НОД по развитию речи, ознакомлению с окружающим и обучению грамоте в старшей логопедической группе

Оксана Коростелева
НОД по развитию речи, ознакомлению с окружающим и обучению грамоте в старшей логопедической группе

Программные задачи: Упражнять в подборе синонимов и антонимов, определений к заданным словам. Формировать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде. Закреплять умение проводить звуковой анализ слова, определять место нахождение звуков в слове, количество слогов в слове. Формировать навык составления предложений. Развивать связную речь детей. Продолжить работу по активизации и уточнению словаря детей.

Развивающая среда: воздушный шар, конверт (с письмом и разрезной картинкой волшебника, корзинка с мячами (на каждом мяче цифра от 1до 7, картинки животных (волк, лиса, заяц и медведь, "лес"- деревья и белка (декорация, картинка для звукового анализа слова КЛАД, буквы с цифрами (РОМАШКА, ромашки из бумаги (на обратной стороне цифра, шкатулка с конфетами. Карта.

Ход занятий:

Воспитатель: Прислушайтесь. Вы ничего не слышите? Кто это так тихо прошагал за окном?

Кто пришёл так тихо-тихо?

Ну, конечно, не слониха,

И, конечно, бегемот

Тихо так пройти не мог.

И никто из вас не слышал,

Как листок из почки вышел,

И услышать не могли вы,

Как зелёные травинки,

Сняв зелёные ботинки,

Тихо вышли из земли.

И подснежник тихо вышел.

И повсюду тишина.

Это значит, это значит:

Тише всех пришла весна.

Вот и к нам пришла весна. Вы уже догадались, что говорить мы сегодня будем о весне. Вы знаете, что у каждого слова есть слова-родственники. Этой зимой было много снега.

Подберите слова-родственники к слову «снег» (снежок, снежинка, снежная, подснежник).

А сейчас найдите родственников к слову «весна» (весняночка, веснушки, весенние и т. д.). О чём можно сказать «весенний»? (ручей, дождь, день, сад). «Весенняя»? (вода, лужа, капель, проталинка, река). «Весеннее»? (облако, настроение, солнце, небо, утро)

Придумайте определения к слову «весна». Какая она? (тёплая, красивая, добрая, ранняя).

Как можно ласково назвать солнце? (солнышко). Молодцы! Вот сколько хороших и красивых слов мы вспомнили!

Дети встают в круг. Воспитатель и дети проговаривают слова с движениями рук:

– Солнце, воздух и вода – наши верные друзья!

Воспитатель: Ребята, наши верные друзья дружат с нами всегда во все времена года. И особенно весной!

Воспитатель: Какое эмоциональное состояние у вас в это время года?

Дети: Состояние радости, веселья, хорошего настроения!

Воспитатель: Почему у Насти блестят глаза? (Потому что весеннее солнце ярко светит в глаза).

– Отчего у Илюши такая добрая улыбка? (Потому что мне подарили подснежники)

–Дима, у тебя хорошее настроение, ему ты радуешься? (Да, я радуюсь, потому что слышу звонкое пение птиц)

Воспитатель: Хорошо! Молодцы! Но хорошее настроение может быть не только от времени года и его особенностей. Согласны ребята? Отчего же у нас с вами отличное настроение?

Дети: К нам в группу пришли красивые, добрые люди. Нам очень приятно с ними общаться!

Воспитатель: Повернитесь к ним лицом и пожелаем им и друг другу здоровья, добра и душевного тепла!

Воспитатель: Ребята, много раз мы с вами устраивали интересные занятия, но вот такого плаката я что-то в нашей группе не замечала раньше. Прочитайте, пожалуйста, что написано здесь, на плакате.

Дети читают: Земля – наш дом, мы хозяева в нём!

Воспитатель: Да, ребята, наш дом планета Земля! Мы, люди, живём на ней. Посмотрите, а кто ещё живёт вместе с нами на Земле?

Дети рассматривают ковролин или карту (с животными, птицами, растениями, рыбами, насекомыми, глобус и отвечают на вопросы.

Воспитатель: Молодцы! Вы внимательно рассмотрели всех живущих на Земле рядом с человеком. А подумайте и скажите, кто важнее всех в этой жизни на Земле?

Инсценировка «Кто важнее всех на Земле».

1 ребенок: Я – солнышко, самое главное. Всем нужно моё тепло.

2 ребенок: Я – вода, главнее. Без меня вы погибнете от жажды.

3 ребенок: Я – воздух, всё живое дышит. Без меня не было бы жизни. Я самый важный.

4 ребенок: Я – почва. Я самая важная. Пусть будет солнце, воздух и вода, но без меня ничего не вырастет.

5 ребенок: Я – растение, земли украшение.

6 ребенок: Я – насекомое, я тебя опыляю.

7 ребенок: Я – заяц, травоядное животное.

8 (воспитатель): Я – человек, могу управлять водой и ветром, распахать землю, посадить растение, разводить животных.

