Ольга Шимова
Конспект НОД в старшей группе «Дерево и металл»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №35 «Ручеёк» города Туапсе
муниципального образования Туапсинский район
Занятие
по опытно-экспериментальной деятельности
в старшей группе
Составитель:
воспитатель: Шимова О. Г.
г. Туапсе
2022г.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Дерево и металл“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Металл. Свойства металла
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
Цель: систематизировать знания детей о свойствах дерева и металла через организацию экспериментальной деятельности.
Задачи:
уточнять и обобщать представления детей о свойствах и качествах дерева и металла;
развивать умение изучать свойства материалов опытным путём, устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы;
развивать умение соблюдать правила безопасности во время проведения опытов;
способствовать обогащению словарного запаса детей новыми словами: металлический, шероховатый, прочный;
воспитывать любознательность, самостоятельность и аккуратность в работе.
Интеграция образовательных областей:
познавательное развитие;
речевое развитие;
социально-коммуникативное развитие.
Материал:
Демонстрационный:
2 коробочки, молоток;
Большой гвоздь, спички;
карандаш;
металлическая и деревянная палочка;
деревянный и металлический брусок
свеча.
Раздаточный (по количеству детей) :
деревянные и металлические палочки;
деревянные и металлические пластины;
миски с водой.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня утром я нашла в группе вот такие две коробочки. Кто их сюда принёс, я не знаю. Как узнать, что же в них? А вот и записка, наверное, подсказка.
Надо отгадать загадки, и мы узнаем, что лежит в коробках.
Цветной Ивашка
Деревянная рубашка.
Где носом поведёт,
Там след кладёт.
(карандаш)
Металлический Антошка
На очень тонкой ножке,
По голове постучишь,
Что-нибудь да смастеришь.
(гвоздь)
Дети отгадывают загадки.
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно отгадали загадки. А как же нам узнать в какой коробке гвоздь, а в какой карандаш?
(посмотреть)
Воспитатель: А если не открывать коробочки, как ещё можно узнать?
(потрясти, узнать по звуку)
Воспитатель: Всё равно не понятно, а давайте попробуем определить по запаху. Кто попробует?
(ничем не пахнет)
Воспитатель: А интересно, сможем ли мы определить наощупь? Попробуем?
Дети поочерёдно засовывают руку в коробку
и пробуют определить предметы наощупь.
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно определили. Вот карандаш, а вот гвоздь.
Интересно, что важнее, дерево или металл? Как вы думаете?
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель: Мнения расходятся. Предлагаю вам отправиться в музей.
Дети подходят к столам,
на которых организована выставка
предметов из дерева и металла.
Воспитатель: Какие предметы из дерева вы видите?
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель: Как называют их одним словом?
(деревянные)
Воспитатель: Назовите предметы, сделанные из металла.
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель: Как можно назвать предметы из металла одним словом?
(металлические)
Воспитатель: Можно ли обойтись без деревянных и металлических предметов?
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель: И из дерева, и из металла делают очень много нужных людям предметов.
Воспитатель: Я предлагаю вам пройти в лабораторию и на опытах определить свойства дерева и металла. Выбирайте себе «рабочее место».
Воспитатель: У вас на столах лежат деревянные и металлические пластины, возьмите их в руки. Как вы думаете, какой предмет холоднее?
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель: Каким способом вы это определили?
Опыт №1 «Какой предмет холоднее»
Воспитатель: А я знаю другой способ, приложите деревянную пластину к одной щеке, а металлическую к другой. Что вы почувствовали?
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать?
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель: Металл – холодный, а дерево – тёплое.
Воспитатель: А попробуйте погладить металлическую и деревянную пластины. Что вы ощущаете?
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать?
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель: Дерево не гладкое, шероховатое, а металл – гладкий.
Динамическая пауза «Буратино»
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
Воспитатель: Ребята, мы с вами немного отдохнули, а теперь давайте продолжим исследования.
Воспитатель: Интересно, а что твё рже: дерево или металл? Как вы думаете?
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель: А как это можно проверить?
Дети отвечают на вопрос.
Опыт №2 «Что твёрже»
Воспитатель: Я предлагаю вам взять в руку металлическую пластину, а деревянной попробуем поцарапать её. Что у вас получилось?
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель: А если металлической поцарапать деревянную? Есть ли изменения?
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель: Попробую-ка я вбить гвоздь в металлический брусок. Как вы думаете, получится?
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель: Давайте проверим.
Воспитатель: А сейчас я забью гвоздь в деревянный брусок. Смотрите внимательно. Что вы видите?
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель: Гвоздь легко вбивается в деревянный брусок.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель: Дерево – мягкий материал, а металл – твёрдый.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что прочнее: дерево или металл?
Дети отвечают на вопрос.
Опыт №3 «Прочный – хрупкий»
Воспитатель: Предлагаю попробовать сломать металлическую палочку, найдите её на своих рабочих столах. Что у вас получилось?
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель: А можно ли сломать деревянную? Давайте проверим.
Что произошло?
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель: Попробуйте сделать вывод.
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель: Правильно, металл прочный, его нельзя сломать, а дерево хрупкое, легко ломается.
Воспитатель: Ребята, возьмите в одну руку металлическую пластину, а в другую – деревянную. Попробуйте определить, какая легче?
Дети отвечают на вопрос.
Опыт №4 «Тяжёлый – лёгкий»
Воспитатель: А если опустить металлическую пластину в ёмкость с водой, что произойдёт?
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель: А теперь опустите деревянную. Что вы видите?
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель: Сделайте, пожалуйста, вывод.
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель: Правильно, дерево – лёгкий материал, в воде плавает, а металл – тяжёлый, в воде тонет.
Воспитатель: А попробую-ка я подержать деревянную палочку над свечой. Как вы думаете, что произойдёт?
Дети отвечают на вопрос.
Опыт №5 «Горит – не горит»
Воспитатель: Ну что, проверим?
(горит)
Воспитатель: Интересно, а загорится ли металлическая палочка? Давайте попробуем.
(не горит, но нагревается)
Воспитатель: Давайте сделаем вывод.
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель: Дерево горит, металл не горит, но нагревается.
Игровая обучающая ситуация
Воспитатель: Ребята, представьте, что гвоздь и карандаш пошли на прогулку к озеру, и решили перебраться на другой берег. Как им это сделать?
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель: Проведите этот опыт самостоятельно.
В ёмкости с водой
дети перевозят гвоздь на деревянной пластине.
Воспитатель: Кто из друзей будет ловить рыбу? Почему?
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель: Кто будет разводить костёр? Почему?
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель: На какой сковороде (деревянной или металлической) друзья будут жарить рыбу? Почему?
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель: Кто будет тушить костёр водой, а кто забрасывать землёй?
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь давайте поиграем и вспомним свойства дерева и металла.
Д/игра «Наоборот»
(с мячом)
Дерево шероховатое, а металл…
Металл тяжёлый, а дерево…
Дерево хрупкое, а металл…
Дерево горит, а металл…
Металл холодный, а дерево…
Дерево мягкое, а металл…
Воспитатель: Ребята, вот и закончились наши сегодняшние исследования. Что нового вы сегодня узнали?
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель: Какие трудности испытывали?
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель: Что было самым интересным и понравилось больше всего?
Дети отвечают на вопрос.
Воспитатель: Вы сегодня здорово потрудились, молодцы!