МААМ-картинки

Непосредственно-образовательная деятельность для детей подготовительной к школе группы «История Отечества»

Симакова Ольга Владимировна
Непосредственно-образовательная деятельность для детей подготовительной к школе группы «История Отечества»

Непосредственно – образовательная деятельностьс детьми подготовительной группы

«История Отечества»

Цель:

Познакомить детей с устройством горницы (русской избы) и с теми предметами, что в ней находились.

Объяснить значение слов (горница, утварь, лучина, рушник, палица).

Приобщать детей к истокам русской культуры через русские народные сказки, песни, игры, хороводы.

Дать представление о том, как охранялась наша земля в древней Руси.

Публикация «Непосредственно-образовательная деятельность для детей подготовительной к школе группы „История Отечества“» размещена в разделах

Рассказать о мужестве и героизме воинов на Руси, об их доброте, о красоте военных ритуалов.

Воспитывать чувство любви к Родине, трудолюбие, взаимопомощь.

Оборудование: В музыкальном зале оформлена русская горница с предметами, которые в ней находились; картина «Богатыри» Васнецова; кольчуги, мечи, шлемы; свеча; русский народный костюм для девочки; музыкальное сопровождение к хороводу «Сени».

Предварительная работа: Чтение книги «История для дошкольников», рассматривание картины «Три богатыря», заучивание потешек, пение песен, хороводов. Беседы по теме «Русь-матушка», организация русских народных игр, с. р. и. «Богатыри», «Защитники Отечества», изготовление атрибутов для игр совместно с родителями (шлемы, кольчуги, мечи).

Ход НОД:

Воспитатель приглашает детей в зал.

- И ребята, и девчата проходите не стесняйтесь по местам рассаживайтесь.

- Милые дети! Вы любите слушать чудесные рассказы о храбрых воинах, прекрасных царевнах, вас веселят сказки о добрых и злых волшебниках. Но верно для вас еще приятнее будет слушать не сказку, а быль - то есть сущую правду.

Давайте сейчас с вами поговорим о делах наших предков.

1) Кто такие предки? Это дедушки и бабушки ваших дедушек и бабушек, люди от которых произошли через несколько поколений ваши родители.

- Вспомним с вами, как называли страну, в которой они жили (Русь).

- Как называли народ, который жил на Руси (Славяне).

- Как назывались поселения, в которых жили наши предки (Грады).

- Кто жил в градах?

Дружинники – воины. Их войска называли дружина. Командовал дружиной князь. Дружина охраняла княжество.

- Кто еще жил в городе?

Ремесленники.

- Каким ремеслом они занимались?

Гончары делали – посуду.

Ювелиры – украшения.

Кузнецы – оружие и всякие необходимые предметы для дома.

- Где строили города и почему? (На высоких холмах в местах слияния рек для того, чтобы вода могла защитить их).

- Чем были обнесены грады? (Высоким деревянным частоколом и рвом).

- Где располагались деревни? (Вокруг града)

- Я думаю, вам будет интересно знать, как жили в деревне ваши предки.

- Посмотрите, что здесь нарисовано. (На занавесе изображение деревянной избы).

Рассказ ребенка.

- Наши предки строили только простые деревянные избы. Потому что необъятные просторы нашей Родины покрывали дремучие леса, именно поэтому дерево было основным строительным материалом.

Каждая семья – отец, мать, дети – жили в отдельной избе.

В старинной русской избе была лишь одна комната – называлась она горница.

Рассказ ребенка.

- Русский народ издавна славился гостеприимством и вот сегодня я хочу вас пригласить в русскую горницу.

Занавес открывается перед детьми горница.

Воспитатель: Гость на гость

Хозяевам только в радость

Проходите гости дорогие. Удобно ли вам? Все ли слышно? Располагайтесь гости дорогие. Будьте как дома.

- Каждая горницав русской избе начиналась с печи. (Подходим к печи)

Ой, ты печка – сударыня

Помоги нам боярыня.

Ты свари, испеки.

Обогрей, освети,

Помоги и спаси.

В дом богатство принеси.

Печь была самой главной вещью в доме. Почему? (ответ детей: в ней еду готовили, пекли хлеб, она дом обогревала, на печи спали, топили печь дровами).

Подойдите и посмотрите, что стоит на печи.

Вот чугунок – в нем кушать варили, а в печь ставили вот этим предметом, называется он ухват.

- Как вы думаете где и кто сделал ухват (в граде – кузнец).

- Что это сковорода. (На ней блины пекли).

Подходим к столу.

На столе круглая булка хлеба и соль.

В печи пекли хлеб. Из чего пекли хлеб? (из пшеницы). Где растет пшеница? (в поле)

Значит, наши предки занимались земледелием.

На столе вареный картофель, соленые огурцы, квашеная капуста.

- Где это растет? (В огороде). Возле каждой избы был огород.

- Вот лукошко, с ним в лес ходили. Что собирали в лесу (грибы, ягоды).

- На столе у нас мед. О чем это говорит? (Наши предки держали пчел)

- Вот ушат, с ним за водой ходили, носили воду на коромысле, вот оно.

