Приложение МААМ

Нетрадиционные формы проведения самомассажа артикуляционных мышц лица и мышц кистей рук

Тимошенко Екатерина
Нетрадиционные формы проведения самомассажа артикуляционных мышц лица и мышц кистей рук
▼ Скачать + Заказать документы

Дети с ОВЗ это дети с низкой работоспособностью, повышенной утомляемостью, с низкой мотивацией, с недоразвитием всех психических процессов. Всё это создаёт трудности в процессе воспитания и обучения, преодоление которых возможно только через создание здоровьесберегающей среды и правильного выбора форм, методов и приёмов логопедической работы. Здоровьесберегающие технологии очень тесно переплетаются с коррекционными и игровыми технологиями и становятся, в итоге, одним целым. Цель применения здоровьесберегающих технологий: способствовать укреплению и сохранению здоровья обучающихся. В своей работе активно использую как традиционные, так и нетрадиционные методы; одним из которых является самомассаж. Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребенком, страдающим речевой патологией.

Публикация «Нетрадиционные формы проведения самомассажа артикуляционных мышц лица и мышц кистей рук» размещена в разделах

Применяя самомассаж в комплексной коррекционной работе значительно повышается эффективность работы по преодолению речевых нарушений у детей. Его систематическое применение имеет целенаправленное, эффективное и безопасное воздействие на речевое развитие и на здоровье детей в целом, и в частности ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Важную роль играет эмоциональный настрой ребенка, его желание активно взаимодействовать в работе для достижения успеха в процессе коррекционного обучения.

Работа с ребенком должна быть динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной. Поэтому самомассаж проводится только в игровой форме и вызывает у дошкольников положительные эмоции, приучают к дисциплине и самоконтролю.

Массаж призван выполнять следующие функции:

• ускорять кровообращение и, как следствие, улучшать питание кожи, повышать обменные процессы;

• улучшать работоспособность мышц лица;

• развивать координацию движений органов артикуляции за счет нормализации мышечного тонуса;

• корректировать произношение звуков;

• оказывать профилактическое действие и устранять речевые нарушения (заикание, нарушения голоса, тонуса мышц).

Самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно. Кроме этого самомассаж можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения.

Для обучения детей приемам самомассажа необходимо придерживаться определенных принципов построения работы с детьми с ОВЗ:

• игровая мотивация;

• от простого к сложному;

• учет индивидуального темпа детей;

• задания разного уровня сложности;

• по подражанию;

• по образцу;

• по речевой инструкции;

• по аутокомандам (проговаривание ребенком своих действий (упражнений, помогая речевыми командами).

На первом этапе упражнения показывает логопед, дети при этом копируют их. Затем он выполняет их вместе с детьми. После этого дети выполняют самомассаж самостоятельно, по инструкции педагога. Самомассаж лучше сопровождать стихами. Одним из главных условий проведения самомассажа является следующее правило: во время выполнения движений у ребенка не должно быть ощущений дискомфорта, все движения самомассажа должны приносить ребенку только удовольствие, радость и хорошее настроение.

Методические указания к проведению расслабляющего массажа

1. Массаж проводится в медленном темпе.

2. Основными приемами являются поглаживание и легкая вибрация.

3. Расслабляющий массаж должен вызывать у ребенка только приятные ощущения тепла и покоя.

4. Для усиления расслабляющего эффекта за несколько минут до массажа на лицо можно положить согревающий компресс.

Методические указания к проведению активизирующего массажа

1. Этот вид массажа используется при пониженном мышечном тонусе.

2. Движения рук должны быть достаточно ритмичными.

3. Основным приемом является поглаживание, которое чередуется с растиранием, разминанием, сильной вибрацией.

4. Сила воздействия на массируемые ткани должна увеличиваться постепенно.

5. Для усиления эффекта можно использовать температурный контраст

Противопоказания к проведению логопедического массажа

Не следует делать массаж при остром инфекционном заболевании. Если у ребенка появились высыпания, гнойнички, трещины на коже лица, герпес или конъюнктивит. Противопоказанием может быть и обычный синяк на лице; аллергия или солнечный ожог. Проблемы во рту – различные воспаления или выпадения зубов.

Самомассаж кистей и пальцев рук

Самомассаж кистей и пальцев рук является связующим звеном между развитием тонких движений пальцев рук и развитием речи, т. е. речевая деятельность формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук, повышается тонус коры головного мозга. Выполнять его необходимо ежедневно. Формирование словесной речи ребенка с ОВЗ начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, поэтому развитие ручной моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

Начинать работу необходимо с самого простого метода, который заключается в поглаживании в направлениях от кончиков пальцев к запястью, а все массажные движения выполняются строго по направлению к лимфатическим узлам — от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. В конце каждого упражнения делать расслабляющие поглаживания, встряхивания рук.

Самомассаж кистей и пальцев рук состоит из трех типов упражнений:

Самомассаж тыльной стороны кистей рук.

