Анастасия Шаповалова
Непосредственно образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Свойства магнита»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
— познакомить детей со способностью магнита притягивать некоторые предметы;— учить детей ставить опыты и составлять предметно-схематическую модель; — расширять представления детей о предметах и явлениях природы и рукотворного мира, выявлять их взаимосвязи и взаимозависимости; — учить различать широко распространенные в быту материалы на основе существенных признаков и рассказывать об этом.
Публикация «Непосредственно образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста „Свойства магнита“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
Оборудование и материалы: столики с разными материалами — предметами из дерева, стекла, резины, пластмассы, железа; некоторые пищевые продукты под салфеткой; белые халаты и магниты для каждого ребенка; декорация озера с «магнитными рыбками», удочки с магнитами, ведерко.
Ход ЗАНЯТИЯ
Пространство для занятия разделено на три части. В одной части — декорация лесного озера. В другой — вешалка с халатами и столики с разными материалами. В третьей части расположена доска с изображением схем (схемы скрыты от детей) и стульчики. Дети входят, садятся. В «лесу» появляются Медведь и Лиса, ведут между собой разговор.
Лиса: Миша, смотри, солнышко светит, тепло становится. Скоро лето наступит. А ты что-то задумался. Что с тобой?
Медведь: Малину я люблю, Лисонька. Сама говоришь, скоро лето наступит, малина поспеет. Да уж очень она мелкая! А лапы-то у меня грома-а-адные, никак эту мелочь не ухватят. Вот я и думаю, что же мне делать? Слышал я, что есть такая штука — магнит называется. Все-все к себе притягивает. Приставлю я ее к кусту малины, и все ягодки к этому магниту притянутся. Вот тогда я наемся!
Лиса: Вот это да! И я такую штуку хочу! Как она называется? Гимнит?
Медведь: Магнит, магнит.
Лиса: Я бы с этим магнитом к речке отправилась, опустила бы в воду и всю рыбку к нему притянула. Вкуснота. Да нет, Медведь, не бывает такого предмета, чтобы все-все к себе притягивал. Сказки это!
Медведь: Смотри-ка, Лиса, мы на опушку вышли. Вон детский сад виден, а вон и ребята сидят. Может, они нам помогут? Расскажут, правда ли магнитом что угодно к себе притянуть можно? Ау, ребята, вы слышите? Помогите!
Лиса: Медведь-Медведь! Боюсь я здесь оставаться. Как бы собаки не набежали. Пойдем-ка скорей обратно в лес. (Уходят.)
Воспитатель: Ну как, ребята, поможем Медведю? Узнаем, правда ли это, что магнит все к себе притягивает? Еще говорят — примагничивает. Это трудное слово, давайте повторим его еще раз вместе: «Примагничивает».
Здесь на столиках — предметы из разных материалов. Сейчас мы проведем опыты и попробуем узнать, проверить, исследовать, что притягивает магнит. Но вначале вспомним, каковы свойства разных материалов. Дети вместе с педагогом быстро просматривают уже знакомую схему «Свойства материалов». На ней специальными значками обозначены цвет, твердость, вес, хрупкость материалов, их способность издавать звуки и т. д. Дети быстро перечисляют знакомые свойства материалов и приводят примеры. Затем все надевают халаты и достают из кармашков магниты.
Воспитатель: Что мы видим на этом столике?
Дети: Здесь стоят пирамидка, кубики, палочки.
Воспитатель: Из чего сделаны эти предметы?
Дети: Из дерева.
Воспитатель: Как вы об этом догадались? Объясните.
Дети: Эти предметы твердые. Они светлого, желтоватого цвета — цвета некрашеного дерева. Если по ним постучать, они будут издавать «деревянный» звук — тук-тук-тук.
Воспитатель: Проверим: притягивает ли магнит деревянные предметы? (Манипулирует с магнитом.)
Дети: Не притягивает.
Дети вместе с педагогом переходят к столику с предметами из резины и проверяют, действует ли на них магнит; делают заключение. Затем подобные действия повторяются у столика с предметами из стекла, пластмассы, бумаги, металла.
Воспитатель: Мы с вами чуть не забыли про самое главное: нужно проверить, не притягивает ли магнит малину. Специально для Медведя. Вот только малины-то у нас нет. Почему?
Дети: Малина еще не поспела. Она летом созревает.
Воспитатель: Но зато у нас есть малиновое варенье. Какие еще продукты есть на этом столе? (Ответы детей.)
Дети проверяют, притягивает ли магнит варенье и другие продукты. Затем снимают халаты и садятся на стульчики.
Воспитатель: Что ж! Как ни жаль, придется сообщить Медведю и Лисе: магнит малину не притягивает. И рыбу тоже. Только писать-то мы еще не научились. Давайте-ка для них схему нарисуем, из которой будет ясно, что магнит притягивает, а что нет.
Педагог вывешивает на доске плакат с изображением предметов, символизирующих разные материалы. В середине схемы — магнит. Дети находят значок, изображающий металлические предметы, и соединяют его с магнитом взаимообратной стрелочкой. Схему сворачивают в трубочку и отправляют в «лес».
Воспитатель: Ох, грустно Медведю будет такое сообщение получить. Не поесть ему малины всласть. А может, мы ему вместе с письмом малиновое варенье в лес отправим? Вот у меня ящик для посылки. Только Лиса варенье не любит. Вспомните-ка, чего лисе хотелось? А вон в озере и рыбка плавает. Женя, Сережа, наловите рыбки для Лисы!Пока наши рыболовы рыбку удят, нам нужно написать на посылке адрес: иначе она не дойдет. Куда мы отправляем посылку?
Дети: В лес.
Воспитатель: Найдите нужную карточку в нашем наборе «Почта». Кому адресована посылка?
Дети: Медведю и лисе.
Воспитатель: От кого?
Дети: От нас — от ребят из детского сада.
Дети выбирают карточки с нужными символами и вставляют в прозрачные кармашки на коробке.
Воспитатель: Посылка готова. Илюша, позвони, пожалуйста, по телефону, вызови почтальона.
Появляется почтальон Печкин.
Печкин: Здравствуйте, я почтальон Печкин.
Воспитатель: Печкин, проверь, пожалуйста, правильно ли мы посылку оформили? Дойдет она до адресата?
Печкин («читает» адрес на посылке) : Все правильно. Доставим, куда следует. (Уходит.)
Воспитатель: Ну, мы свое дело сделали. Пожалуй, и отдохнуть пора.
Проводится подвижная игра «Магнит и шарики»*.Раздается стук в дверь. Это снова почтальон.
Печкин: Вам посылочка.
Дети вместе с педагогом по карточкам-символам разбирают обратный адрес на посылке.
Воспитатель: От кого же пришла нам посылка?
Дети: От Медведя и от Лисы.
Воспитатель: Откуда?
Дети: Из леса.
Воспитатель: Кому?
Дети: Нам, ребятам из детского сада.
В посылке — корзинка с печеньем в виде грибочков. Педагог предлагает детям отведать угощение.
Воспитатель: А теперь я превращаюсь в магнит, а вы — крибле-крабле-бумс — в железные шарики. Я вас примагничиваю — притягиваю к себе — и увожу за собой.