- Вот крынка. Что в ней? (молоко). Значит, наши предки занимались – скотоводством.

Кто делал крынки? (гончар в городе). Крынка из глины, поэтому молоко в ней дома не прокисало.

На столе вареные яйца - значит, наши предки держали птиц.

- А вот ложки расписные, деревянные, ими разные яства ели.

- Вот сколько предметов с мудреным названием, а ведь им есть одно название - «Домашняя утварь»

- Есть в моей горнице сундучок. Отгадайте, гости дорогие, что в нем хранится. Что нам думать, гадать, давайте я его открою. Не открывается.

- Этот сундучок волшебный и открывается он, когда вы вспомните пословицы и поговорки о труде, об избе, о Родине.

Вот и открылся наш сундучок.

В сундучке предметы рукоделия.

1. Пяльцы с вставленной вышивкой, цветные нитки, иголка – вышивали.

2. Прялка с куделью, веретено.

Прялка из дерева, к ней привязывали овечью шерсть. Пряли из шерсти, получались нитки (показать клубок).

3. Достаю спицы и недовязанный носок. Из ниток на спицах вязали носки, варежки.

4. Русские народные костюмы женский и мужской.

Это праздничная одежда женщины (сарафан, в низ одевали рубаху с длинными рукавами). На голову одевали какошник. В волосы вплетали красивые ленты.

Вот лапти. Их носили на ногах.

Мужчины носили рубахи (косоворотки) и широкие штаны на ногах так же лапти.

- Чем занимались мужчины?

Ходили на охоту, ловили рыбу, пахали землю. Когда мужчины уходили на охоту. Женщина давала ему оберег со словами «Спаси и сохрани. В лесу от зверя, в поле от змея, в пути от злого человека».

Женщины вечерами пряли, вязали, вышивали, ткали.

Для того чтобы было светло зажигали лучину.

Большая доля воспитания детей в семье ложилась на женщин. Долгими зимними вечерами женщин, качая колыбель, рассказывали сказки, были. Пели колыбельные песни.

На стене висит икона.

Наши предки верили, что существуют неведомые силы, которые могут помочь им в трудную минуту. (Защитить детей от болезней, вырастить и сохранить урожай). Эти силы представлялись божеством похожим на людей.

Люди рисовали их на досках, они были в каждом доме, и называли их иконами. Перед иконой хозяева зажигали лампаду. (зажигаем лампаду, объясняю как она горит).

Дом, где было собрано много икон - называли церковью.

Народ на Руси умел не только хорошо работать, а так же отдыхать и веселиться. Когда наступала весна, на полянах парни и девушки играли в русские народные игры.

– Какие вы знаете игры (лапта, городки, хороводы) (Дети водят хоровод)

Эй, народ, становись в хоровод.

Кто работать не ленится,

Тому жить и веселиться.

Хоровод «Сени»

II часть.

Дети усаживаются на стульчики.

Воспитатель ведет рассказ.

-Все может родная земля: накормить тебя теплым хлебом, напоить родниковой водой, удивить своей красотой.

И только защитить сама себя не может.

Защита Отечества долг тех, кто ест её хлеб, пьёт воду, любуется её красотой.

С давних лет так и повелось; как только на нашу землю приходил враг, все русские люди, и стар и млад, поднимались на борьбу. Русские воины всегда славились мужеством и отвагой. Несколько веков назад дети взрослели рано. С самого детства их приучали к работе. Но не только пахать и знать ремесло должен был мальчик, но уметь защитить себя свою землю от злого врага.

- Ребята, а вы знаете, как называли тех, кто защищал нашу землю о врагов.

Об их подвигах слышали былины.

И одну из них я хочу сегодня вам рассказать.

Былина – это то, что было в действительности. Слушайте былину о трех богатырях.

Понравилась вам былина?

Оказывается, о богатырях складывали не только былины, но писали ещё и картины. Перед вами картина «Богатыри». Ее написал художник Виктор Михайлович Васнецов. Когда художник был маленьким, няня рассказывала ему про ковер – самолет, Василису Прекрасную, Ивана – Царевича и серого волка. И когда он вырос, все то, что он любил в детстве, выразил в своих картинах. Так появилась эта картина. Узнать, что же изобразил художник, нам помогут (Аркаша, Семен, Дима). Выходят мальчики, одетые в кольчуги, шлемы, со щитами и мечами.

Воспитатель: Посмотрите, ребята на картину.

Остановились в чистом поле три богатыря.

Аркаша: Посреди на вороном коле – Илья Муромец. Он зорко смотрит в даль из под ладони. В одной руке у него копье, в другой палица. Крестьянский сын Илья Муромец совершал подвиги не ради славы, а потому что любил свою землю, свой народ.

Дима: Слева на белом коне Добрыня Никитич. Он достает булатный меч.

Семен: Справа Алеша Попович. Конь под ним золотой масти. В одной руке у него тугой лук, в другой гусли.

Алеша и сражаться, горазд, и песни петь.

Дима: Три богатыря выехали на широкую равнину. Под копытами коней трава да мягкий ковыль.

Семен: Молодые елочки впереди – прямые, как свечки, горят чистой зеленью.