Самомассаж ладоней.

Самомассаж пальцев рук.

Самомассажа артикуляционных мышц лица

Самомассаж лица ребенка предназначен для активизации работы лицевых нервов, улучшения кровообращения в тканях, стимулирует снятие напряжения лицевой мускулатуры. Это полезный, а в некоторых случаях необходимый метод, который положительно влияет на растущий организм. Воздействуя на мышечную и нервную системы, он создает предпосылки для развития речи малышей, корректирует звукопроизношение. Методика особенно важна для ребенка, столкнувшегося с речевыми проблемами.

Самомассаж лица желательно проводить перед каждым занятием по артикуляционной гимнастике. Его продолжительность 3–5 минут. Выполнять массаж следует по массажным линиям.

В заключении можно сделать вывод о том, что использование нетрадиционных оздоровительных видов самомассажа способствует :

• нормализации мышечного тонуса,

• коррекции дизартрических расстройств,

• развитию тактильных ощущений и мелкой моторики, интеллектуальных способностей,

• снятию усталости, раздражительности,

• повышению работоспособности,

• является мощным стимулом речевого развития,

• мотивацией к учебной деятельности ребенка,

• вызывает интерес и потребность в общении,

• улучшает общее состояние,

• ускоряет процесс коррекции речевых нарушенийу дошкольников, что очень важно для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Нетрадиционные методы просты, доступны, эффективны, не имеют возрастных границ, а личностно-ориентированный подход в работе с ребенком способствует выбору наиболее оптимальной, результативной методики.

В игровой, непроизвольной форме происходит развитие речевой и творческой сфер детей. Веселые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, простота, доступность, возможность использования приемов массажа в различной обстановке и в любое время, способствуют переходу ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это – гарантия успеха и реабилитационной, и коррекционной, и развивающей работы.

Литература:

Амосова Н. С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями // Логопед, 2004, № 6, С. 78–82

Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений, СПб: Детство-Пресс, 2010

Громова О. Е. Инновация в логопедическую практику; методическое пособие для ДОУ, Линка-пресс, 2008

Дьякова Е. А. Д931 Логопедический массаж: Учеб пособие для студ высш учеб заведений. 2-е изд., испр

Ивчатова Л. А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед, 2010, № 1, С. 36–38

Крупенчук О. И., Воробьева Т. А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств, СПб, ИД Литера, 2009

Новиковская О. А. Веселая зарядка для язычка, М. :АСТ, СПб. : Сова, 2010

Поваляева М. А. Полный справочник. Настольная книга логопеда, М. : АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010

Пак Чже Ву Сборник: Су-джок терапия, М. : Су-Джок Академия, 2009

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Нетрадиционные формы работы с родителями» «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». А. С. Макаренко.

Досуговые и познавательные нетрадиционные формы работы с родителямиДосуговые и познавательные нетрадиционные формы работы с родителями Досуговые и познавательные нетрадиционные формы работы с родителями. Целью наших взаимодействий с родителями должно быть проведение более.

«Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей». Практикум для родителей (фотоотчёт)«Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей». Практикум для родителей (фотоотчёт) Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в домашних условиях» 1 сентября 2014 года вступил в силу новый федеральный.

Консультация для педагогов «Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ» Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что.

Консультация «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду» Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих.

Мастер-класс «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду в условиях реализации ФГОС» Ступицкая О. В. Мастер-класс «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду в условиях реализации федерального государственного.

Нетрадиционные формы работы с детьми на занятиях по физической культуре — игры-путешествияНетрадиционные формы работы с детьми на занятиях по физической культуре — игры-путешествия В декабре на базе МБДОУ «Детский сад N 11» (г. Сасово, Рязанская область) в рамках работы городского ресурсного центра «Движение - это.

Нетрадиционные информационно-аналитические и наглядно-информационные формы работы с родителями в период адаптации детейНетрадиционные информационно-аналитические и наглядно-информационные формы работы с родителями в период адаптации детей Нетрадиционные информационно-аналитические и наглядно- информационные формы работы с родителями в период адаптации детей к детскому саду.

Проект по художественно эстетическому развитию в группе раннего возраста через нетрадиционные формы рисованияПроект по художественно эстетическому развитию в группе раннего возраста через нетрадиционные формы рисования Проект по художественно эстетическому развитию в группе раннего возраста «Солнышко» через нетрадиционные формы рисования. Выполнила воспитатель.

Родительское собрание-практикум для родителей «Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей»Родительское собрание-практикум для родителей «Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей» Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста» Повестка дня. 1. Вступительное слово воспитателя Коготковой А. И. 2. Пальчиковые.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нетрадиционные формы проведения самомассажа артикуляционных мышц лица и мышц кистей рук
Опубликовано: 17 марта 2020 в 09:00
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нетрадиционные формы проведения самомассажа артикуляционных мышц лица и мышц кистей рук» (включая файлы) размещена пользователем Тимошенко Екатерина (УИ 238715) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД