Консультация для педагогов «Нетрадиционные формы работы на занятиях физической культурой»

Ольга Колесникова
Консультация для педагогов «Нетрадиционные формы работы на занятиях физической культурой»

План работы

1. Задачи физического воспитания

2. Роль физического воспитания

3. Условия физического воспитания в нашем детском саду

4. Нетрадиционные формы, используемые при проведении физкультурных занятий:

1. театрализованные физкультурные занятия;

2. оздоровительный бег;

3. дыхательные упражнения;

4. точечный массаж;

5. аутогенная тренировка;

6. ритмические упражнения.

Физическое воспитание ребенка дошкольного возраста занимает особенное место. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности; в эти годы происходит становление двигательной деятельности, а также начальное воспитание физических качеств.

Физическое формирование ребенка тесно связано с его интеллектуальным и морально-волевым развитием, с развитием всех физических качеств, психических функций. Решающую роль при этом играют влияние жизненных условий и воспитание.

В годы дошкольного детства важнейшими задачами являются охрана жизни и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка, содействие его правильному физическому развитию, повышение работоспособности. Значение этих задач обусловлено тем, что несмотря на быстрый рост и развитие органов и систем, деятельность их еще несовершенна, слабо выражены защитные свойства организма, маленькие дети легко подвергаются неблагоприятным условиям внешней среды.

Поэтому необходимо содействовать правильному и своевременному развитию костной системы и связочно-суставного аппарата, формированию физиологических изгибов позвоночника, развитию сводов стопы; укреплять все группы мышц, особенно мышцы-рzззгибатели; способствовать развитию сердечно-сосудистой системы, увеличивать возможности ее приспособления к разным и быстро меняющимся нагрузкам; укреплять дыхательную мускулатуру, способствовать углублению и ритмичности дыхания, развитию нервной системы и органов чувств.

Важной задачей является развитие движений детей, формирование двигательных навыков и физических качеств - ловкости, быстроты, силы, выносливости.

Существенная сторона работы по физическому воспитанию дошкольников

- формирование правильной осанки. Необходимо также привить детям навыки:1ич11ой и общсствс111юй п1гие1iЫ, нужные в быту и при занятиях физической культурой.

Не менее важно содействовать развитию у ребенка психических, мыслительных процессов посредством сообщения ему знаний о пользе физической культуры, разнообразных движениях человека, о назначении физкультурных пособий, а также о требованиях к их использованию, хранению.

На 'Занятиях физической культурой решаются и различные воспитательные задачи. Основными из них являются воспитание положительных черт характера, нравственных и волевых качеств, выработка потребности и привычки к ежедневным занятиям физическими упражнениями, умения творчески пользоваться приобретенными навыками и знаниями в самостоятельной деятельности.

Физическое воспитание способствует осуществлению умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания детей, помогает поддерживать у них бодрое, жизнерадостное настроение и активность.

Наилучшие результаты достигаются при комплексном решении всех перечисленных задач.

Для осуществления и решения всех вышеуказанных задач в нашем детском саду созданы определенные условия: выделен зал для проведения физкультурных занятий (динамических часов, имеется спортивная площадка, беговая дорожка, яма для прыжков, установлен детский спортивный комплекс, спортивные маты, набор скамеек, мишеней и другой спортивный инвентарь,в каждой группе имеется нестандартное оборудование.

Такой набор оборудования позволяет включить в работу сразу большую группу детей, что обеспечивает хорошую могорную плотность занятий.

В ясельных и \младших группах цель физкультурных занятий - доставить детям максимум удовольствия от движений, научить ориентироваться в пространстве зала и площадки, использовать снаряды по назначению, владеть приемам элементарной страховки.

В дошкольных группах особое внимание уделяется развитию физических качеств: в первую очередь выносливости и силы.

В своей работе наряду с известными формами физкультурных занятий я использую следующие нетрадиционные формы:

1. Театрализованные физкультурные занятия;

2. Оздоровительный бег;

3. Точечный массаж;

4. Аутогенная тренировка;

5. Ритмическая гимнастика.

Театрализованные физкультурные занятия

Театрализованные физкультурные занятия с использованием имитационных мимических и пантомимических упражнений, инсценировок и сказок. Имитация отличается высокой насыщенностью. В ней более образно представляется образная сторона движения. Легко, бесшумно «спрыгивают птички с ветки»; вперевалочку, широко расставляя ноги, идет «неуклюжий косолапый медведь»; весело, задорно, высоко поднимая ноги, шагает «Петушок - золотой гребешок».