Аркаша: «А вдали темнеют холмы. Родная земля. Родина. Примечают богатыри, не видать ли врага?

- Спасибо мальчики. Ребята, а сейчас давайте посмотрим на картину и на наших мальчиков, скажите, во что же были одеты богатыри?

- Каким оружием сражались с врагом?

- Почему шлемы и кольчуги были сделаны из железа? Одежда богатыря называлась – богатырские доспехи.

- Есть ли сейчас богатыри?

- Как называют людей, которые сейчас защищают нашу землю?

- Можно ли наших солдат назвать богатырями?

- Какое оружие у наших солдат?

- На какой боевой технике ездят наши солдаты?

- А как вы думаете, трудно ли сейчас охранять нашу землю?

Защищать и охранять свою землю, свою Родину, всегда было трудно, но вместе с тем почетно и ответственно.

- Можно ли наших солдат и былинных богатырей назвать героями?

- Каким должен быть герой?

- Да правильно. Не для себя, и не ради себя, а ради добра жертвовали собой герои.

- Хотели бы вы любить и охранять свою Родину так, как любили и берегли ее богатыри. Знаете, какую клятву давали богатыри?

Клятва богатырей.

Давайте выучим ее: «Клянусь поднимать меч только в защиту слабого».

- А, как вы думаете, где у людей живет любовь к своему дому, к своей земле, к родным и близким? Правильно в сердце.

- Мальчики, подойдите к столу, на котором лежит меч, правую руку положите на сердце, а левую на меч.

И все вместе скажем клятву, чтобы в вас зародилась искра богатырских стремлений. Мальчики произносят клятву.

- Я надеюсь, что из вас вырастут настоящие защитники Отечества.

- Ребята, а кто дома ждал воинов, которые возвращались после долгих походов.

- Да, их ждали матери, сестры, жены и дочери. Они встречали их хлебом – солью. (выходит девочка одетая в русский народный костюм на вышитом полотенце хлеб и соль).

- Давайте подойдем и попробуем хлеб – соль).

Публикации по теме:

Конспект непосредственно образовательная деятельность детей «Кто такие микробы»Конспект непосредственно образовательная деятельность детей «Кто такие микробы» Конспект непосредственно образовательная деятельность детей на тему: «Кто такие микробы». Цель: Ознакомление детей с микробами. Задачи:.

Непосредственно-образовательная деятельность «23 февраля — День защитника Отечества». Средняя группаНепосредственно-образовательная деятельность «23 февраля — День защитника Отечества». Средняя группа О. О. Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие. Тема. «23 февраля -День Защитника Отечества». Цели: Создание социальной.

Непосредственно образовательная деятельность «Мальчики и девочки вместе» с детьми средней группыНепосредственно образовательная деятельность «Мальчики и девочки вместе» с детьми средней группы Образовательная область «Социально-коммуникативная». Цель: формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. Задачи:.

Непосредственно образовательная деятельность с использованием ИКТ «Бабочки» для детей первой младшей группыНепосредственно образовательная деятельность с использованием ИКТ «Бабочки» для детей первой младшей группы Непосредственно образовательная деятельность На тему: «Бабочки» для детей первой младшей группы. С использованием ИКТПрограммные задачи:1.

Непосредственно образовательная деятельность по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной к школе группыНепосредственно образовательная деятельность по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы В настоящее время процесс подготовки к обучению грамоте детей старшей и подготовительной к школе групп остается актуальным и важным. Обучение.

Непосредственно образовательная деятельность на тему «Свойства магнита» для детей старшего дошкольного возрастаНепосредственно образовательная деятельность на тему «Свойства магнита» для детей старшего дошкольного возраста Тема НОД: «Свойства магнита». Образовательная область: познание Вид: познавательно- исследовательская деятельность интегрированная.

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе «Светлая Пасха» (фоторепортаж)Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе «Светлая Пасха» (фоторепортаж) Интеграция образовательных областях: Художественно – эстетическое развитие, Речевое развитие, Социально – коммуникативное развитие. Цель:.

Непосредственно-образовательная деятельность в подготовительной логопедической группе «Как мы искали букву Р»Непосредственно-образовательная деятельность в подготовительной логопедической группе «Как мы искали букву Р» В рамках реализации проекта "Комиссурики" подготовили и провели: учитель-логопед Карабчукова И. В., музыкальный руководитель Швец Т. Ю..

Непосредственно-образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы «Пока мы живы, будем помнить!» ВидеоНепосредственно-образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы «Пока мы живы, будем помнить!» Видео Пока мы живы! Будем помнить! Цель: Систематизировать знания детей о Великой Отечественной войне. Обучающие задачи: 1. Расширять представление.

«Путешествие на остров Грамматики». Образовательная деятельность для детей подготовительной группы в соответствии с ФГОС -Сегодня, ребята, наше занятие не совсем обычное. Оно необычное по нескольким причинам. Во-первых, никто из вас еще не знает, чем сегодня.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Непосредственно-образовательная деятельность для детей подготовительной к школе группы «История Отечества»
Опубликовано: 25 февраля 2020 в 07:31
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД