не только письмо, но и интересные задания от Зинаиды Вороновой) Вопросы: Какие чувашские головные уборы вы знаете? (Ответы детей (хушпу, тухья, масмак).

- Из какого материала украшены головные уборы Зинаиды Вороновой? (Бисера, монеты)

- А чем вышивали в старину головные уборы? (Нитками).

- Воспитатель: Зинаида Воронова предлагает игру - викторину и просит нарисовать образцы узоров, чтобы она могла вышить масмак. Вы согласны? Проводится викторина «Что мы знаем о масмаках»

Детей делю на две команды. Название команд определяют дети с помощью эмблем перевернутых рисунком вниз 1-ая команда - «Солнышко» 2-ая команда «Луна».

Правила игры: За каждый правильный ответ на какой-либо вопрос команда получит жетон. Та команда, которая наберёт большее количество жетонов, будет победителем. Победителя ждёт приз. Какой приз, вы узнаете после окончания игры-викторины.

Воспитатель : А, сейчас мы начинаем нашу викторину.

Первое задание.

Вопросы к команде «Солнышко»: - Что такое масмак?

- Кто его носил? Вопросы к команде «Луна» - Куда повязывали масмак?

- Почему именно так «масмак» называют этот красивый головной убор?

(воспитатель за правильные ответы прикрепляет жетоны на табло). Воспитатель: Молодцы. Вспомнили легенду о девочке по имени Масмак, которая, увидев радугу, вышила на холсте разноцветными нитями красивые чувашские узоры. Правильно отметили, что именно с этого дня, согласно легенде, головную вышитую повязку стали в чувашском народе называть «Масмак». (Слайд масмаки)

Второе задание:

Внимание, начинаем следующее задание.

- Почему на масмаках вышито много солнца?

- Как вы думаете почему, на масмаках много изображений животных?

- Узоры на масмаках размещаются между двумя горизонтальными линиями. Что это за линии?

(За правильные ответы команды жетон) Самое время поиграть в игру чувашских батыров «Луна и Солнце», где мы увидим, чья команда у нас самая сильная и сплоченная. (Игра «перетяни канат»)

Воспитатель: Из вас получились настоящие чувашские батыры можно переходить к следующему - третьему заданию.

Третье задание.

Небо, как считают чуваши, даёт им силы, посылает свет и тепло, освещает земной мир, в котором живут люди. Если всмотреться в любой узор, то можно заметить, что он на что-то похож, что-то изображает. Игра «Отгадай загадку» (Воспитатель читает загадки, у каждой команды карточки с изображением символов чувашских узоров, дети находят и показывают отгадку, и называют отгадку на чувашском языке.

Загадки: Во дворе он сторож, а в избе барин. (Собака - йыта) Кругом кисточки посередине стебелёк. (Овес - селе) (Вода-)

В окно прошло золотое коромысло. (Солнце - Хевел) Его весной и летом мы видели одетым, А осенью с бедняжки сорвали все рубашки. (Дерево - йвас) Воспитатель: Следующее четвёртое задание такое: Вот здесь на столах для каждой команды лежат кубики, на которых нарисованы отдельные элементы чувашского узора. Вы должны придумать узор, выложить его кубиками и объяснить, что он означает. Выигрывает та команда, которая быстрее справится с заданием. (Дети выполняют задания на фоне чувашской музыки, команда быстрее справившаяся с заданием получает жетон).

- Замечательно, вы выложили узоры, где на вспаханной земле под солнцем цветут цветы, растут деревья, хлеба. Вы уже знаете, что у каждого узора есть свой секрет. Узоры вышиты нитками разного цвета. Какие главные цвета присутствуют в чувашской вышивке? Молодцы ответили правильно. Пришла пора пятого задания - это снова ответы на вопросы, команды отвечают по очереди.

- Скажите, для изображения чего чуваши в своих вышивках использовали красный цвет?

- Какая тайна заключена в белом цвете?

- А что мастерицы хотели показать зелёным цветом?

- Как вы думаете, в чём секрет жёлтого и синего цвета?

Может, вы, попробуете разгадать тайну жёлтого и синего цветов? Что же они могут обозначать? (Предположения детей, воспитатель за правильные ответы прикрепляет жетоны на табло).

Воспитатель: У нас осталось ещё одно шестое задание. Вы помните о чем нас попросила Зинаида Воронова? (Ответ детей) Красивые масмаки расшитые узорами могут рассказать о чувашах много интересного; о том, как они жили, о чём думали. Каждая команда рисует образцы масмака. После окончания работы дети рассказывают о содержании масмака.

Воспитатель с детьми отправляют письмо с выполненными работами Зинаиде Вороновой.

http://www.maam.ru/users/40864

Публикации по теме:

Интегрированная образовательная деятельность по ЗОЖ «В стране смешных человечков» старшая группа Интегрированная образовательная деятельность по ЗОЖ «В стране смешных человечков» старшая группа Цель: Обобщить знания детей об органах.

Непосредственная образовательная деятельность «Курочка с цыплятами» (младшая группа) Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи с элементами устного народного творчества в 1 младшей группе «Курочка с цыплятами».

Непосредственная образовательная деятельность первая младшая группа «Вот и люди спят, вот и звери спят» Непосредственная образовательная деятельность в первой младшей группе Тема: «Вот и люди спят, вот и звери спят» Автор: Лютоева Алла Ивановна,.

Непосредственная образовательная деятельность по конструированию «Кукольный театр» (подготовительная к школе группа)Непосредственная образовательная деятельность по конструированию «Кукольный театр» (подготовительная к школе группа) Уважаемые коллеги, представляю Вашему вниманию конспект открытой непосредственно-образовательной деятельности по конструированию "Кукольный.

Непосредственная образовательная деятельность «Путешествие на ферму» (средняя группа) Непосредственная образовательная деятельность «Путешествие на ферму» Группа средняя Цель: Создать условия для развития познавательно –.

Непосредственная образовательная деятельность Старшая группа №4 Тема: «Откуда хлеб пришел?»Непосредственная образовательная деятельность Старшая группа №4 Тема: «Откуда хлеб пришел?» Тема: Откуда хлеб пришел Цель: Формирование представлений детей о выращивании и производстве хлеба; развитие свободного общения с взрослыми.

Непосредственная образовательная деятельность «Путешествие в царство звуков» (старшая логопедическая группа) .

Непосредственная образовательная деятельность в ОО «Познание» в первой младшей группе «Солнышко в гостях у ребят» Программное содержание: Формировать интерес к явлениям природы. Закреплять понятия «много -мало» в игровой деятельности; продолжать упражнять.

Непосредственная образовательная деятельность «Веселые посиделки» (подготовительная группа) Образовательная область «познание»-окружающий мир,экология. Интегрируется с «Коммуникацией»-развитие речи, «Художественным творчеством»-ручной.

Непосредственная-организованная деятельность по конструированию из природного материала «Ёжик колкий» старшая группа Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Ежик колкий» Цели: Упражнять детей в создании выразительного образа ежика из пластилина.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Непосредственная образовательная деятельность «Красота чувашского края в узорах «масмака» (старшая группа)
Опубликовано: 24 января 2016 в 18:49
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД