Алла Кирсина
НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования «Удивительные свойства магнита»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно-образовательной деятельности (НОД) по познавательному развитию с элементами экспериментирования (интегрированная познавательно-исследовательская деятельность) в подготовительной к школе группе. «Удивительные свойства магнита»
Цель: развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнита.
Задачи:
Познавательные:
• Повышать уровень познавательной активности и интеллекта детей, расширять кругозор.
• Знакомить детей с понятием «магнит»
• Формировать представления о свойствах магнита
Публикация «НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования „Удивительные свойства магнита“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2016
• Развивать умения выдвигать гипотезы и предположения, анализировать сопоставлять различные факты, делать выводы и заключения.
• Активизировать знания об использовании свойств магнита человеком
Коммуникативные:
• Продолжать формировать навык диалогического общения. Вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие со сверстниками и педагогом
• Обогащать словарь детей определениями.
Социальные:
• Воспитывать любознательность, логическое мышление, сообразительность, умение внимательно слушать своих сверстников, стремление поделиться своими знаниями с окружающими
• Поддерживать хорошее настроение, заинтересованность в общей работе
в получении результата.
Безопасность:
• Продолжать знакомить детей с правилами безопасного поведения в экспериментальной деятельности при проведении опыта в
«лаборатории».
Предварительная работа:
• Рассматривание энциклопедий о магнитах.
• Просмотр 31 серии мультфильма «Смешарики».
• Дидактическая игра «Подбери определения к предмету»
Оборудование:
Демонстрационный материал:
• Большой магнит.
• Мультимедийная презентация «Удивительные свойства магнита».
Раздаточный материал:
• Магниты и предметы из разных материалов (деревянный карандаш, пластмассовая пуговица, резиновый ластик, металлические скрепки и пластинки, монеты достоинством 1 коп., 5 коп. ; алюминиевые ложки, предметы из золота и серебра).
• Фишки красного и синего цвнта для деления на подгруппы.
• Стаканы с водой и скрепками, магнитики – удочки на каждого ребенка (подгруппа 6 человек)
• Магниты и бумажные машинки на каждого ребенка (подгруппа 6 человек)
НОД:
Воспитатель:
- Дети, сегодня Лосяш приглашает к себе в гости в лабораторию. Не раз мы с вами бывали в лаборатории, исследовали песок, камни, лед. Вот и сегодня мы попали в лабораторию по приглашению одного из смешариков, к Лосяшу. Давайте вспомним, как нужно вести себя в лаборатории…
Воспитатель:
- Дети, смотрите, Лосяш принес вам предмет похожий на подкову. Что это такое?. Давайте вместе с Лосяшем исследуем магнит и поэкспериментируем с ним:
• Какой магнит?. (дети исследуют, рассказывают).
• Что еще в нем вас заинтересовало?
• Верно, магнит притягивает предметы. Как вы думаете, почему он их к себе притягивает?.
Воспитатель:
- Действительно, в магните есть специальные частички, которые к себе притягивают предметы. Давайте поэкспериментируем с магнитом. У вас на тарелочках лежат предметы. Они сделаны из разных материалов, из каких? (из дерева, стекла, резины, пластмассы, ткани, поролона, металла – латунь и аллюминий). Вам нужно поднести магнит по очереди ко всем предметам и выбрать те, которые он притянул к себе.
Дети выполняют задание.
Воспитатель:
- Расскажите, что вы делали, и что у вас получилось? (ответы детей). У вас есть предметы, сделанные из золота, серебра, алюминия это тоже металлы, что можно сказать про них?
Дети экспериментируют и делают вывод: магнит не притягивает эти металлы.
1 свойство. Магнит - это кусок железа или стали обладающий способностью притягивать металлические предметы. Но магнит притягивает только некоторые металлы (железо, сталь, никель, другие металлы не притягивает (золото, серебро, алюминий).
Воспитатель:
- Где можно использовать это свойство?.
- Дети, что такое магнит и откуда он взялся?.
Воспитатель:
- Послушайте легенду: «Однажды пастух по имени Магнус, бродя по полю, наткнулся на камни. Эти камни притягивали к себе железный наконечник его палки и притягивали гвозди, которые были в сапогах у пастуха. Когда пастух снял сапоги, он увидел, что босые ноги не притягиваются к камням. Магнус понял, что эти странные камни не признают других материалов кроме железа. Тогда пастух взял с собой несколько таких камней домой и удивил своих соседей. Сначала эти камни называли камнем Магнуса, а через некоторое время просто магнит. Там, где магнитные камни обнаружил Магнус, стали добывать железную руду и стали делать магнит».