Во время выполнения мимических и пантомимических движений дети стараются передать путем выразительных движений мышц лица и всего тела образ определенного персонажа или изобразить его различное «душевное» состояние. Например, в движении дети могут изобразить горе зайчика, когда хитрая лиса выгоняет его из избушки (р. н. ск. «Заюшкина избушка», спеть песенку колобка (р. н. ск. «Колобок») и др.

В инсценировках и играх-драматизациях дети выполняют различные роли, подражая и копируя действия человека, изображая животных и птиц.

Например, занятия «Строим теремок для зверят», «Зайкины слезки», инсценировка р. н. ск. «Колобок».

Организация оздоровительного бега

Оздоровительный бег - это бег длительный, в медленном темпе.

Ориентировочная частота сердечных сокращений 140-160 ударов в минуту у малышей и 150-170 ударов в минуту у детей 5-6 лет. Нужно вымерить длину беговой дорожки не только по количеству метров, но и по времени, которое затрачивается на пробегание одного круга в медленном темпе, т. к. по количеству пробегаемых кругов легче ориентироваться. Каждые две недели длительность бега увеличивается на 15 секунд. Но возможны и периодические «остановки». Например, ноябрь - неустойчивая погода и организУI трудно адаптируется к сезонным изменениям, кроме того, этот период повышенной заболеваемости респираторными заболеваниями, и увеличивать нагрузки нужно осторожно. В январе-феврале бывает карантин по гриппу - в этот период нагрузки не увеличивать.

В среднем в каждой возрастной группе в течение сентября длительность бега увелиичивается от исходного на 3-3,5 минуты, а иногда, учитывая индивидуальность здоровья детей в группе, и больше. В летнее время длительность бега не увеличивается. С переходом детей в следующую группу исходная длительность бега для них устанавливается по данным апреля-\1ая. В подготовительной группе дети ежедневно бегают от 7 до 12 минут

Методика оздоровительного бега

Вначале проводится разминка. Ее цель - разогреть ребенка, сделать суставы более подвижными, построить ребенка психологически.

Неритмичный, прерывистый бег оздоровительного эффекта не дает. Всю дистанцию воспитатель бежит вместе с детьми. Кто устал, предлагают сойти с дистанции и отдохнуть. Заканчивается бег еще большим замедлением темпа и переходом на ходьбу с выполнением регулирования дыхания, затем упражнения на расслабление и дети отдыхают некоторое время.

Исходная длительность бега определяется для каждого ребенка индивидуально. Детям, пришедшим после болезни, вместо бега предлагают пройти \меньшую дистанцию или совсем не бегать, а просто погулять. Всякое принуждение запрещается. Основные принципы бега: бег должен доставлять детям удовольствие; бегать вместе с детьми, но в темпе детей каждый день; чем длиннее дистанция, тем короче разминка; после бега не забыть расслабиться.

Об использовании дыхательных упражнений

Дыхание - важнейший физиологический процесс, происходящий рефлекторно. Вместе с тем на дыхание можно влиять, регулируя его, делая поверхностным и редким, задерживая на некоторое время и т. д. Процесс дыхания, осуществляемый дыхательными центрами н. с., состоит из 3 фаз: выдоха, вдоха и паузы между ними, которые непрерывно и ритмично следуют друг за другом.

Начальной фазой дыхания является выдох: чтобы получить новую порцию кислорода, необходимого для нормального функционирования организма, надо освободить для него место в воздухоносных путях, что и достигается благодаря выдоху.

Дыхательная пауза, следующая'за выдохом, являясь переходной фазой, характеризуется завершением выдоха и ожиданием импульса к вдоху. Пауза не менее важна, чем «активные» фазы дыхания: она обеспечивает эффективный газообмен и вентиляцию легких, что влияет на организм в цело:-1, повышая его работоспособность. Продолжительность пауз зависит от величины физической нагрузки, состояние нервной системы и других факторов.

Дыхате. 1ьная система детей несовершенна, и чем меньше ребенок, тем уже дыхательные пути, а слизистая оболочка, их выстилающая, очень нежная, легко воспаляющаяся, даже под действием частиц; при этом и без того узкие ходы становятся еще уже, и ребенку становится трудно дышать. Поэтому помещение, в котором находится ребенок, всегда должно быть хорошо проветрено: в чистом воздухе меньше микрообов, уменьшается риск заболевания.

Жизненная емкость легких тем меньше, чем меньше ребенок, а потребность в кислороде велика, поэтому ребенок часто и поверхностно дышит. Вот почему в комплекс физкультурных мероприятий необходимо включать дыхательную гимнастику.

