Татьяна Батина
Непосредственно-образовательная деятельность по речевому развитию в старшей логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Знакомство с буквами У, у».
Выполнила воспитатель Батина Т. Е.
Цель: познакомить детей с буквами У, у.
Задачи:
Образовательные:
-закреплять у детей умение проводить звуковой анализ слова;
-закреплять умение детей называть слова с заданным звуком;
- продолжать учить детей работать с кассой букв.
Развивающие :
-развивать мыслительные операции;
-развивать мелкую моторику рук;
-развивать мышцы губ и языка;
-развивать слуховое внимание;
Публикация «Непосредственно-образовательная деятельность по речевому развитию в старшей логопедической группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2016
-развивать зрительное восприятие;
-развивать интонационную выразительность.
Воспитательные:
-воспитывать ценностное отношение к грамоте.
Демонстрационный материал: доска, указка, наборное полотно, картинки
«Жук», «Гусь», «Утка с утятами», «Улитка», «Сук», «Крючок-вешалка в прихожей»;
кукла Би-ба-бо «Буратино»;
магнитофон, запись песни «Улыбка» муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского, запись «Танец маленьких утят».
мяч.
Раздаточный материал: рабочие тетради «Азбука для дошкольников:. играем со звуками и словами: рабочая тетрадь №1 для детей старшего дошкольного возраста / Л. Е. Журова, М. И. Кузнецова. -2-е изд. доработанное. -М. :Вентана-Граф, 2013.-80 с. : ил. -(Предшкольная пора)., цветные карандаши, кассы букв, буква «У» по 3 на каждого ребенка, буква «у» по 4 на каждого ребенка.
Конспект.
Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, взрослые! (Дети и воспитатель встают на ковре полукругом).
Сюрпризный момент. Стук в дверь. Воспитатель идет к двери: «Кто-то опоздал?» Надевает на руку куклу би-ба-бо «Буратино» и возвращается к детям вместе с ним.
Буратино: «Здравствуйте! Я сегодня был в школе и решил к Вам заглянуть! Как я соскучился! Захотелось посмотреть на вас, узнать, как вы подросли, что нового узнали? (гладит детей по голове). В школе, где я учусь так интересно! Я грамоте обучаюсь!»
Воспитатель: «У нас в д/с тоже очень интересно! Мы с ребятами каждый день узнаем много нового, обязательно играем!»
Б. : «Здорово! Вот бы мне увидеть то, что вы умеете! Может и мне что-то из этих знаний пригодится! Я так хочу стать умненьким- благоразумненьким!»
Воспитатель: «Ребятишки, покажем Буратино, что мы уже знаем, в какие игры играем, как новому обучаемся?»
Дети: «Да».
Основная часть.
Игра «Отгадайте, ка звучит».
Б. : «Сначала поиграем. Я буду игру выбирать. Называется она «Отгадайте, как звучит!». Будем играть?»
Дети: «Да».
Б. : «Я буду задавать Вам вопросы, а Вы мне отвечайте:
-Как «гудит пароход»? ( Дети: У-у-у.)
-Как «летит самолет»? ( Дети: У-у-у.)
-Как «воет волк»? ( Дети: У-у-у.)
Б. : Молодцы!
Воспитатель: «Б., а ты не заметил, что во всех ответах детей мы услышали звук «У»?
Б. : «А что такое звук?»
Дети: «Звук-это то, что мы произносим и слышим».
Воспитатель: «Ребята, звук «У» какой и почему?»
Дети: «Звук «У» гласный потому, что его можно пропеть голосом, он звучит протяжно, не встречая преграду во рту».
Воспитатель: «А кроме гласных звуков вы какие еще звуки знаете?»
Дети: «Согласные. Они встречают преграду во рту, звучат коротко».
Воспитатель: «Теперь тебе понятно, Буратино?»
Б. : «Понятно».
Восп. : «А теперь я с Вами поиграю. Игра называется «Угадай звук». Я буду произносить слова, а Вы хлопайте в ладоши, если услышите в них звук «У» и скажите, где, в какой части слова звук «У» находится». (Паук, цветок, лужа, диван, стол, стул, голуби, курица, зубы, утка, наука, стена, окно, кенгуру). Дети хлопают при правильном ответе и объясняют свой выбор.
Воспитатель хвалит детей и предлагает им сесть. Дети садятся.
Воспитатель: «Для того, чтобы правильно произносить слова, выполним с Вами гимнастику для губ и языка».
Артикуляционная гимнастика для губ и языка под песню «Улыбка». Муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского.
Игра «Слова на звук «У».
Воспитатель: «А теперь еще одна игра. Вы сами придумайте слова, которые начинались бы со звука «У». Кто отвечает, тот встает на месте. Понятно задание?
Дети: «Да». Дети придумывают слова. Воспитатель хвалит детей и предлагает пройти за столы.
Воспитатель: «Б., посмотри, что наши детишки еще умеют».
Воспитатель сажает Буратино. Б. внимательно смотрит за работой детей, сидя за столом. «Положите перед собой тетради на странице 28. (Дети готовятся к работе). Слева в тетради нарисована утка с утятами. Давайте произнесем слова У-у-тка, у-у-тята. Поиграем с пальчиками в игру «Уточка».
Пальчиковая игра : Уточка, качаясь, по волнам плывет.
То нырнет, то вынырнет, лапками гребет.
Повторить 3-4 раза с разной интонацией.
Воспитатель: «На страничке справа кто нарисован? ( Ответ: жук). Составим модель слова «Жук».
Звуковой анализ слова «Жук».
-Сколько звуков в слове «Жук»? ( Дети: 3).
-Какой 1-ый звук в слове? (Для подсказки воспитатель интонационно выделяет голосом первый звук Ж-ж- ук. ( Дети: Ж).
-Какой звук Ж (гласный, согласный)? ( Дети: согласный).
-Твердый или мягкий? ( Дети: твердый).
-Каким цветом обозначается твердый согласный на схеме? ( Дети: синим).
Воспитатель предлагает одному ребенку поработать у доски, а остальные закрашивают 1-ый звук Ж синим цветом на схеме. Воспитатель уточняет, у всех ли детей задание выполнено также.
-Какой второй звук в слове (Ж-у-у-к).( Дети: У)
-Какой звук «У» (гласный, согласный, почему ( Дети: гласный, потому, что не встречает преграду во рту.)
-Каким цветом обозначаются на письме гласные звуки? ( Дети: красным).
Воспитатель предлагает одному ребенку поработать у доски, а остальные закрашивают 2-ой звук «У» красным цветом. И т. д. с последним звуком. После составления модели слова дети анализируют свою работу, отвечая на вопросы воспитателя:
-Сколько звуков в слове «Жук»;
-Сколько гласных звуков в слове;
-Сколько согласных звуков;
-Сколько согласных твердых звуков;
-Есть ли согласные мягкие звуки в слове.
Воспитатель: «Молодцы. А теперь скажите, кто нарисован внизу страницы?» ( Дети: гусь).
Аналогично выполняется составление модели слова «Гусь».
Воспитатель акцентирует внимание детей на картинку «Утка с утятами».
Воспитатель: «Утка с утятами смотрит на нас и хочет потанцевать. Давайте потанцуем вместе».
Физкультминутка «Танец маленьких утят». Дети садятся за столы.
Знакомство с буквами У, у.
Б. : «Ребята, как интересно у Вас! Теперь мне хочется написать Папе Карло эти замечательные слова. А как это делать не знаю?»
Воспитатель: «Чтобы написать эти слова, сначала выясним, какие звуки в словах «Жук» и «Гусь» повторяются? ( Дети: звук «У»).
Воспитатель: «Верно. И в том и в другом слове есть звук «У». А как записать звук «У»?
Дети: «Его надо заменить буквой У.
Б. : «А что такое буква?»
Дети: «Буква-это то, что мы пишем и видим».
Воспитатель: Ребята, сейчас я познакомлю Вас с буквами «У, у». Это буква У. (Показывает на доске буквы У, у). Та, которая больше размером-(дети отвечают -заглавная). Та, которая меньше размером- (дети отвечают -строчная).
Воспитатель: «У-сучок. В любом лесу ты увидишь букву У». (В. Степанов) (Соответственно показывается картинка).
Б. : «У- удобная буква, удобно в ней то, что можно на букву повесить пальто.» (Картинка).
Воспитатель: «Буква У на улитку похожа, тянется вверх она рожками тоже». (Картинка).
Воспитатель раздает детям карточки с изображением букв У,у. «Чтобы написать букву У в словах, заменим согласный звук У на букву у. Какая буква будет в середине слова?»
Дети: «Строчная». Дети выполняют задание, а воспитатель заменяет звук на букву у доски сначала в слове «Жук», а затем в слове «Гусь». У всех получилось также, как и у меня?
Воспитатель: «Молодцы. Вот так, Буратино. Теперь ты познакомился с буквой У и вы, ребятки, тоже. А теперь уберем буквы в ваши кассы. Расположите их в третьей строке под буквами Я, я». Дети выполняют задание.
Кассы и тетрадочки закройте и аккуратно положите их на правый край стола. Дети выполняют. Встают из-за стола.
Игра «Угадай букву У».
Воспитатель: «На столе расположены буквы. Найдите среди них букву У и покажите нам». Дети выбирают букву У среди других знакомых букв и показывают присутствующим. Воспитатель хвалит детей, предлагает положить буквы на столы и подойти на середину ковра.
Рефлексия.
Дети отвечают на вопросы. Воспитатель дает детям мяч, они передают его друг другу и говорят ответ.
-Что вы сегодня узнали;
-Что больше всего понравилось;
-В какие игры играли;
-Расскажите ли о сегодняшнем занятии родителям дома и т. д.
Б. благодарит детей и говорит, что тоже расскажет Папе Карло обо всем дома. Восп. приглашает Б. остаться сегодня с детками в группе на целый день.
Спасибо всем за внимание.