Светлана Комарова
Непосредственно-образовательная деятельность по ФЦКМ «Хлеб всему голова» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: знакомство с процессом производства хлеба, формирование представления о том, почему хлеб нужно беречь.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить знания детей о долгом пути хлеба от поля до стола;
- дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом питания;
- познакомить с разнообразием хлебобулочных изделий.
Развивающие:
- развивать грамматический строй речи (образование родственных слов к слову «хлеб»);
Публикация «Непосредственно-образовательная деятельность по ФЦКМ „Хлеб всему голова“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- развивать любознательность, логическое мышление.
Воспитательные:
- воспитывать уважение к труду взрослых;
- формировать бережное отношение к продуктам человеческого труда.
Предварительная работа:
– заучивание стихотворений, пословиц о хлебе;
– чтение литературных произведений: Сказки- «Легкий хлеб», «Крылатый, мохнатый да масляный»;
– чтение рассказа — И. Рогачева «Хлеб — всему голова», Т. Шорыгина «Ломоть хлеба»;
– Беседы по теме: - «История хлеба», «Путь от зерна до каравая»;
– Пластилинография - «Колоски»;
– Рассматривание иллюстраций по теме.
Материал:
-иллюстрации;
-Колоски;
-Хлебобулочные изделия
Ход непосредственно-образовательной деятельности
Воспитатель: Ребята, кто знает, как хлеб приходит на наш стол? Откуда он берется? (ответы детей)
Как называются хлебобулочные изделия? (хлеб, батон, булка, пирожки, сушки, баранки, рогалики и т. д.).
Воспитатель: Верно, но такое разнообразие было не всегда. Когда-то человек попробовал жевать зерна, они показались очень вкусными. Затем люди научились растирать зерна камнями и получать муку, а из муки месить тесто. Хлеб был грубым, тяжелым и не таким вкусным, как сегодня.
Вот посмотрите это колоски (показывает детям колоски и объясняет это рожь, которую выращивают у себя на даче, в каждом колоске приблизительно 20 зернышек, а из каждого зернышка получится уже несколько колосков.
Давайте, мы с вами посмотрим, как на больших полях выращивают хлеб. (дети рассматривают иллюстрации).
Без хлеба не обходилось ни одно застолье. Он всегда и везде пользуется почетом и уважением. Недаром говорят: «Хлеб — всему голова», «Худой обед, коли хлеба нет». Вот такие пословицы сложил народ о хлебе. Скажите какие пословицы о хлебе вы знаете?
Дети называют пословицы о хлебе :
- «Хлеб- всему голова»;
- «Худой обед, коли хлеба нет»;
- «Будет хлеб - будет и обед»;
- «Хлеб на столе, так и стол - престол, а хлеба ни куска, то и стол - доска»;
- «Без хлеба куска везде тоска»;
- «Не красна изба углами, а красна пирогами».
- «Пот на спине — так и хлеб на столе».
Воспитатель: Молодцы. А сейчас давайте немного отдохнем и физкультминутку проведем.
Физкультминутка:
Мы печем пшеничные
Пироги отличные. («Пекут пироги»)
Кто придет к нам пробовать
Пироги пшеничные? (Разводят руки в стороны, пожимают плечами)
Мама, папа, брат, сестра,
Пес лохматый со двора. (Поочередно загибают пальцы на обеих руках одновременно)
И другие, все, кто может.
Пусть приходят с ними тоже. (Делают манящие движения руками)
Тесто замесили мы. («Месят тесто»)
Сахар не забыли мы. («Посыпают сахар»)
Пироги пшеничные («Пекут пироги»)
В печку посадили мы. (Разворачивают руки ладонями вверх)
Печка весело горит, (Попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь)
Наша мама говорит: (Грозят указательным пальцем)
- Крошки, что останутся, воробью достанутся. («Посыпают крошки»)
Воспитатель: Раньше хлеб пекли только ржаной (черный). Люди говорили: «Ржаной хлебушко - калачу дедушка». В то время, человек радовался кусочку черного хлебушка, как мы сейчас вкусной булочке. Кусочек черного ржаного хлеба был дороже золота. Велико было значение хлеба во время Великой Отечественной войны. Не было зерна и хлеб пекли пырея, лебеды. И вот такой хлебушек давали по маленькому кусочку. Люди ценили и понимали, что хлеб - это жизнь, ценили его, берегли даже крошку.
