Светлана Баскова
НОД в подготовительной логопедической группе по обучению элементам грамоты «Звук и буква Б»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Звук и буква Б
Цель: Закрепление акустико-артикуляционного образа звука Б и зрительного образа буквы Б.
Задачи по усвоению образовательных областей:
Коммуникация:
• Закрепить слуховой и моторный образ звука Б.
• Совершенствовать навык звукового анализа (определение звука Б в словах, выкладывание слов из цветных фишек-звуков).
• Развивать фонематическое восприятие и представления.
Публикация «НОД в подготовительной логопедической группе по обучению элементам грамоты „Звук и буква Б“» размещена в разделах
- Буквы Б, П и звуки [Б], [П]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2013
• Провести звуко-слоговой анализ слова бабочка.
• Закрепить зрительный образ буквы Б, находить печатную букву среди неправильного графического написания буквы.
• Обогащать, активизировать и актуализировать словарь по теме «Насекомые».
• Формировать грамматический строй речи (образовывать слова с уменьшительно-ласкательным значением и притяжательные прилагательные).
• Учить печатать букву и слоги в тетради.
• Совершенствовать навыки составления и чтения слов.
• Отгадывать загадки.
• Контролировать произнесение поставленных звуков в речи детей.
• Развивать средства общения, навыки коммуникации, взаимодействия, взаимопроверки.
Познание:
• Корригировать зрительное и слуховое восприятие, пространственные отношения, тактильные ощущения, операцию обобщения.
• Развивать долговременную слуховую и кратковременную зрительную память, произвольную память, внимание, связную речь, мышление.
Здоровье:
• Формировать двигательную активность.
• Развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движением,
чувство ритма, речевое дыхание.
• Предупредить общую и зрительную утомляемость детей.
Наглядный материал:
• демонстрационный – игрушка Буратино; корзинка; пластмассовые игрушки насекомых; графическое изображение буквы Б; пособие «На что похожа буква Б?»; артикуляция звука Б в графическом изображении; на магнитах буквы и квадраты синего, зеленого и красного цветов; картинки с изображением предметов, в названиях которых есть звук Б.
• раздаточный материал – индивидуальные зеркала; предметные картинки; кассы букв и слогов; знаки-символы звуков синего, зеленого и красного цветов; тетради с графическим заданием Н. Нищевой; книга «Мой букварь» Н. Нищевой (стр. 31); цветные спички-палочки; мягкая проволока, кубики с правильно и неправильно написанными буквами Б; большие и маленькие ключики на магнитах.
Предварительная работа:
• Выделение звуков из потока других звуков, слогов и слов, характеристика звуков, определение места звуков в слове.
• Беседа по теме «Насекомые» на НОД по развитию речи
• Разучивание упражнений «Бабочка», «Буратино».
Фаза 1 Начало образовательного мероприятия
Инициация
Логопед : Ребята, посмотрите, сколько гостей у нас сегодня! Скажу вам по секрету, они пришли посмотреть на вас, послушать и еще порадоваться вашим успехам. Давайте им представимся.
Дети называют свои имена.
Активный метод обучения (АМО) «Цепочка дружбы» (психологический настрой)
Логопед : Встанем в круг! Настроимся на работу! Потрите ладоши, почувствуйте тепло! Представьте, что между ладонями маленький шарик, покатаем его! А теперь поделимся теплом друг с другом: протяните ладони соседям! У нас получилась «цепочка дружбы»! Улыбнемся, пожелаем друг другу удачи!
Вхождение или погружение в тему
АМО «Назови гласный звук»
Логопед : Сядет на место тот, кто назовет гласный звук в словах : бак, бык, бор, боб, бант, бубн, бобр, бук, бур, борт, бок, бум.
С какого звука начинаются все слова?
Сегодня мы продолжим путешествие в страну знаний и познакомимся со звуком Б и буквой Б.
АМО «Отгадай загадку»
Логопед : Отгадайте, кто с нами отправится в путешествие?
У отца был мальчик странный,
Необычный – деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой.
Всюду нос сует он длинный,
Кто же это?. (Буратино)
Из какой сказки прибыл к нам Буратино?
Что искал Буратино в своей сказке?
А зачем ему нужен был ключик?
Чтобы открыть тайную дверь в волшебную страну нужно помочь Буратино, выполнить все задания, с которыми мы встретимся на пути.
Вы готовы выполнить все задания?
Формирование ожиданий обучающихся
АМО «Волшебный ключик»
Логопед : Кто считает, что мы легко справимся с заданиями, прикрепите большой ключик. А кто сомневается в своем успехе – маленький ключик.
Дети крепят ключики на магнитную доску.
Фаза 2 Работа над темой.
АМО «Самомассаж языка» (артикуляционная гимнастика с индивидуальными зеркалами)
Логопед : Язычок погладим ласково губами,
А затем постукаем бережно губами,
Язычок погладим ласково зубами,
Нежно покусаем (похлопаем) мы его зубами,
И опять погладим ласково зубами,
А потом похлопаем бережно губами
И в конце погладим ласково губами.
АМО «Расскажи про звук Б» (фонетическая зарядка)
Логопед : Давайте произнесем имя Буратино и четко выделим первый звук.
