Лучший педагог года

Конспект НОД «Мой родной Саратовский край»

МАРИНА МАТЛЯЕВА КУЧМИНА
Конспект НОД «Мой родной Саратовский край»

Программное содержание:

Обогатить знания детей о природных зонах Саратовского края, его фауне и флоре, городах, реках, охраняемых памятниках природы.

Развивать у детей пространственное восприятие, произвольное внимание, мышление, память, речь, творчество, воображение.

Привлечь детей к совместной художественно-продуктивной деятельности, заинтересовать темой «Родной край».

Учить детей взаимодействию и общению.

Воспитывать аккуратность, желание сделать работу прочно и красиво.

Публикация «Конспект НОД „Мой родной Саратовский край“» размещена в разделах

Воспитывать патриотические чувства, желание беречь и приумножать природные ресурсы родного края.

Активизация словаря:

Правобережье, левобережье, лесостепь, степь, полупустыня, памятник природы, заказник, заповедник, дубрава, роща, бор, целебный родник, русло реки.

Предшествующая работа:

Серия занятий, бесед по знакомству с родным краем : городами, реками, народами, его населяющими, природными зонами, животным и растительным миром.

Знакомство детей с понятиями: «природные ресурсы», «полезные ископаемые», «природоохрана» посредством изучения физической карты России и Саратовской области.

Рассматривание иллюстраций в энциклопедии Саратовского края, чтение книг: Г. Соколов «Отцовы краски», В. Касьянов «Волшебник газ», Г. Г. Кученева, В. Л. Жаров «От первых цветов до белых снежинок».

Изготовление экологических плакатов: «Если ты сорвешь цветок…», «Мир природы в нашем доме».

Рисование, лепка из пластилина и соленого теста, аппликация по темам: «Природа родного края», «Подземные кладовые», «Животные нашей области», «Прогулка в лесу», «Степь», «Деревья на моей улице» и др.

Материалы к занятию:

Физическая карта России, карта-заготовка Саратовской области, готовые отдельные части природных зон, фишки с гербами городов Саратовской области, изготовленные ранее макеты стволов и кроны деревьев, фигурки животных и птиц, пластилин, бумага, клей, краски, кисти, фломастеры, салфетки, указка, магнитофон, запись музыки А. Вивальди «Времена года».

Ход занятия:

Дети свободно располагаются в группе.

Воспитатель подзывает детей к большой физической карте земного шара.

Воспитатель:

Меж болот из малого колодца

Ручеек, не умолкая, льется.

Неприметен чистый ручеек,

Не широк, не звонок, не глубок.

Перейдешь его через дощечку,

А глядишь – ручей разлился в речку…

Перед нею путь большой и долгий

Из лесного края в край степной.

И зовут ее рекою Волгой –

Матушкой, кормилицей родной.

Волга рекам Родины царица.

Ни одна не может с ней сравниться!

Так замечательно написал о реке Волге С. Я. Маршак.

- Сегодня на занятии нам с вами предстоит многое вспомнить и узнать о крае, в котором мы живем!

Воспитатель: Как называется наша Родина, ребята?

Дети: Россия.

Воспитатель: Посмотрите на карту. Вот она – огромная наша Россия.

Наша красавица Волга является одной из самых больших рек нашей Родины (показать на карте, много красивых мест, больших и малых городов на ней. И вот в одном месте по обоим ее берегам раскинулась наша Саратовская область.

Покажите на карте Саратовскую область? (Вызвать ребенка.)

Мы с вами много говорили о нашем родном крае, вы много знаете.

Почему наша область называется «Саратовская область»?

Дети: Потому, что главный город в ней – Саратов.

Воспитатель: Изучая свой край, мы рассматривали различные книги, иллюстрации, картины, карты. С такой большой картой России вы будете работать в школе, на ней наша Саратовская область такая маленькая.

Но карту родного края можно сделать и своими руками, чтобы изучать и закреплять знания.

Мы с вами начали делать такую карту. Я предлагаю сегодня еще потрудиться над картой.