Я предлагаю вам вернуться в лабораторию Лосяша и познакомиться с другими свойствами магнита.
1 опыт «Очисти водоем с помощью магнита».
Воспитатель:
- На столах стаканчики с водой- это водоемы. Вам нужно поднести магнит к внешней стороне стаканчика на уровне железных предметов, после того как вы подцепите предмет, медленно двигаете магнитом по стенке стакана вверх, пока не появится предмет на поверхности воды. Таким образом, вы достанете железные предметы из водоема.
2 опыт «Гонки».
Воспитатель:
- Как можно без волшебства заставить машинки двигаться?.
Предположения детей: с помощью рук, подуть, с помощью магнита…
- Из чего сделаны у меня машинки? (из бумаги). Магнит притягивает бумагу? (нет). На ваших машинках есть металлическая скрепка. Как вы думаете, магнит их притянет? (да). Давайте попробуем заставить двигаться машины. Поставьте машинки «на старт», а магнит положите под крышку стола, под машинку и двигайте магнетитом по столу, где нарисована дорога. Обратите внимание, дорога может быть волнистой, прямой, ломаной. Вам нужно доехать до «финиша».
- Для выполнения этих опытов я предлагаю вам разделиться на 2 группы. Вспомните, у нашего магнита есть 2 полюса, обозначенные красным и синим цветом. Первая группа - синий цвет - делает первый опыт. Вторая группа – красные кружочки – выполняет второй опыт.
- Давайте обсудим результат наших опытов:
• Что вы делали?.
• Что получилось?
• Какие препятствия преодолела магнитная сила?
Дети делают вывод: сила магнита может преодолевать различные препятствия.
2 свойство. Магнитная сила действует сквозь стекло, воду, препятствия.
Сообщение ребенка об использовании силы магнита.
Шкарина Маша:
- Благодаря своей способности притягивать предметы под водой, магнит используют при строительстве и ремонте мостов, с помощью магнита удобно прокладывать под водой трубы газопровода или держать в воде под рукой инструмент во время работы. С помощью магнита чистят реки, моря, пруды от железных предметов, достают затонувшие корабли. Достают упавшие в воду бочки с бензином, они доставляют опасность природе.
Физминутка.
Воспитатель:
- Лосяш предлагает вам поиграть в игру «Притянет, не притянет».
Воспитатель:
- Ребята, мы с вами уже познакомились с некоторыми свойствами магнита. Но впереди нас ждет новое задание от Лосяша. Давайте снова вернемся в его лабораторию. Лосяш предлагает еще поэкспериментировать с магнитом. Рассмотрите внимательно подковообразный магнит. У каждого магнита, даже самого маленького, есть два полюса. южный (S) и северный (N). Северный полюс принято окрашивать в синий цвет, а южный в красный цвет. Возьмите 2 магнита. Поднесите друг к другу одинаковыми полюсами (одного цвета). А теперь поднесите разноокрашенные полюса магнитов, что вы видите? Расскажите.
Дети экспериментируют и делают вывод: полюса одинакового цвета отталкиваются, а разного – притягиваются.
3 свойство. Полюса одного цвета магнита отталкиваются. Полюса разных цветов притягиваются.
Воспитатель:
- Где используется свойство полярности магнитов, нам расскажет Лиза.
Сообщение ребенка об использовании силы магнита.
Васанова Лиза:
- Это свойство магнитов используют на железных дорогах в Японии и Китае. Некоторые скоростные поезда не имеют колес. Внутри поезда и на рельсах устанавливают мощные магниты, которые повернуты друг другу одинаковыми полюсами, получается так называемая магнитная подушка, такие поезда практически летят над рельсами и имеют огромную скорость. давайте вспомним с вами с какими свойствами магнита мы познакомились? магниты притягивают только некоторые металлы. Магнитная сила проходит через предметы и вещества. Разные полюса магнитов притягиваются,а одинаковые отталкиваются.
Воспитатель:
- Ребята, мы с вами сегодня работали в лаборатории Лосяша. Давайте, еще раз повторим, какими свойствами обладает магнит…
- Вы часто сталкиваетесь с магнитами в обычной жизни. Назовите, в каких предметах используется сила магнита? Где еще можно встретить магнит? (ответы детей)
- Лосяшу очень понравилось, как вы работали, и он предлагает еще прийти к нему в лабораторию и поэкспериментировать с магнитом.