алёна корнейчук
Конспект НОД по обучению грамоте «Звуки и буквы»
▼ Скачать + Заказать документы
ЗВУКИ И БУКВЫ.
Цели: Познакомить: - с понятием звуки и буквы; - дать понятие гласный звук, согласный звук; - с обозначением звуков на письме.
Все, что мы произносим, читаем, пишем, как это называется?
(Наша речь).
Из чего состоит наша речь? (из слов)
А слова? (из звуков)
Звуки мы произносим и слышим.
А буквы мы видим, пишем и читаем.
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте „Звуки и буквы“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2016
Звуки бывают гласные и согласные.
Гласные звуки. Гласные звуки разные, но очень дружные, все они любят петь. Голоса их звучат красиво и звонко. Давайте вместе споем эти звуки! - АУОИЭЫ.
Воздух свободно идет через рот, Нет препятствий разных Голос зовет, голос поет. Звук получается гласный.
Гласные звуки всегда обозначаются красным цветом.
Игровое упражнение «Назови картинки»
( Карточка с картинками: утка, игла, очки, автобус)
Согласные звуки.
Согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Согласные звуки петь не умеют, не любят. Согласные звуки мы произносим при помощи губ, языка, зубов, нёба, при их произношении есть преграда. Они произносятся коротко. Одни звонко, других глухо. Одни твердо, другие мягко. Посмотрите на них. Какого цвета их наряд? (ответы детей).
Если согласный звук твердый, то он надевает синий наряд, а если мягкий, то тогда – зеленый. Посмотрите, есть согласные звуки, у которых в наряде есть и синий и зеленый цвет. Что это значит, как вы думаете, ребята? (предположения детей).
Это значит, что звуков два : и, твердый, и мягкий. Таких звуков много, посмотрите (педагог показывает звуки на доске).
Но есть звуки, которые или только твердые и мягкой подружки у него нет. Или наоборот, только мягкий звук, а твердой подружки нет.
Давайте назовем только твердые звуки (воспитатель показывает, и все хором называют звуки) - [ж][ш][ц].
А теперь назовем только мягкие звуки - [ч’][щ’][й’].
Посмотрите, у мягких звуков есть справа вверху вот такая запятая. Она указывает на то, что звук мягкий. Это запятая называется апостроф.
Игровое упражнение «Назови картинки» Какие слова начинаются с твердого, а какие с мягкого звука?
( Карточки- картинки: рубашка, ремень, белка, барабан, лампочка, лист)
Педагог уточняет у детей, чем отличаются гласные звуки от согласных?
(когда мы произносим гласные звуки нам не мешают губы и зубы, а согласные встречают на своем пути преграду).
Физкультминутка У детей карточки с буквами. Бегают врассыпную, по сигналу – разделиться на 3 команды: гласные, твердые согласные и мягкие согласные. Три домика: синий, зеленый, красный.
Напомнить, что гласные звуки обозначаем красным цветом, а согласные – синим или зеленым цветом.
Игровое упражнение «Найди картинку» Обведи картинки, названия которых начинаются на гласный звук красным цветом, а на согласный - синим.
( Карточки с картинками: топор, ручка, окно, полотенце, лук)
Обведи картинки, названия которых заканчиваются на гласный звук красным цветом, а на согласный - синим.
( Карточки с картинками:игла, мяч, утка, зонт)
Ребята, мы все можем услышать звук, а можно ли его увидеть?
Звуки обозначаются на письме буквой. И на следующем занятии мы с вами начнем знакомиться с буквами.