Методика проведения дыхательной гимнастики для детей

Дыхательная гимнастика в дошкольном возрасте преследует следующие задачи:

повышение общего жизненного тонуса ребенка и сопротивляемости, закаленности и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы;

развитие дыхательной мускулатуры, увеличение подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшение лимфа- и кровообращения в легких, улучшение сердечно-сосудистой системы и кровообращения.

Занятия рекомендуется проводить 2-3 раза в неделю, в облегченной одежде, в хорошо проветренном помещении, при температуре воздуха не выше ---1-17С, желательно в утренние часы (не ранее чем через 1 час после приема пищи). Продолжительность занятий от 10-12 мин. до 30 мин. в зависимости от возраста детей и периодичности занятий. Занятия могут проводить педагог, воспитатель или мед. работник детского сада.

В основу методики проведения занятий чаще применяю специальные дыхательные упражнения на фоне укрепляющих и общеразвивающих физических упражнений. Основу дыхательных упражнений составляет упражнение с удлиненным и усиленным выдохом. Этого можно достичь произнесением гласных звуков (ааа, ууу, 000, шипящих согласных (ш, х) и сочетаний звуков (ах, ух, ох). Эти дыхательные упражнения желательно проводить в игровой форме (жужжит пчела, гудит самолет, стучат колеса поезда и т. д.). Соотношение общеукрепляющих и дыхательных упражнений составляет 2:1.

Нагрузка постепенно увеличивается за счет увеличения числа повторений и усложнения упражнений.

В комплексы упражнений иногда включаю элементы надувания резиновых мячей (в заключительной части занятия). Такие упражнения следует начинать с 3-4 выдохов, постепенно увеличивая их количество на 2-3 выдоха на каждое занятие, доводя до полного заполнения игрушки воздухом. При ЭТО:'-1 необходимо контролировать, чтобы вдох ребенок осуществлял только через нос.

Для достижения наиболее полного эффекта рекомендуется обучать родителей методике проведения дыхательной гимнастики, чтобы они могли заниматься с детьми в домашних условиях.

Точечный массаж

Наряду с перечисленными методиками применяю в своей работе точечный массаж, который повышает защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов. Под действием точечного массажа организм начинает сам вырабатывать «лекарства», которые намного эффектиrвнее и безопаснее таблеток.

Воздействовать на определенные зоны тела, расположенные в области головы, грудины, шеи, рук, то можно активизировать адаптационные реакции организма на неблагоприятные факторы внешней среды, в том числе и на респираторную группу вирусов. Детям очень нравится заниматься точечным:\массажем. Занятия с использованием точечного массажа способствуют снижению заболеваемости.

Точка 1 связана со слизистой оболочкой трахеи, бронхов, а также костным мозгом. При массаже этой точки уменьшается кашель, улучшается кроветворение.

Точка 2 связана со слизистой оболочкой нижних отделов гортани, а также с тимусом (вилочковой железой, регулирующим защитные функции организма. Массаж этой точки повышает сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям.

Точка 3 связана с процессами, контролирующими химический состав крови и одновременно повышающими защитные свойства слизистой оболочки глотки и гортани.

Точка 4 связана со слизистой задней стенки глотки, гортани и верхним шейным симпатическим узлом. Массаж этой точки активизирует кровоснабжение головы, шеи, туловища.

Точка 5 расположена в области 7-го шейного и 1-го грудного позвонка. Она связана со слизистой трахеи, глотки, пищевода, а главное - с нижним шейным симпатическим узлом. Массаж этой точки способствует нормализации деятельности сосудов, бронхов, легких.

Точка 6 связана с передней и средней долями гипофиза. Массаж этой точки улучшает кровоснабжение слизистой оболочки носа, гайморовой полости, гипофиза. Дыхание через нос становится свободным, насморк проходит.

Точка 7 связана со слизистой оболочкой решетчатых образований полости носа и лобных пазух, а также с лобными отделами слизистой оболочки верхних отделов полости носа, а также области глазного яблока и лобных отделов мозга.

Массаж точки 8 положительно влияет на орган слуха и вестибулярный аппарат. Массаж точки 9 нормализует многие функции организма, т. к. руки человека через шейные отделы спинного мозга связаны со всеми перечисленными точками.

Массаж проводится кончиком указательного или среднего пальца, надавливая на кожу до появления незначительной болезненности. Следует делать по 9 вращательных движений сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Продолжительность воздействия на каждую точку должна быть не менее 3-5 секунд. Симметричные точки 3,4,6,7,8 следует массировать одновременно двумя руками.