Сейчас в магазине можно купить хлеба, сколько хочешь, но не нужно покупать лишний хлеб, чтобы потом не выбрасывать его. К хлебу нужно относится бережно. Хлеб — наше богатство. Хлеб проходит долгий путь, от поля до нашего стола.
Воспитатель: Скажите мне пожалуйста, как мы называем тех людей, которые выращивают зерна на полях? (хлеборобы).
Давайте, мы с вами вспомним, кто еще трудится в поле, чтобы у нас на столе был вкусный, душистый хлеб? (Агроном, шофер, комбайнер, грузчик, мукомол, пекарь).
Воспитатель: Верно, каждую осень хлеборобы заботятся о будущем урожае.
Под зиму трактористы пашут землю, чтобы она была мягкая, рыхлая.
Рано весной землю рыхлят, вносят удобрения и засевают зерном. Появляются первые всходы, они питаются дождями и яркими лучами солнца, растут под привольным ветром все лето. Но вот налились колосья, созрели, стали крепкими и тяжелыми.
Ребенок читает стихотворение:
Склонила тяжелую голову рожь.
Спасибо вам, солнце и ласковый дождь!
Спасибо земле, что была моим домом,
И сильным рукам, моим старым знакомым!
Колосья, если их вовремя не убрать могут осыпаться, поэтому с утра до ночи работают хлеборобы в горячую пору уборки урожая. От комбайнов тянутся вереницей грузовики, везут зерно на элеваторы. Там оно может храниться долго. На элеваторе зерно перерабатывают. Получается мука.
Длинный путь хлеба от поля до нашего стола. Действительно, сколько рук прикоснулось к нему, чтобы он стал хлебом.
Воспитатель: Давайте, поиграем д/ игра: «Какой хлеб?»
Подбор определений к существительному хлеб (румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный).
Воспитатель: Как назвать хлеб ласково? — Хлебушек.
- Как называется посуда для хлеба? — Хлебница.
- Как называют человека, который выращивает хлеб? -Хлебороб.
– Как называют завод, где выпекают хлеб? -Хлебозавод.
– Как называется завод, где делают муку? - Мукомольный
Воспитатель: правильно ребята, молодцы. Что нового вы сегодня узнали?
– много нового и интересного;
– проследили весь путь хлеба от поля до стола;
– узнали новые слова: Хлебозавод, Мукомольный завод, хлебобулочные изделия, Хлебороб;
– Что вам больше всего понравилось на занятие?
– -Колоски;
– - Игры, физкультминутка;
– - все занятие, Пословицы.
Используемая литература
1. Проекты в дошкольной образовательной организации Автор-составитель
Н. П. Битютская Издательство «Учитель».
2. Э. Л. Емельянова Как наши предки выращивали хлеб. Нагляд. -дидакт. Пособие М., 2012.
3. А. Митяев «Ржаной хлебушко- калачу дедушка», Москва, «Детская литература, 1990.
4. Как хлеб на стол пришел Издательство «Малыш», Москва, 1981.
5. А. Платонов «Сухой хлеб» Издательство «Детская литература».
6. Пособие Расскажите детям о хлебе карточки для занятий в д/саду.
7. Пособие наглядно-дидактическое «Как наши предки выращивали хлеб».
8. Ю. В. Федулова, О. А. Рогожина, О. Ю. Депутатова люблю мое отечество сборник проектов по патриотическому воспитанию дошкольников Издательство «ТЦ Сфера», 2019.
9. Что такое злаки и почему они так важны? // Энциклопедия «Что? Зачем? Почему?».-М. 2002.
10. Интернет источники
Приложение