Люба Гордылева
НОД по познавательному развитию «По тропам родного края» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по познавательному развитию
на тему:
Разработал:
Воспитатель группы№9
МАДОУ детский сад №72
Гордылева Л. П.
Цель: Расширить представления детей о городах Саратовской области и о Хвалынском заповеднике.
Задачи:
Продолжать совершенствовать умения детей называть города, реки, животный мир Саратовской области;
Публикация «НОД по познавательному развитию „По тропам родного края“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
Активизировать речь детей, совершенствовать знания о муравьях и умение составлять небольшой описательный рассказ о животных,живущих в Хвалынском заповеднике;
Совершенствовать знания о роднике и о свойствах родниковой воды;
Воспитывать у детей любовь к своей малой Родине, чувство патриотизма, гордости; воспитывать интерес к истории родного края, желание узнать что-то новое.
Предварительная работа: разучивание стихотворений о родном крае, чтение книг, загадок, беседа о ландшафте родного края, беседа о животных Саратовской области, изготовление карты Саратовской области и лесных знаков.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Виды деятельности: игровая, познавательно- исследовательская, восприятие художественной литературы, двигательная.
Форма организации: групповая
Материалы и оборудование: имитация воздушного шара, карта Саратовской области, стаканы, поднос, минеральная питьевая вода., изображение тропинки, родника, муравейника, деревьев, картинки с достопримечательностями города Балаково,Хвалынска, животных, скамейка, фонограмма музыки леса, атрибуты для гостей-артистов,лесные знаки, обруч с ленточками синего и жёлтого цвета.
Ход
Организационный момент. Мотивация
Ребята, посмотрите, какой замечательный сегодня день, солнышко нам улыбается. Давайте поприветствуем гостей.
Этюд приветствие.
«Здравствуй небо голубое!
Здравствуй солнце золотое!
Здравствуй матушка – Земля!
Здравствуйте мои друзья!»
Стук в дверь. Появляются бродячие артисты (двое детей в костюмах) под музыку, показывают несколько упражнений и останавливаются и спрашивают детей : Куда мы попали? (в детский сад) В каком городе он находится (в Балаково) Вот,здорово! Мы, ведь, здесь ни разу не были! Мы бродячие артисты, путешествуем и выступаем в разных городах мира! В Балаково мы впервые! Вы можете нам рассказать о своём городе и других городах вашей малой Родины. ?
Основная часть
- Ребята, что будем делать? (рассказывать) Тогда давайте нашим гостям сначала покажем карту саратовской области, которую мы с вами сделали своими руками. Назовите города Саратовской области (Балаково, Маркс, Энгельс,Балашов, Хвалынск,Саратов,Вольск.)
-Какая река протекает в нашем крае (Волга) На какие две части река Волга делит нашу Саратовскую область? (левый и правый берег) На каком берегу мы с вами живём? (на левом)
-Расскажите,ребята, нашим гостям почему одна часть карты раскрашена коричневым цветом,а другая зелёным (на левом берегу расположена низменность,а на правом холмы, овраги, оползни.) Молодцы!
- предлагаем нашим гостям рассмотреть несколько фото с достопримечательностями города Балаково поиграть в игру «Что лишнее?». Вам понравился наш город (дети читают стихи о городе Балаково)
- А теперь мы познакомим вас ещё с другим городом,который находится на правом берегу. Как же нам добраться до него, на чем (на теплоходе,на автобусе) А, я вам предлагаю необычный воздушный транспорт – воздушный шар! Занимайте все места! Пока мы летим, давайте расскажем стихотворение о Родине (дети читают стихи о Родине) Прилетели! Нас встречает город Хвалынск. (дети читают стихотворение о Хвалынске и рассматривают фото с достопримечательностями)
- Жемчужиной Саратовского края называют Хвалынский район. Есть в нем удивительный по красоте национальный парк «Хвалынский». Здесь находятся самые высокие горы Приволжской возвышенности, а так же кристально-чистые родники. И сейчас мы отправимся в Хвалынский национальный парк. Но, сначала давайте вспомним все правила, которые нужно выполнять в лесу. Для этого нам помогут вот эти знаки,которые мы с вами нарисовали. Расскажите, нашим гостям, что они означают. (нельзя шуметь, разорять гнёзда и муравейники, оставлять мусор после себя, затушить костёр, если разжигали)
Дети и гости идут в лес по извилистым тропам (нарисованные) и холмам (скамейки с ребристой поверхностью) По пути встречают деревья, собирают листья и играют в игру «От какого дерева листочек»(от клена – кленовый, от дуба – дубовый, от ели – еловый, от рябины – рябиновый) и встречают по дороге муравейник. (изображение муравейника на мольберте,с открывающим окошком. За ним нарисованы ходы муравьёв) отгадывают загадку о муравейнике.
-Город, в котором жильцов миллион,
Город, в котором всего один дом.
