Анна Гостар
НОД по развитию речи в старшей группе «Расскажи мне о весне»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Расскажи мне о весне»
Составила: воспитатель Гостар Анна Иннокентьевна
Возраст: старшая группа, 5-6 лет
Цель: Развивать у детей умение составлять описательно-повествовательные рассказы по картинкам о весне.
Задачи:
Обучающие:
- продолжать обучать составлению описательно-повествовательных рассказов по картинкам о весне.
Публикация «НОД по развитию речи в старшей группе „Расскажи мне о весне“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- составлять сложные предложения.
- образовывать сравнительные обороты, подбирать слова –определения к слову солнце.
- устанавливать причинно-следственные связи (последовательность пробуждения природы весной).
Развивающие :
- развитие представления детей о временах года, о значении солнца в пробуждении природы веной.
- развитие словаря
- развитие мелкой моторики
- развитие творческих навыков
Воспитательные:
- Вызвать у детей эмоциональное отношение к времени года - весне
- умение договариваться, помогать друг другу
- умение доводить начатое дело до конца
Материалы и оборудование: Бабушка - загадушка, мультимедийное оборудование, картинки: лампочка, костер и солнце, обруч с желтыми лентами, индивидуальные карточки «Найди лишнее» по количеству детей, простые карандаши, эмблемы – «веснянки».
Ход образовательной деятельности:
I. Организационный момент.
1) Мотивация.
Воспитатель: Дети давайте поиграем в игру «Да и нет». Встаньте в круг. Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать при помощи движений. Если хотите ответить «да» - хлопаете в ладоши, если ответ «нет» - показываете указательным пальчиком-отрицание.
Игра «Солнышко»
Солнце на небе проснулось,
Нам, ребята, улыбнулось!
Глазки тихо закрываем,
Руки к небу поднимаем.
Лучи солнышка возьмем
И к сердечку поднесем.
Я держу в ладошках солнце,
Я дарю его друзьям.
Улыбнитесь, это просто.
Лучик солнца – это вам!
2) Проблемная ситуация.
Входит Бабушка-загадушка.
- Здравствуйте, ребята! Я – Бабушка-загадушка.
Я прочитаю вам сказку, да не простую, а с тайной! Читает сказку.
«Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, Лето и Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: три месяца – Зима, три месяца-Весна, три месяца – Лето и три месяца – Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступить место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали топить печи, чтоб хоть немного согреться. Забеспокоились Лето и Осень. А Весна сказала : «Не беспокойтесь, у меня есть чудо, которое поможет победить холод.»
Ребята, а дальше вы сами должны угадать, какое чудо поможет Весне победить холод. А мне пора в сказку возвращаться. (уходит)
Воспитатель: Ребята, Бабушка – загадушка оставила нам картинки, на которых нарисованы лампочка, костер и солнце (показывает).
Как вы думаете, что из этих картинок может быть чудом, которое поможет Весне?
Дети: Это чудо- Солнце!
II. Основная часть
Словесная игра «Подбор слов-признаков к слову Весна (какая, Солнце».
Воспитатель: Весна какая?
Дети: Солнечная, красивая, теплая, милая
А какие признаки весны вы знаете? Назовите их.
Дети: ярко светит солнце, начинает тает снег, текут ручьи, звенит капель.
Ребята, вы сказали, что чудо, которое поможет весне победить –это солнце.
А какое Солнце?
Дети: Яркое, теплое, горячее, золотое, лучистое и доброе.
Словесная игра «Сравни и назови»
На стенде картинка Солнце».
Воспитатель: С чем можно сравнить солнышко?
Я начну предложение, а вы его закончите:
Солнце желтое, как … одуванчик, цыпленок.
Солнце круглое, как …мячик, колесо, блюдце, блинчик.
Солнце ласковое, как …мама, котенок, бабушка.
Солнце горячее, как … фонарики, лампочка.
Солнце яркое, как …фонарик, лампочка, люстра.
Воспитатель: - Молодцы, дети, на все вопросы ответили правильно. Теперь давайте отдохнём и проведём
Физкультурную минутку - «Солнышко».
Солнышко, солнышко, золотое донышко!
Гори, гори ясно, чтобы не погасло (идут по кругу)
Побежал в сад ручей (бегут по кругу)
Прилетели сто грачей (машут руками)
А сугробы тают, тают (приседают)
А цветочки подрастают (руки вверх).
Садитесь.
Воспитатель: Ребята, а вы думаете сказка закончилась? Конечно нет! И мы с вами оказались на полянке.
Воспитатель:
Ребята, посмотрите какая красивая полянка. Отгадайте загадку:
На проталинке в лесу
Первым встретил я весну.
Я мороза не боюсь,
Первым из земли пробьюсь. (подснежник)
Да первый весенний цветок в нашем лесу – это подснежник.
(на ковре разложены подснежники, а под ними карточки с заданиями)
Но прежде чем сорвать подснежники, нужно выполнить задания.
Составь предложения по картинкам, по плану - схеме.
(каждый ребенок берет картинку и составляет предложение о весне)
Воспитатель: А можно ли из этих предложений составить рассказ?
Когда предложения возьмутся за руки, что получится? О чем может быть рассказ из этих предложений? (о весне)
(Дети договариваются между собой, чье предложение будет первым в этом рассказе)
Картинки с изображением весенних явлений природы.
Дети: ярко светит солнце, начинает таять снег, текут ручьи, звенит капель.
Еще раньше, чем появились листочки, появились из-под снега первые цветы: подснежники, крокусы, мать–и-мачеха. А потом зазеленела молодая трава, и появились листья на деревьях.
Игра «Найди лишнее»
Детям предлагается индивидуально на карточках рассмотреть изображенные на картинке предметы, назвать их, зачеркнуть лишние картинки, не подходящие Весне.
- Но с начало мы разбудим наши пальчики – пальчиковая гимнастика «Цветок».
Вырос весенний цветок на поляне,
Утром весенним раскрыл лепестки.
Всем лепесткам красоту и питание
Дружно дают под землей корешки.
(Руки в вертикальном положении, кулачки прижаты друг к другу, медленно разжимаем пальцы из кулачков. На вторую строчку развести пальчики и слегка округлить их. На третью – ритмичное движение пальцами вместе – врозь. На четвёртую - ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести.)
Дети: сопровождая свое действие речью (Я зачеркнул цветок ромашку, потому что он лишний, весной эти цветы не растут, по очереди объясняют свой выбор.
Игра «Я люблю весну…»
Воспитатель: Вы любите весну? Сейчас каждый из вас скажет, за что вы любите весну? Как только вы об этом скажите – потяните за ленточку, которая лежит внутри обруча.
На полу лежит обруч с прикрепленными к нему желтенькими лентами, ленты внутри обруча.
Дети произносят по предложению:
Я люблю весну за … веселую звонкую капель.
Я люблю весну за … первые цветы-подснежники.
Я люблю весну за … звонкое пение птиц.
Я люблю весну за … цветение садов.
Я люблю весну за …яркое солнце.
Воспитатель: Посмотрите, что у нас получилось?
Дети: Солнце.
Воспитатель: - А вы его добрые, умные лучики, от которых всем тепло и радостно.
III. Заключительная часть
Воспитатель. А теперь давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на занятии.
Дети:
- говорили о приметах весны.
- составляли предложения по картинкам
- составляли рассказ из предложений
- играли.
Воспитатель. Молодцы! Вы все хорошо запомнили. И поэтому весна приготовила вам подарки.
Педагог раздает детям яркие «веснянки» – эмблемы. Это ваша награда за то, что вы помогли Весне победить холод.