Марина
Тематическая прогулка «Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание организованной деятельности детей.
Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно – исследовательская.
Цели.
Воспитательные: воспитывать у детей постоянный интерес к родной природе, развивать умение наблюдать; формировать у детей гуманные отношения к представителям растительного и животного мира, бережное отношение к природе.
Образовательные: закреплять у детей знания об особенностях внешнего вида насекомых, чем они питаются.
Публикация «Тематическая прогулка „Насекомые“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Прогулка. Наблюдения за насекомыми
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Темочки
Рассказать детям, какую пользу приносят насекомые человеку.
Рассказать, что муха – вредное насекомое, переносчик различных заболеваний.
Коррекционные: развивать у детей зрительное внимание и восприятие, память, логическое мышление.
Закреплять у детей навыки связной речи, грамматический строй речи, развивать фонематические представления.
Развивать у детей мелкую моторику рук, координацию движений и согласование движений с речью.
Планируемые результаты: дети проявляют любознательность и интерес к наблюдениям; поддерживают беседу, высказывают свою точку зрения; выражают положительные эмоции при общении с природой.
Предварительная работа.
Рассматривание насекомых на иллюстрациях, в живой природе.
Чтение произведений художественной литературы о насекомых; заучивание стихотворений и загадок о насекомых.
Работы по изобразительной деятельности на тему: «Насекомые».
Организация наблюдения.
Наблюдения проводятся на прогулке в период поздней весны. Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы:
Какое сейчас время года?
Какие изменения произошли в природе?
Каких насекомых они знают?
Каких насекомых мы встречали на участке группы?
«Когда в душистом сосняке присядешь на пеньке,
Внимательно вглядись вокруг – ты многое заметишь, друг!
Личинку тащит муравей, спешит куда – то меж корней большой сосны.
На толстый сук уселся золотистый жук.
Порхает лёгкий мотылёк, пьёт хоботком душистый сок,
И собирает мёд пчела. Все заняты, у всех дела!
Мой друг, внимательно вглядись,
Волшебную увидишь жизнь!»
Воспитатель предлагает детям найти насекомое на участке и составить «Описательный рассказ» о нём. Рассмотреть части тела (голову, грудь, брюшко, крылья, усики). Воспитатель напоминает детям о том, что составлять описательный рассказ о насекомом нужно только, наблюдая за ним, не беря его в руки, можно прочесть о нём стихотворение или загадать загадку. Дети рассказывают о насекомых, которых наблюдали на участке, загадывают о них загадки:
«Он работник настоящий, очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом из хвоинок строит дом». (Муравей).
«Спал цветок и вдруг проснулся: больше спать не захотел,
Шевельнулся, встрепенулся, взвился вверх и улетел». (Бабочка).
«Одежды не шью, а ткань тку». (Паук).
«Очень маленький на вид, надоедливо звенит,
Прилетает вновь и вновь, чтобы выпить нашу кровь». (Комар).
«У этих жуков красные платьица в чёрный горох.
«Всех жучков она милей, спинка алая у ней.
А на ней кружочки – чёрненькие точки». (Божья коровка).
Дети отвечают, воспитатель следит за речью детей, за правильным и чётким произношением всех звуков, за правильным построением предложений.
Воспитатель задаёт детям во время ответов дополнительные вопросы:
Какую пользу приносят человеку пчёлы? (Пчёлы дают мёд, а мёд – это витамины, лекарства, еда).
Какой жук носит название того месяца, в котором появляется? (Майский).
Как узнать за приближением дождя, наблюдая за муравейником? (Перед дождём муравьи прячутся в муравейник и закрывают все ходы и выходы в него).
1. Какое насекомое жалит, а после этого погибает? (Пчела).
2. Какие насекомые очень трудолюбивы? (Муравьи).
3. У какого насекомого коленки повернуты назад? (У кузнечика).
4. У какого насекомого уши расположены на ногах? (У кузнечика).
