валентина гринченко
НОД по речевому развитию «Моя семья» для детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №10
Интегрированное занятие по речевому развитию
для детей среднего дошкольного возраста
«Моя семья»
Составила:
воспитатель средней группы
Гринченко Валентина Анатольевна.
г Миллерово 2019г.
Конспект НОД для детей среднего дошкольного возраста
«Моя семья»
Цель: Создание условий для ознакомления дошкольников с понятием семьи и семейных ценностей.
Задачи:
Публикация «НОД по речевому развитию „Моя семья“ для детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Темочки
Обучающие:
- систематизировать и уточнить знания о семье;
- активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье.
- упражнять детей в подборе прилагательных к существительным;
- закрепить умение работать с бумагой и клеем.
Развивающие :
- развивать речь путём расширения и активизации словаря, по теме «семья»;
- способствовать развитию логического мышления;
- закреплять умение развернуто отвечать на вопросы.
Воспитательные:
- воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи;
- воспитывать чувство гордости за свою семью.
Активизация словаря: существительные (сын, дочь, внук, внучка, прилагательные (любимая, дорогая, родная, глаголы (заботиться, любит, жалеет).
- закрепление словаря: мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, дружные, любимые, трудолюбивые, заботливые.
Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, социально-коммуникативное, познавательное развитие, художественно- эстетическое, продуктивное.
Методы и приё мы:
- игровая ситуация;
- беседа;
- индивидуальные задания;
- проблемная ситуация;
- педагогическая оценка;
- самооценка;
Оборудование: проектор, мяч, деревянный конструктор.
Демонстрационный материал:
Картинки с изображением семьи, дом, контурная схема домов.
Раздаточный материал: Макет семейного дерева, картинки с изображением домашних животных, деревянный конструктор.
Предварительная работа:
1. Заучивание фамилии, имени, отчества.
2. Рассматривание семейных фотографий.
3. Наблюдение и запоминание, какие обязанности, какую работу выполняют дома члены семьи.
4. Тематическая неделя «Моя семья»
5. Рисунки детей на тему «Моя мама»
6. Разучивание физ. минутки «Семейная зарядка
Индивидуальная работа: Владик Букша (рассказ о дедушке в основной части).
1. Вводная часть – 3 минуты.
а) привлечение внимания детей к ситуации;
б) словесная игра «Этот пальчик…»;
2. Основная часть – 15 минуты
а) беседа о семье;
б) рассматривание картинок с изображением семьи;
в) словесные игры с детьми: «Какая у тебя семья», «Скажи наоборот», «Заселим дом»;
г) аппликация «Семейное дерево»
д) конструирование «Домик для животных».
3. Зключительная часть – 2 минуты
а) обобщение воспитателя;
б) анализ занятия;
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята посмотрите, что это лежит?
Дети: Рукавичка.
Воспитатель: А зачем она нужна?
Дети: Надевать на ручки. Что бы было тепло.
Воспитатель: Ребята рукавичку кто то потерял. А кто-то в ней даже живёт!
Дети: Пальчики.
Воспитатель: Покажите свои пальчики. Хотите с ними поиграть.
(игра – этот пальчик дедушка и т. д.) Ребята про что эта игра?
Дети: Про семью. Рукавичка это домик для пальчиков.
Воспитатель: Да ребята, правильно. Семьи бывают разными большими и маленькими.
Маленькая семья это когда мама,папа и ребёнок. А большая это когда мама, папа, дети, бабушка и дедушка.
000Вывод: Семья – это дом. Семья – это мир, где царит любовь, дружба. Семья – это самое дорогое, что есть у каждого человека.
Воспитатель:
- А вы хотели бы узнать больше о семье, и рассказать о своих семьях. (садятся)
- Ребята посмотрите, перед нами стоит домик, что за домик тут стоит. Давайте его рассмотрим, повторяйте за мной!
У дома есть крыша (Руки треугольником над головой)
У дома есть окно (Показываем с помощью пальчиков прямоугольник).
У дома есть дверь (Ладони перед грудью)
А в двери есть замок: (Скрестили пальцы ладоней в кулак).
Кто его открыть бы смог? (Покружили скрещенными в замок пальцами)
Тук – тук-тук, тук-тук-тук, открывайте – я ваш друг (Кулачком стучат по ладони)
Воспитатель: Что-то никто не открывает, постучу ещё разок.
Но он пустой, в нём никто не живёт. Давайте поселим в этот дом семью.
- Кто самый старший в ваших семьях? (Бабушка, дедушка)
- А какая она бабушка?
- Как можно назвать бабушку ласково?, мы знаем игру про бабушку. Ребята давайте поиграем.