Воспитатель: Да, ребята, на Земле мы зависим друг от друга, поэтому нужно жить дружно и беречь природу. Ребята, а какую форму имеет планета Земля? (ответы детей).

А из чего состоит планета Земля? (Ответы детей).

Воду представляют на Земле океаны, моря, реки, озёра, а на суше живут люди. На Земле живут разные народы, говорят они на разных языках: японцы – на японском, китайцы – на китайском, а мы с вами «россияне» говорим на русском языке. Но чтобы общаться с другими народами, мы учим иностранные языки. В нашем детском саду вы учились чисто и красиво говорить, правильно произносить все звуки, познакомились с русской азбукой. В этом вам помогали трудолюбие, терпение и настойчивость….

Подаются сигналы (запись) и диктор говорит: "Внимание, внимание! На нашей планете замечен неопознанный летающий объект!

В группу залетает воздушный шар (наполненный гелием, а к ниточке привязан конверт.

- Ребята, посмотрите, что это такое? (конверт не подписан). Странный какой-то конверт, на нём ничего не написано.

- Давайте откроем конверт и посмотрим что там, (Воспитатель открывает конверт, в конверте лежит разрезная картинка и письмо).

- В конверте лежат разрезные картинки, давайте мы их сейчас соберём и тогда может быть узнаем от кого оно. (Дети собираю картинки, на картинке изображен волшебник).

-Всё ясно, значит, письмо нам прислал Волшебник. Теперь мы можем с вами его прочесть.

(Воспитатель читает письмо).

"Здравствуйте дорогие ребята! Хочу поздравить вас, ведь вы идёте в школу. И по такому замечательному поводу, я приготовил для вас сюрприз, вы сможете его найти, если пройдёте все испытания. Задания будут сложными, но интересными; выполнив их, вы узнаете, где лежит клад. Вы готовы к путешествию? Тогда удачи. Даю подсказку:

Мячики лежат в лукошке,

А лукошко у окошка".

(Дети находят корзину с мячами, на каждом мячике цифра, а цифры соответствующие цифрам на мячах заранее расположены по всей группе, за каждой цифрой закреплено задание, которое надо выполнить.)

- Ну что ребята начнем путешествие? (один из ребят достаёт мяч.)

По ходу всего путешествия ребята достают мячи и выполняют задания.

Задание N 1

Игра "Загадки-отгадки"

1."Летом бродит без дороги

Между сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос".

(Медведь) 3. "Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая - для лета,

Для зимы - другого цвета".(Заяц)

2. "Серый, зубастый,

По угодьям рыщет,

Кого съесть ищет".(Волк) 4. "Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живёт,

В деревне кур крадёт".(Лиса)

(по мере того как дети отгадывают загадки, воспитатель выставляет картинку с этим животным, затем дети считают сколько они отгадали животных)

Игра "Из какой сказки?"

(После того как дети отгадали загадки, воспитатель предлагает вспомнить сказки, в которых есть эти персонажи: волк, лиса, медведь и заяц.)

- Молодцы ребята, вы справились с этим заданием.

Задание N 2

Дети попадают "в лес" (оформление из искусственных деревьев или деревья нарисованные на ватмане, а рядом сидит белка-игрушка).

-Ребята, похоже, мы оказались с вами в лесу.

-Что мы видим с вами в этом "лесу"? (дерево и белку)

-Давайте мы сейчас с вами сделаем, столько шагов вперёд, сколько слогов в слове белка, а назад столько, сколько слогов в слове дерево.

Затем, детям предлагается составить предложения с этими словами.

Физкультминутка

Мы сначала будем топать,

А потом мы будем хлопать,

А потом мы повернёмся

И все вместе улыбнёмся.

Задание N 3

Игра "Буквы заблудились"

(Нарисованы буквы, под ними цифры)

.- Посмотрите ребята, сколько у нас в группе красивых ромашек.

- Расставьте цифры по порядку от 1 до 7, и прочитаем, что получится, (дети расставляют буквы вместе с цифрой по порядку). Ребята, здесь написано какое-то слово, я не могу его прочитать, помогите мне, пожалуйста.

- А получилось слово - РОМАШКА.

- Сколько слогов в слове - РОМАШКА? (3 слога)

- Какой мы слышим первый звук в этом слове? (звук [p]). Назовите слова в которых есть звук [p].

А какой последний звук в этом слове? (звук [a]). Назовите слова со звуком [a].

Ребята, а теперь послушайте загадку:

Воспитатель: Буквы – значки, как бойцы на парад

В чётком порядке построены в ряд.

Каждый в условном месте стоит

А называется он – … алфавит (ответ детей)

Задание N 4

-Ребята, что нарисовано на этой картинке?

(На доске висит картинка, обозначающая слово клад.)

Воспитатель предлагает детям сделать звуковой анализ слова КЛАД. (Дети рассаживаются за столы, и каждый работает в кассах, один ребёнок, который закончил первым, работает у доски)

-Сколько звуков мы слышим в слове клад?