Аутогенная тренировка

Аутогенная тренировка (от греч. Autogenes - сам производящий) основана на самовнушении в состоянии расслабления мышц, дыхания, сосудов, cердцa, которое не мешает подсознанию воспринимать внушаемые ему формулы, отражающие цели, преследуемые человеком, выбравшим определенный курс занятий по этой системе.

Автором этого метода является немецкий врач Иоганн Шульц (1884-1970, считавший, что аутогенная тренировка включает в себя «внушение, гипноз, йогу, гимнастику, педагогику», действует на человека комплексно - «от мышц до мировоззрения» и в то •же время является «органической» психотерапией, так как не содержит в себе ничего, что могло бы нарушить «естество» организма. Основной принцип методики - научиться специальными упражнениями воздействовать на свое физиологическое и психологическое состояние.

Аутогенная тренировка делится на низшую и высшую. Главное в процессе занятий ни,ш1ей аутогенной тренировкой - это постепенное овладение определенными упражнениями, которые помогают научиться управлять работой внутренних органов и добиваться психического и физического расслабления. Низшая аутогенная тренировка является способом переключения организма из напряженного рабочего состояния в состояние восстановительного покоя, и одна из целей упражнений - сделать переход как можно 60;1сс ЛСI'КИМ и спокойным.

Конечно, существуют проверенные временем и известные всем способы снятия переутомления и перенапряжения - это чередование физической и умственной деятельности, бесцельные спокойные прогулки, туристические походы и т. д. Но современному взрослому человеку, и даже ребенку, нужно большее: слишком много перегрузок как физического, так и психического характера падает на него, да и времени на отдых хронически не хватает.

Другая, не менее важная цель низшей аутогенной тренировки - воспитание определенных черт характера, необходимых для жизни в сложнейших условиях ХХ века. в процессе аутогенной тренировки смена состояний происходит в определенной последовательности:

1. принимается нужная поза;

2. закрываются глаза;

3. возникает чувство общего успокоения;

4. появляется ощущение чувства тяжести;

5. возникает приятное ощущение тепла, разливающегося по всему телу. Заниматься аутогенной тренировкой необходимо в спокойной обстановке,

исключающей какие-либо внезапные внешние раздражители, в хорошо

Iпроветренном помещении, в удобной для принятия различных поз одежде. На занятиях аутотренингом применяются позы, в которых тело способно полностью расслабиться и находиться в которых нужно без применения мускульных усилий. Основная поза - поза «кучера»: человек сидит на стуле,

поясница выпрямлена, верхняя часть туловища слегка согнута (напоминает согнутую спину кошки); голова опущена, ноги на уровне плеч, кисти без упора лежат на коленях, причем кисти свободно свисают между бедрами.

Верный признак того, что положение тела выбрано правильно, полностью расслабленные запястья.

Среди других основных поз - поза лежа (на спине, голова на подушке, ноги

вытянуты, стопы обращены слегка наружу, руки вытянуты вдоль туловища ладонями вниз и слегка согнуты в локтях) и поза полулежа (необходимо кресло с высокой спинкой, чтобы поясница была расположена на уровне нижней ее части и можно было удобно откинуть голову; подлокотники должны находиться на такой высоте, чтобы на них можно было положить слегка согнутые локти, кисти должны свободно свисать с подлокотников).

Перед началом занятий аутотренингом надо постараться создать в себе положительный настрой, затем создать положительный настрой у детей, и ни в коем случае не расстраиваться, если сразу нельзя добиться желаемых результатов - умение воздействовать на свое подсознание методом самовнушения, появляется в результате тренировок, повторов, и с течением времени нужное состояние приходит все быстрее и легче.

Основные заповеди для занятий аутотренингом

1. Формулы каждого упражнения повторяются 5-6 раз и чередуются с главной фразой всего цикла;

2. В результате систематических занятий и отработки различных умений можно в одном занятии самовнушением совместить все упражнения и формулы свести к следующей цепочке «приказов»: спокойствие - отяжеление - теплота - сердце - спокойное дыхание - теплое солнечное сплетение - лоб прохладный.

Аутотренинг используется мной как составная часть физкультурного занятия в детском саду и провожу в конце его вместо подвижной игры, чтобы успокоить детей, снять с них нагрузку, которую они получили на занятии.

Опыт показывает, что дети хорошо расслабляются, слушая то, что говорит воспитатель: он сам составляет рассказ, в котором использует все формулы аутогенной тренировки в нужном порядке. Причем количество повторов каждой формулы для детей уменьшаются, а все формулы предлагаются в виде конкретных образов: «Мы несем в руке тяжелую корзину, полную ягод, рука наша стала тяжелой, очень тяжелой» и т. д. последовательности отработки упражнений.