Ладушки-ладушки, где были у бабушки.
Ау бабушки ладони, все в морщинки собраны.
Ау бабушки ладони добрые, добрые.
По кудрям тебя погладят добрые ладони.
С любой печалью сладят добрые ладони.
Подуем на ладошки,прогоним печаль
- А как можно дедушку назвать ласково?
Воспитатель: Ребята Владик приготовил нам рассказ о своём дедушке
Воспитатель:
Жили-были в нашем доме бабушка и дедушка. Вот мы и видим начало новой семьи.
- А ещё какие близкие люди есть в вашей семье?
- Что умеет делать мама (игра с мячом)
- Что умеет делать папа?
Давайте заселим маму и папу в наш дом.
- Ребята, а кого ещё нет в нашем доме? Конечно детей. Какая же семья без ребятишек.
- Скажите, какие должны быть дети? (дружными, заботливыми, внимательными, весёлыми)
Вот теперь в нашем доме появились дети.
Вывод: У нас получилась целая семья – большая и дружная.
Воспитатель: Семья - это люди, которые живут вместе и любят друг друга, ухаживают друг за другом, помогают друг другу:
Игра: «Скажи наоборот»
Дедушка старше, а папа … (моложе)
Мама моложе, а бабушка … (старше)
Папа выше, мама … (ниже)
Папа большой, а сын … (маленький)
Воспитатель:
- Вы уже много рассказали о своих семьях. А сейчас мы будем делать семейное дерево.
- Подойдите к столам.
- Что нарисовано у вас на листах? (дерево)
- Я, разместила свою большую семью вот на этом дереве. (Показ)
Видите, корни дерева, это бабушки и дедушки. Так как они самые старшие в семье. А вот толстые веточки – это ваши мамы и папы. Тонкие веточки – это вы, ваши братья и сёстры. На столах у вас лежат фотографии ваших родных. Мне хочется, чтобы каждый из вас сделал своё семейное дерево.
Сначала намазываем сердечко с обратной стороны и приклеиваем его на дерево. Не забывайте прижать его салфеткой. Приступаем к работе.
Вывод: Приятно посмотреть на ваши счастливые семьи. Ребята у вас у каждого есть семья. У кого-то большая, у кого-то поменьше. Но в каждой семье вас любят и о вас заботятся.
Словесная игра: «Какая у тебя семья» (дети проговаривают какая у него семья) Большая, маленькая, дружная, заботливая, трудолюбивая, веселая, добрая, крепкая, здоровая и т. п.
Воспитатель: - Все должны любить и уважать своих родных – мам, пап, бабушек, дедушек, сестренок, братишек.
Воспитатель: Ребята, семья должна быть не только дружной, весёлой, но и здоровой. А для этого нужно делать зарядку.
Физминутка «Семейная зарядка»
Осенью, весною, летом и зимой.
Мы во двор выходим
Дружною семьёй (маршируют на месте)
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку (взявшись за руки, образуют круг)
Мама руки поднимает (руки вверх и вниз)
Папа бодро приседает (приседания)
Повороты вправо- влево
Делает мой братик Сева (руки на пояс, повороты всем корпусом)
А я сам бегу трусцой
И качаю головой (бег на месте и наклоны головой в стороны)
Молодцы. Хорошо отдохнули.
Воспитатель: Ребята, но семья бывает не только у людей, но и у животных тоже. Посмотрите, детёныши потеряли своих родителей. Давайте поможем найти каждому детёнышу свою семью. (игра найди семью)
Кто это у тебя? Как зовут маму козлёнка? Даша, чью семью ты собрала?
Молодцы! Как хорошо справились.
Как вы думаете, что чувствуют цыплята рядом с петухом и курицей? Правильно и животные и птицы испытывают чувство радости, когда находятся в окружении семьи.
Воспитатель: Ребята я узнала, что нашим животным негде жить, как мы можем им помочь? (проблемная ситуация)
Дети: Построить дом из конструктора.
- Присаживайтесь, здесь разложены детали дома. Их надо сложить таким образом, чтобы у вас получился красивый дом.
( Инструкция: сначала найдите основу дома - прямоугольник, затем крышу - треугольник)
Итог занятия:
Какие молодцы! Вы очень постарались.
Воспитатель: Ребята а что же делать с рукавичкой?
(предположения детей) Правильно ребята её нужно разместить в наш уголок для «Потеряшек» и тогда хозяин обязательно найдётся!
- Ребята, давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили? (о семье)
- Что такое семья? (папа, мама, бабушка…. и т. д)
- Какие семьи бывают? (большие и маленькие)
Воспитатель: Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали.
За то, что вы так старались любимые бабушки приготовили для вас угощенье!