«Упражнения для пальчиков» - (это упражнение способствует зрительно – моторной координации):
Я весёлый майский жук, знаю все сады вокруг.
Над лужайками кружу, а зовут меня Жу - жу.
(Сжать кулачок, указательный палец и мизинец развести в стороны – «усы» и пошевелить ими).
Не кусай комарик злой! Я уже бегу домой.
(Сжать ладошку в кулачок - указательный палец вперёд - «хоботок». Мизинец и большой пальцы, расслабив опустить вниз – «лапки»).
Пчела села на цветок, пьёт она душистый сок.
(Вытянуть указательный палец правой руки и вращать им, затем тоже – пальцем левой руки).
Рассказ воспитателя: «И муравей, и божья коровка, и стрекоза, и кузнечик, и бабочка – насекомые. Называются они так потому, что у многих из них, словно глубокими насечками, тело разделено на несколько частей.
Как передвигаются насекомые? Они умеют ползать, ходить, летать, плавать, прыгать и бегать. Многие насекомые способны ползать вниз головой, помните загадку про муху: «Кто над нами вверх ногами»?
А чем питаются насекомые? Большинство из них с удовольствием поедают зелёные листочки, стебли и молодые побеги растений. Некоторые насекомые питаются созревшими плодами, опавшими листьями и хвоей. Жуки – точильщики и древоточцы едят древесину и кору деревьев. Есть в природе и насекомые – хищники, которые охотятся на других насекомых.
Как же насекомые спасаются от врагов? Некоторые насекомые с виду похожи на растения. Такая маскировка позволяет им быть незаметными для врагов. Часто природа дарит им защитную окраску (кузнечики или гусеницы). Когда они неподвижно сидят на зелёной травинке, то их и не заметишь! Некоторые гусеницы напоминают свёрнутые в трубочки сухие листья или обломки веточек и сучков. Иногда насекомые имеют отпугивающую окраску. На крыльях бабочек нарисованы яркие пятна и пёстрые узоры, когда бабочка взлетает, расправив крылышки, то может испугать врага. Многие насекомые имеют острое жало, которым они прокалывают кожу врагов и выпускают в ранку яд. Эти насекомые, обычно, раскрашены в жёлто – оранжевый и чёрный цвета: оса, шмель, пчела. Несъедобные для птиц божьи коровки, в случае опасности, выпускают едкую пахучую жидкость. А жуки - солдатики «скопировали» у божьих коровок ярко – красную окраску спинки и чёрные точечки на ней. Птицы избегают склёвывать их, думая, что жучки невкусные».
Воспитатель предлагает детям дать сравнительную характеристику отличительных особенностей бабочки и стрекозы, проводится Дидактическая игра «Что общего и чем отличаются друг от друга» по плану:
1. Как называется насекомое?
2. Внешний вид, особенности строения частей тела (крылья, глаза, усики).
3. Чем питается? (На кого охотится)
4. Где и как проводит зиму?
5. Какую пользу (или какой вред) приносит людям и растениям?
Дети отвечают, воспитатель следит за речью детей, за правильным построением предложений, за использованием в рассказе не только простых, но и сложных предложений.
Воспитатель обобщает ответы детей:
«У бабочки две пары крыльев, покрытых мелкими чешуйками. Поэтому бабочек называют чешуекрылыми. Тело бабочек тоже покрыто чешуйками и волосиками. У этих насекомых короткие усики и большие глаза. Спирально свёрнутый прозрачный хоботок бабочки – её рот. Когда бабочка пьёт капельки нектара, хоботок разворачивается, а потом опять сворачивается спиралью. Перелетая с цветка на цветок, бабочки собирают нектар и опыляют растения. Бабочки откладывают яички в почву, в ткани растений. Через некоторое время из яичек появляются личинки – гусеницы. Гусеницы очень прожорливы: они грызут листья и стебли растений, поедают сочные плоды или питаются другими насекомыми, например, тлями. Потом гусеницы сбрасывают шкурку и окукливаются. Через некоторое время куколки разрываются на границе усиков с крыльями и головы с грудью, и через образовавшиеся щели выбирается на волю уже взрослая бабочка.