Город за деревом спрятался с юга,
Похожи жильцы в нём всегда друг на друга
Появляется за мольбертом муравей –игрушка и беседует с детьми
Ребята вы знаете как устроен муравейник снаружи, из чего строят его муравьи? (Из хвойных иголок, кусочков коры, веточек, стебельков).
- Какой высоты бывают муравейники? (Высота муравейника бывает иногда более метра.)
- Как устроен муравейник внутри?
(Открывается внутренняя часть картины, и дети видят множество входов и выходов, «комнат» и коридоров. Педагог и дети обсуждают, для чего они нужны муравьям.)
- Чем занимаются муравьи на картине? ( Муравьи большие труженики: один тащит веточку больше себя, другой – личинку, два муравья волокут третьего – больного.)
- Почему муравьёв называют санитарами леса? (Они поедают мелких гусениц, уничтожающих растения, больные гнилью и плесенью растения, которые заражают лес.)
- Для чего муравьям нужны усики? (У муравья плохое зрение, но, шевеля усиками, муравей обнюхивает и ощупывает все встречные предметы. По запаху муравьи узнают дорогу к муравейнику.)
- Почему муравья называют самым сильным животным? (Он может тащить груз, который по весу превышает его собственный.)
- Как ведут себя муравьи и зимой? (Поздней осенью жизнь муравейника замирает. Его обитатели забираются в глубокие подземные камеры и, сбившись в большой ком, засыпают. Весной, когда растает снег и землю прогреет солнце, муравейник снова оживает.)
Дети продолжают путешествие, на их пути поляна с загадками «Отгадай и расскажи о животных родного края»
- Мы на полянке, предлагаю присесть отдохнуть,отгадать загадку и рассказать нашим гостям о животных нашего края (описательный рассказ по схеме с использованием наглядных картинок)
- На территории парка встречаются заяц-русак, бобр, лисица, волк, барсук, хорьки лесной и степной, европейская норка, лесная куница, лось, косуля, кабан. Довольно богата орнитофауна парка. Из пресмыкающихся обитают гадюки обыкновенная и степная, обыкновенный уж, прыткая и живородящая ящерицы.
1. Хвост пушистый, мех золотистый,
в лесу живет, в деревне кур крадет (лиса)
дети составляют описательный рассказ о лисице
2. Есть Есть на речках лесорубы
В серебристо-бурых шубах.
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины. (бобры) описательный рассказ о бобрах999(
3. Не мышь, не птица в лесу
На деревьях живёт и орешки грызёт. (белка)- встречается ли в наших краях белка (нет)
4. Кто это бредет опушкой?
Не простая я зверушка.
Грозный вид, рога ветвями,
Гордо топает ногами.
С виду добрый и спокойный,
Только злить меня не стоит.
Шутки в сторону отбрось,
Коль стоит пред тобой – (Лось).
Описательный рассказ о лосе
5 Летом в сером он гуляет,
В зиму шубку поменяет.
Если цветом снега стать,
Проще от лисы сбежать (заяц)
Описательный рассказ о зайце
У нас ещё осталось много других животных, о них мы расскажем в следующий раз.
-Отдохнули! Пора возвращаться домой! Мы пойдем другой тропой! По пути встречают родник! (рассказ воспитателя о роднике)
-. Родник— естественный выход подземных вод на земную поверхность на суше или под водой (подводный источник). Вода из родника по сути является такой же, как вода из колодца или артезианской скважины, но отличается своей способностью самостоятельно выходить на поверхность почвы. Следует отметить, что именно родниковая вода считается одной из самых чистых, что имеет под собой вполне обоснованное объяснение - ведь чтобы пробиться на поверхность воде нужно пройти через слои почвы, песка и камней, в результате чего происходит её естественная фильтрация. При этом вода из подземных ключей сохраняет все свои полезные свойства, является "живой" и насыщенной кислородом, бывает не только пресной, но и минерализированной. Издавна людьми замечено, что родниковая вода не только вкусная и хорошо утоляет жажду, но также обладает и целебными свойствами. К сожалению, не всякая родниковая вода полезна - некоторые источники не обладает никакой ценностью, а и есть такие, пить из которых не следует вообще.
- Предлагаю детям взять одноразовые стаканчики,набрать немного воды и назвать свойства воды и отметить какая вода в роднике – холодная,чистая, прозрачная, вкусная…
Дети и гости возвращаются на воздушном шаре домой в родной город. - Спасибо вам ребята (гости благодарят детей за интересное путешествие.) Нам пора отправляться, нас ждут в других городах. (под музыку уходят)
Рефлексия
-Ребята, вам понравилось путешествие (дети рассказывают что понравилось) Посмотрите, нам гости оставили весёлую карусель (обруч с ленточками синего и жёлтого цвета)если вам было интересно сегодня путешествовать вы возьмите жёлтую ленточку, а если не очень –синюю.
-Молодцы! Путешествие наше подошло к концу,но мы не побывали ещё в других городах нашей малой Родины. В следующий раз нас ждёт другое путешествие!