Харитова Вера
НОД по развитию речи «Путешествие в прошлое Донского края» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: - Ознакомление детей с жизнью, бытом и культурой Донского
Казачества.
- Формировать знания об истории казачества у детей.
- Прививать уважение к традициям, воспитывать чувства патриотизма
и любви к Родине.
Словарная работа: глэчик, курень, макитра, узвар,
чугунок.
Демонстрационный материал:
Иллюстрации курень, печь, макитра, и глэчик, чугунок.
Ход:
Казачка: Здорово дневали. Здорово ночевали.
В нашем курене светло. Здесь веселье и добро.
Публикация «НОД по развитию речи „Путешествие в прошлое Донского края“ в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Республика, область, край. Список городов
- Средняя группа
- Темочки
Вот так здоровались донские казаки - наши предки. Предки, это родители наших бабушек и дедушек.
Ребята, а вы знаете, что это? (показываю на курень). Курень это изба, в которой жили донские казаки.
Большую часть времени казаки проводили на войне. А вы знаете пословицы про казаков? –Где враг, там и казак.
-Казачьему роду нет переводу.
-Казак сам не поест, а коня накормит.
- Казак без коня, что солдат без ружья.
- Терпи, казак – атаманом будешь.
- Казаку конь себя дороже.
- Казак с пелёнок на лошади.
- Дон тихий, а слава о нём громкая.
Казачка хвалит детей.
Казачка: Я вам сейчас расскажу, чем я занимаюсь дома (хожу к колодцу, стираю и глажу бельё, готовлю еду, пеку хлеб.)
Еду готовили в чугуне (повторите, молоко хранили в глиняном сосуде, который называется глэчик (повторите). Чтобы испечь пироги, нужно замесить тесто, посуда в которой замешивают тесто называется макитра. Макитра- это чаша из глины (повторите).
Давайте и мы с вами замесим тесто. Игра «Тесто».
Играющие встают в хоровод. На слова : «Месим, месим, месим тесто.» Все движутся в центр круга, делая руками круговые «замешивающие» движения. Со словами : «Раздувайся пузырь, раздувайся большой, оставайся такой да не лопайся.» Все максимально расходятся от центра, стараясь удержать руки сцепленными. Та пара, что разомкнула руки встаёт в круг.
Казачка: Вот тесто и готово сейчас мы с вами будем лепить пирожки (лепка). Пирожки вы на лепили, что же с ними дальше делать? Я загадаю загадку, а вы подумайте. «Стоит изба из кирпича,
То холодна, то горяча…» (печь)
Правильно это печь кормилица. Она обогревала всех долгими зимами. Приготовленные в печи кушанья отличаются особым вкусом и ароматом, а какие блюда вы знаете? (называют).Давайте погреемся на печи (физ. минутка). - Ча-ча-ча, ча-ча-ча (хлопки в ладоши перед собой)
- Печка очень горяча (шаг на месте)
- Чи-чи-чи, чи-чи-чи (хлопки над головой)
-Греют печку кирпичи (прыжки на месте).
Ребята садитесь. Из напитков гостям подавали узвар (повторите). Это компот.
Сегодня вы узнали много новых слов. Давайте их вспомним. Я буду вам описывать предмет, вы будите называть его.
Как называется дом, в котором жили казаки? (курень)
Кувшин в котором, молоко долго не прокисает? (глэчик)
Глиняная посуда для замешивания теста? (макитра)
В чём готовили еду? (чугунок).
Как назывался компот? (узвар).
Казаки и казачки любили праздники и были гостеприимные, те кто к ним в гости с миром и добром приходил они встречали хлебом-солью. Поэтому по старому казачьему обычаю угощаю вас пирожками.