Бабочки не только украшают наши луга и поля, но и приносят человеку пользу. Бабочки тутового шелкопряда, которые питаются листьями тутового дерева, дарят людям тончайшие нити, из которых получают натуральный шёлк».
«У стрекозы четыре сетчатых крыла, длинное, стройное брюшко. Стрекоза летает быстро, ловко, увёртливо, а её удлинённое тело, словно руль, помогает ей сохранить нужное направление в полёте. Её огромные глаза облегают голову почти со всех сторон и помогают крылатой красавице высматривать добычу. Усики у стрекозы короткие, почти не заметные. Это значит, обоняние у этих насекомых слабое.
Стрекоза – хищное насекомое. Она питается маленькими мошками, ловит комаров и жуков, схватывает их цепкими ногами в воздухе и поедает прямо на лету. Свои личинки стрекозы откладывают в воду, где личинки зарываются в ил. Они быстро растут, по стеблям водорослей и трав выползают из воды, сбрасывают шкурку и превращаются в молодую стрекозу.
Осенью, когда воздух становится холоднее, корма становится меньше, стрекозы прячутся под сухой листвой, забиваются в щели коры или в старые гнилые коряги и спят до весны».
Воспитатель заканчивает наблюдения словами: «Куда бы мы ни пошли – в сад, на луг, в лес – всюду нас окружают насекомые. Ползает в траве жук, вьются над цветами пчёлы и бабочки, стрекочут кузнечики, шуршат крыльями стрекозы.
Многие насекомые приносят и лесам, и человеку большую пользу.
Бабочки тутового шелкопряда дают людям тончайшие нити, из которых получают натуральные шелка.
Муравьи уничтожают тлей и других вредных насекомых, разносят по лесу семена лесных растений.
Трудолюбивые пчёлы опыляют цветы и дарят нам сладкий мёд, душистый воск, и лекарственное вещество – прополис.
Насекомыми питаются многие рыбы, птицы и целый отряд млекопитающих, которые называются насекомоядными – ежи, кроты.
Среди насекомых есть и вредители, которые приносят вред, поедая листья и стебли растений, прогрызая корни и древесину кустов и деревьев, уничтожая посевы: саранча, колорадский жук, жуки – короеды, но с ними неплохо справляются наши пернатые друзья – птицы. Комары, мошки, слепни, клопы, мухи – очень вредные насекомые! Они летают по свалкам и помойкам и на своих лапках переносят болезнетворных микробов и яйца глистов. Поэтому лучше затягивать форточки на окнах сеткой и главное, чтобы дома была чистота.
Но всё равно – все люди должны знать, что нельзя обижать ни маленького жучка, ни кузнечика, ни бабочку – пусть они живут и радуют нас!».
Воспитатель предлагает детям запомнить небольшое стихотворение:
«Ползи себе, букашечка, не трону, не обижу.
Пускай тебе покажется, что я тебя не вижу». (Г. Ладонщиков).
Подвижная игра - упражнение на координацию речи с движением:
1. «Утром бабочка проснулась, улыбнулась, потянулась!
Раз – росой она умылась; два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела, на четыре – улетела!»
2. «Вот какая стрекоза – очень круглые глаза.
(Руки в стороны, затем круговые движения кулачков на уровне глаз).
Вертится как вертолёт: вправо, влево, взад, вперёд».
(Руки в стороны, движения вокруг своей оси, затем руки на пояс, наклоны).
3. «Поднимайте плечики, прыгайте, кузнечики!
Прыг – скок, прыг – скок; сели, сели,
Травушку покушали, тишину послушали,
Выше, выше, высоко, прыгай на носках легко!»
(Энергичные движения плечами, приседания, прыжки на месте).