Какой первый звук в этом слове? (звук [к], твёрдый согласный звук). Какой фишкой мы обозначаем этот звук (синей фишкой).

Какой второй звук в этом слове? (звук [л],твердый согласный звук, обозначается синей фишкой).

Какой третий звук в слове клад? (Звук [a], гласный звук, обозначается красной фишкой).

Какой четвёртый звук мы слышим в этом слове? (Звук [T]- твёрдый согласный звук, обозначается синей фишкой).

-Ребята, я хочу открыть вам секрет, что в слове клад мы слышим Т, а пишем Д.

-Молодцы ребята, вы очень хорошо справились с этим заданием.

Задание № 5

Давайте перечислим все буквы алфавита? (дети перечисляют)

Ребенок:

Как хорошо уметь читать

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти

«Прочти, пожалуйста, прочти!»

Не надо умолять сестрицу

«Ну, прочитай ещё страницу»

Не надо ждать, не надо звать,

А можно взять и почитать.

Воспитатель: Ребята, а вот сейчас мы с вами и почитаем: Детям предлагается задание № 6 «Прочти по слогам».

Воспитатель: Молодцы! А теперь следующее задание № 7: (выполняется за столами индивидуально) Назовите картинку словом, определите первый звук. Найдите эту букву в кассе, поставьте её под картинкой. А затем все буквы соедините и разгадайте

название месяца, в котором вы пойдёте в школу.

СТУЛ – ЕЛЬ – НОЖНИЦЫ – ТЕЛЕФОН – ЯБЛОКО – БАРАН – РАК – Ь

С Е Н Т Я Б Р Ь

Воспитатель: Умницы! Прекрасно работаете!

А теперь мы поиграем: Дидактическая игра «Назови несколько». Я называю предмет. Который вам пригодится в школе. А вы называете несколько таких предметов. Например, ручка - ручки, учебник…., портфель…карандаш….пенал….рюкзак, фломастер, тетрадь, линейка, альбом…

- Ребята, вот и прошли мы все испытания, кончились и все наши мячики, да только не понятно где клад? Давайте, заглянем в корзину повнимательней. (Дети находят на дне корзины цветной круг, на нём написано место нахождения клада)

"Ребята! Вы просто молодцы! Раз вы нашли это послание, значит, вы справились со всеми моими заданиями. Ну а теперь внимание! Чтобы найти клад, вы должны сделать 2 шага вперёд, 3 шага влево, и т. д.::::.

С наилучшими пожеланиями. Волшебник"

Дети находят клад. (Там лежат конфеты).

Публикации по теме:

Итоговая интегрированная НОД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1506» Тема: «Мир.

Конспект занятия по развитию речи и по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Проделки Бабы Яги» Воспитатель. Ребята, а вы не знаете, где наша няня Гуля Намиковна. Куда она ушла? Может кто-то ее видел? Приходит СМС. (на телевизоре).

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе «Наша станица. Звук [Ш]» Коррекционно-образовательные цели. Активизация и актуализация словаря по теме «Наша станица». Совершенствование грамматического строя.

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Путешествие в страну красивой речи» Ход образовательной деятельности: 1. Вводная часть Организационный момент. Воспитатель: Здравствуйте,дети! Я рада видеть вас. Давайте поздороваемся.

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе «Посылка с сюрпризом от Деда Грамотея» Задачи: Определить уровень овладения детей звуковым анализом (определение последовательности звуков в словах, порядкового места звука в.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе «Моя семья» Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в подготовительной группе на тему: «Моя семья» Цели: 1. Закрепить.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Научная лаборатория
  • Дикие животные
Автор публикации:
НОД по развитию речи, ознакомлению с окружающим и обучению грамоте в старшей логопедической группе
Опубликовано: 21 августа 2018 в 21:34
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе «ДОМ, в Котором...
Задачи: 1. Расширять представления об окружающем мире, о доме, семье, близких людях, которые живут вместе. 2. Способствовать умению рассказывать о своей...
Ручной труд в подготовительной группе-пришивание пуговиц
Цель: Познакомить детей с историей создания пуговиц. Упражнять детей в пришивании пуговицы с двумя дырочками. Развитие мелкой моторики пальцев рук,...
Сегодня православные отмечают праздник архангелов Михаила и Гавриила
егодня православные отмечают праздник архангелов Михаила и Гавриила Этот день в народе называют праздником «Святых Архангелов», «Святых воевод». Они...
«музыкальный уголок»
В нашем детском саду прошел конкурс музыкальных уголков. В этом конкурсе принимало участие 11 групп нашего детского сада. В нашем уголке...
Консультация для родителей «Это грозное слово «Нельзя!»
Консультация для родителей «Это грозное слово «Нельзя! » Почти всегда, обращаясь к ребенку, взрослый начинает свою речь со слова «нельзя». Нельзя того,...