Занятия аутотренингом можно проводить под музыку. Например, дети представляют, что гуляют по сказочному лесу под музыку «Осени» Ф. Шопена, под запись голосов птиц и др. Музыка помогает быстрее расслабиться, создает соответствующий фон рассказу, который составил воспитатель.

Занятия аутотренингом можно проводить с младшей группы, не нарушая

Ритмическая гимнастика

Одной и1 форм работы с дошкольниками является ритмическая гимнастика. Для детей младшего дошкольного возраста она мало приемлема, а дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет) способны выразительно, грациозно и пластично выполнять танцевальные упражнения, меняя их характер в соответствии с ритмом и темпом народной и современной музыки.

Использование в работе комплексов ритмической гимнастики в русском стиле позволяет познакомить детей с национальными традициями на примере основных, наиболее типичных танцевальных движений.

В ходе занятий с использованием ритмической гимнастики у детей развивается чувство ритмичности, координации, культуры движений, фантазия и воображение, а также учатся владеть своим телом и двигаться в ритм музыки.

Публикации по теме:

Интеграция образовательных областей на занятиях физической культурой. Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира.

Консультация для педагогов ДОУ «Нетрадиционные формы работы с родителями в ДОУ в условиях ФГОС ДО» Бюджетное Дошкольное Образовательное учреждение Г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 44» Консультация для педагогов.

Консультация для педагогов «Формы работы по организации работы по развитию речи средствами театрализованной деятельности» Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не даётся.

Консультация для педагогов «Формы работы по экспериментальной деятельности»Консультация для педагогов «Формы работы по экспериментальной деятельности» «Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам» (Р. Эмерсон). Цель: расширение знаний педагогов о формах работы.

Консультация для родителей «Ограничения занятий физической культурой в зависимости от заболеваний ребенка» По состоянию здоровья воспитанников общеобразовательных учреждений выделяют четыре специальные медицинские группы здоровья, которым показаны.

Консультация для воспитателей «Нетрадиционные формы работы с родителями» НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ С. Г. Егорова Старший воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад № 8» г. о.

Консультация для воспитателей «Нетрадиционные формы работы с родителями». Внедрение новых нетрадиционных форм сотрудничества Консультация для воспитателей "Нетрадиционные формы работы с родителями". Семья- уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической.

Мастер-класс «Игровые танцы для детей старшего дошкольного возраста на занятиях физической культурой» Цель: систематизация представлений у педагогов об игровых танцах, как о средстве физической культуры, развивающей двигательную активность.

Методическая мастерская «Организация интегрированной деятельности на занятиях физической культурой»Методическая мастерская «Организация интегрированной деятельности на занятиях физической культурой» По словам Ивана Бунина, человека делают счастливым три вещи: любовь, интересная работа и возможность путешествовать. А для инструкторов.

Нетрадиционные формы работы оздоровительной направленности на коррекционных занятиях учителя-логопедаНетрадиционные формы работы оздоровительной направленности на коррекционных занятиях учителя-логопеда Анализ по проблемам речевой патологии у детей нашего детского сада свидетельствует о том, что положение здоровья вызывает обоснованную.

Библиотека изображений:
  • Спорт и физкультура
  • Здоровье, гигиена
  • Геометрические фигуры
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Нетрадиционные формы работы на занятиях физической культурой»
Опубликовано: 26 ноября 2017 в 02:18
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 апреля. Юбилей книги «Муха-Цокотуха»

«Муха-Цокотуха» — единственная сказка, которую К. Чуковский по собственному признанию написал без оглядки, за один день, словно по внушению нахлынувших радостных чувств. Автор даже пустил в пляс, сочиняя...

23 апреля. День рождения Шекспира

«А не пора ли нам, друзья мои, замахнуться на Вильяма нашего Шекспира?» – спрашивал руководитель народного театра у актёров, в комедии «Берегись автомобиля». Этот юмористический монолог в исполнении...

Комплексно-тематическое планирование «Весна пришла, весне дорогу!» в средне-старшей...
Дата: с 11. 03. по 15. 03. Тема: Весна пришла, весне дорогу! Задачи: расширять знания детей о времени года – весне; поддерживать проявление интереса...
Сценарий праздника Весны для детей старшей группы детского сада
Сценарий праздника Весны для детей старшей группы детского сада Подготовила Редок Екатерина Григорьевна Цель: Закреплять представления детей о приметах,...
Конспект урока химии в 9 классе «Серная кислота»
Тема урока: Серная кислота /концентрированная/. Качественная реакция на серную кислоту и ее соли. Дидактические цели. Образовательная. Продолжить...