У Буратино в руках барабан.
А как звучит барабан? Дети: Б-б-б… Рассматривание артикуляции звука Б в индивидуальных зеркалах и в графическом изображении на доске
Логопед : Какой это звук? Расскажите про звук Б ( Ответы детей: согласный, твердый, звонкий, губной)
Каким цветом мы будем его обозначать?
Дети: Синим квадратом,
АМО «Где звук Б»
Логопед : Буратино принес с собой корзинку, в ней лежат картинки. Буратино просит поиграть с ним в игру: определите, где находится звук Б (в начале, в конце или в середине слова?
Буратино: Я – веселый Буратино,
У меня в руках корзина.
В ней найдете вы бобы,
Кабачок, яблоко, грибы.
Ба! Да тут еще банан,
Клубника, булка, барабан.
АМО «Пальчик-мальчик» (пальчиковая гимнастика)
Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел.
(Прикоснуться кончиком большого пальца к кончикам остальных, начинаю с указательного)
АМО «На что похожа буква Б?»
Логопед : Мы играли со звуком Б. Звуки мы слышим и произносим. А сейчас Буратино покажет вам букву Б. Буквы мы читаем, пишем, видим. Давайте четко произнесем название буквы Б. Посмотрите на букву Б, на что она похожа?
Демонстрация пособия:
Буква Б с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.
(А. Шибаев)
Вот посмотрите – кто такой,
Загородив дорогу,
Стоит с протянутой рукой,
Согнув баранкой ногу.
(С. Маршак)
Логопед : Из каких элементов состоит буква Б?
В какую сторону смотрит буква Б? Письмо буквы Б на доске : Длинная вертикальная линия. А дальше? Полуовал с какой стороны: левой или правой? Что еще не хватает этой букве?
Письмо буквы Б в воздухе.
АМО «Раз-два повернись, в букву Б превратись» (Алфавит телодвижений)
Дети изображают букву Б.
АМО «Сделай букву из проволоки» (развитие мелкой моторики)
Дети делают из мягкой проволоки контур буквы Б.
АМО «Найди букву» (профилактика дисграфии)
Логопед : Буратино хочет посмотреть, сумеете ли вы найти правильно написанную букву среди неправильно написанных. Найдите каждый одну правильно написанную букву, расположенную на кубиках и принесите ее к себе на стол.
АМО «Напиши правильно» Выполнение детьми графического задания: печатание буквы в тетради Н. Нищевой
АМО «Буратино» (динамическая пауза)
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Дети декламируют стихотворение, выполняя движения.
АМО «Телеграф»
Логопед : Я предлагаю прогуляться по весенней полянке, полюбоваться природой и ее обитателями. (Звучит музыка П. Чайковского «Времена года. Апрель.»)
Назовите обитателей весенней полянки ( пластмассовые игрушки: бабочка, жук, муравей, пчела, оса, кузнечик, стрекоза, комар, паук, шмель, муха).
Разделите эти слова на слоги.
Назовите обитателей весенней полянки одним словом.
Дети: Это насекомые.
АМО «Назови ласково»
Паук – паучок (комар, стрекоза, таракан, жук, пчела, муха).
АМО «Чьи лапки, чья голова?»
У муравья муравьиные лапки, муравьиная голова (у пчелы, таракана, комара, паука).
АМО «Отгадай загадку»
Логопед : На весеннюю полянку прилетела гостья, отгадайте, кто это?
Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет. (Бабочка.)
АМО «Выложи бабочку» (развитие мелкой моторики)
Дети выкладывают контур бабочки из цветных палочек-спичек.
АМО «Бабочка» (динамическая пауза)
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
Сидя за столом, опустить голову вниз, руки на коленях, спину расслабить. 1 – руки через стороны вверх – вдох; 2 – и. п. – выдох. 1 – плавное движение руки вверх, смотреть на пальцы; 2 – руки вниз; 3 – присед; 4 – и. п. После слов: «Солнце утром…» маховые движениями руками, кружение.
АМО «Назови правильно звуки» (упражнение с разрезной азбукой и тетрадью)
Логопед : Сколько слогов в слове бабочка? Назовите звуки в первом слоге, во втором слоге. Сколько гласных и согласных звуков в слове бабочка?
Выложите схему слова бабочка на индивидуальном наборном полотне.
Выполните схему слова в тетради.
АМО «Яркое солнышко» (глазодвигательные упражнения)
Логопед : На весенней полянке солнышко ярко светит зажмурьте глазки, откройте (2р.)
АМО «Чтение азбуки» (Н. Нищева «Азбука», стр. 31)
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»
Логопед : Задания выполнены все. Дверь в волшебную страну открыта. Мы помогли Буратино, он благодарит вас за помощь.
У какой буквы и звука мы побывали в гостях? Какой это звук?
Подведение итогов
Логопед хвалит детей и предлагает оценить их вклад в работу группы, выбрать ключики соответствующего размера.
Каждый оценивает свой вклад в работу группы : маленький ключик – не доволен, сделал не все, что мог; средний ключик – мог бы лучше; большой – сделал все, что в моих силах для успеха группы.
Логопед благодарит за проделанную работу и прощается с детьми.