Воспитатель: Подойдите сюда, ребята. (Воспитатель подводит детей к столам, на которых лежит большой планшет с изображением границ карты области и русла крупных рек.)

Здесь я нарисовала красным цветом границы нашей области.

Воспитатель: Отгадайте загадку:

Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе.

Узкий кончик – в роднике,

А широкий - в море.

Дети: Это река.

Воспитатель: Вот река Волга – она течет сверху вниз. Но в нашем крае много и других рек. И прежде, чем мы начнем собирать карту, надо закрасить русла рек синим фломастером. (Вызвать двух детей.)

Воспитатель: Мы с вами уже сделали отдельные части будущей карты, где с помощью пластилина обозначили природные зоны области. Назовите их.

Дети: Лесостепь, степь, полупустыня.

Воспитатель: Каким цветом мы их обозначили?

Дети: Лесостепь мы обозначили желто-зеленым цветом, степь – желто-коричневым, а полупустыню – оранжевым.

Воспитатель: Но у нас остался не законченным кусочек полупустыни. Я предлагаю Саше завершить эту работу. (Вызвать ребенка и отвести его на рабочее место.)

Воспитатель: Пока ребята работают, давайте вспомним –

Какие реки Саратовской области вы знаете?

Дети: Волга, Медведица, Хопер, Большой Иргиз, Малый Иргиз, Большой Узень, Малый Узень, Терешка, Алай, Карамыш, Елань и другие.

Воспитатель: Какие народы населяют нашу область?

Дети: Русские, украинцы, белорусы, татары, казахи, мордва, башкиры и другие.

Воспитатель: Какими полезными ископаемыми богата наша земля?

Дети: Нефть, природный газ, пески и песчаники, глина, цемент, мел, горючие сланцы, минеральные воды и другие.

Воспитатель: Давайте (СНОВА ПОСМОТРИМ НА КАРТУ!

Посмотрите, ребята, река Волга разделила нашу область на две большие части. Как они называются?

Дети: Правобережье и Левобережье.

Воспитатель: Как называется город, в котором мы живем?

Дети: Город Саратов.

Воспитатель: На каком берегу Волги находится наш город Саратов?

Дети: На правом берегу Волги.

Воспитатель: Давайте его обозначим фишкой. На этих фишках гербы различных городов нашей области. Найдите фишку с гербом города Саратова. (Дети находят нужную фишку.)

Воспитатель: Какие еще города есть в нашей области?

Дети: Энгельс, Балашов, Вольск, Хвалынск, Калининск.

- А моя бабушка живет в городе Петровск. (Энгельс)

- А я ездила с мамой и папой к дяде в город Маркс. Он тоже находится на Волге.

- А я была в лагере в городе Аткарске.

(Воспитатель находит фишки городов и выставляет их на макете.)

Воспитатель: (На карте я обозначила пластилином природные зоны нашего саратовского края. Схему- объяснение природных зон так в САРАТОВСКОМ КРАЕ 3 ПРИРОДНЫХ ЗОН ЛЕСОСТЕПЬ, СТЕПЬ И ПОЛУПУСТЫНЯ) Давайте вернемся к природным зонам : чем они отличаются друг от друга?

Дети: Каждая природная зона имеет свой климат, свой растительный и животный мир.

Воспитатель: Мы с вами уже слепили животных и птиц, живущих в нашей области из соленого теста, из пластилина, сделали из природного материала.

Воспитатель: А сейчас я приглашаю за этот стол, будем делать макеты деревьев. Отгадайте загадки и вспомните, какие деревья растут в нашем крае: Стоит Алена –

Платок зеленый,

Тонкий стан,

Белый сарафан.

Дети: Береза.

Воспитатель: Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год?

Дети: Ель, сосна.

Воспитатель: Схож с яичком теремок,

А в нем – будущий…

Дети: Дубок.

Воспитатель: Возьмите готовые «стволы» деревьев и подберите к ним «крону». Дорисуйте листья березы, дуба, сосны и соберите дерево.

(Пока дети самостоятельно работают, звучит музыка.)

Воспитатель: Все закончили работу? Тогда давайте немного разомнемся.

(Дети выполняют вместе с воспитателем движения по тексту.)

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зеленым лугом.

Шелестит листва над нами –

Вверх мы руки поднимаем.

Ветер стих – листва молчит,

Опускаем руки вмиг.

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились!

Дальше будем мы шагать,

Мир природы изучать!

Воспитатель: Давайте заселим природные зоны растительным и животным миром. Какие животные обитают в лесостепи?

Дети: Лоси, кабаны, зайцы, лисы, бобры, косули, олени…

Воспитатель: А какие птицы живут в этой зоне?

Дети: Дятлы, совы, скворцы, соловьи, соколы, утки…

Воспитатель: Кто живет в степи?

Дети: Суслики, тушканчики, лисы, корсаки, жаворонки, дрофы, стрепеты…

Воспитатель: А кто населяет полупустыню?

Дети: Грызуны, волки, корсаки.

(По мере ответов детей воспитатель вместе с детьми расставляет фигурки птиц и животных по зонам на карте.)

Воспитатель: К сожалению, ребята, многие растения и животные стали редкими. Чтобы сохранить их, создаются охраняемые памятники природы, заповедники, заказники, парки. Многие виды животных и растений занесены в Красную Книгу.

Почти в каждом районе нашей области есть охраняемые памятники природы.

В течении этого года я вас обязательно познакомлю с памятниками природы САРАТОВА И Саратовской области!

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какую красивую, интересную и полезную карту мы с вами сделали.

В дальнейшем мы будем дополнять ее другими материалами, чтобы еще лучше узнать свой Саратовский край, любить и беречь его природу.

Родное Поволжье, Саратовский край!

Прекраснее нет земли, так и знай!

Ведь здесь ты родился и здесь ты живешь,

И родиной эту ты землю зовешь!

Давайте любить природу, окружающую нас, любоваться ей, беречь её и главное помнить: на земле очень много замечательных мест, но роднее места, где мы живём НЕТ

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развлечение «Край полярный каменистый и родной навеки край» для старших дошкольников «КРАЙ ПОЛЯРНЫЙ – КАМЕНИСТЫЙ И РОДНОЙ НА ВЕКИ КРАЙ» Развлечение для детей старшего дошкольного возраста Задачи: 1. Закрепить представления.

Конспект занятия «Ты уникален, край Саратовский» .

Конспект НОД «Ты уникален, край Саратовский»Конспект НОД «Ты уникален, край Саратовский» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8» г. Балаково, Саратовская область Тема занятия:.

Конспект НОД «Мой родной край — Кузбасс»Конспект НОД «Мой родной край — Кузбасс» Конспект НОД во второй младшей группе «Мой родной край – Кузбасс». Цель: 1. Расширить кругозор детей о своём крае. 2. Прививать любовь к.

Конспект открытого занятия «Мой родной край» Цель: : Воспитание патриотических чувств и любви к своей малой родине у дошкольников. Формировать представления о родном поселке, его улицах.

Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию в средней группе «Край родной, навек любимый. Краснодарский край» Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию в средней группе. «Край родной на век любимый» Цель: Продолжать знакомить детей.

Конспект занятия в ДОУ «Мой край родной» Конспект НОД с использованием икт в подготовительной группе. Тема:«Мой край родной». Интеграция образовательных областей: «Коммуникация»,.

Методическая разработка «Саратовский край — край незабвенный» конкурс на лучшую методическую разработку «Мой родной край – люблю тебя, горжусь тобою» Выполнила: Волкова Екатерина Алексеевна Учитель.

Конспект НОД по патриотическому воспитанию в подготовительной к школе группе «Саратовский край — люблю тебя, горжусь тобой» Конспект НОД по патриотическому воспитанию подготовительная к школе группа. Тема: «Саратовский край - люблю тебя, горжусь тобой» Возраст:.

НОД «Ты уникален край Саратовский» Детский сад №1 «Тополек», структурное подразделение МОУ СОШ №2 р. п. Екатериновка, Саратовской обл. Районный заочный конкурс учебных и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Мой родной Саратовский край»
Опубликовано: 24 ноября 2019 в 12:52
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД