Марина Харитонова
Конспект НОД «Волшебная вода, узнаем мы тебя» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: прививать интерес к исследовательской деятельности
Задачи:
Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, уточнить значение воды для всего живого на земле.
Развивать любознательность, мышление и речь детей, ввести в активный словарь детей слова: бесцветная, безвкусная, прозрачная.
Развивать у детей познавательный интерес, через знакомство с техникой проведения опытов с водой; развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы; умение общаться со сверстниками во время проведения опытов. Воспитывать умение бережно относиться к воде.
Публикация «Конспект НОД „Волшебная вода, узнаем мы тебя“ в старшей группе» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Оборудование: стаканчики; стаканчики с питьевой водой, бутылочки, соломинки (на каждого ребенка) ; воронки, узкие высокие стаканы, округлые сосуды, широкие миски, ковшики, вода, подносы; мука, сахарный песок, речной песок, краски, кофе, ложки или палочки, лимон.
Предварительная работа: чтение художественной литературы по теме «Вода» (стихи, загадки, пословицы, поговорки) ; наблюдение на прогулке; беседы о воде, ее роли в жизни человека; рассматривание иллюстраций на тему «Вода»; проведение опытов с водой (превращение снега в воду, воды в лёд, окрашивание воды).
Ход занятия:
Дети входят в группу.
Воспитатель:
— Доброе утро я вам говорю,
Доброе утро! Я вас всех люблю!
Желаю вам хорошо заниматься
Слушать внимательно, ума набираться.
— Ребята, я приготовила вам интересные загадки. Вот первая загадка. Подойдите к столу (дети находят на столе коробку, с боку которой имеется круглое отверстие).
— Потрогайте одной рукой то, что лежит внутри коробки, но отгадку не говорите, держите в секрете («в кулачке»).
— Вот вторая загадка — звуковая (шум морского прибоя, всплеск волн).
— А сейчас скажите мне: что было в коробке и что за звуки вы услышали? О чем пойдет речь на сегодняшнем занятии? (ответы детей).
— Да, верно, в коробке был кусочек льда, который в ваших ладошках быстро превратился в воду и звуки морского прибоя вам тоже знакомы. Речь на сегодняшнем занятии пойдет о воде.
Ребё нок:
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить,
Без воды нам не прожить. (Н. Рыжова)
Воспитатель:
— Верно, о воде еще говорят -водица-живица, то есть вода- это жизнь.
-Ребята, а для чего нам нужна вода?
- И где дома мы применяем воду (или сам ребенок, или родители).
Ответы детей: чистим зубы, умываемся, моем посуду, пьем чай, варим обед, ужин, поливаем цветы, заполняем аквариум и многое другое.
-Сегодня я вас приглашаю вступить в клуб «Юные лаборанты» и предлагаю вам заняться исследованием воды. Согласны?
Ответы детей.
Воспитатель. Сейчас пройдемте в нашу лабораторию и приступим к нашим исследованиям.
-Но вначале, нам хотелось бы послушать стихи о воде:
Ребё нок: Вода всегда и всем нужна,
Она прозрачна и чиста.
Она бежит, течет и льется,
Из речки, крана и колодца.
А так же мокрая она.
И кто с водой не осторожен
Намочит быстро их она.
Ребё нок: Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг?
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего мы, скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели.
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без…. ВОДЫ.
Опыт № 1 «Вода – это жидкость».
Ребё нок- лаборант: Вода – это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь- в стакан, в ведро, в вазу, в бутылку, в тарелку.
Её можно вылить, перелить из одного сосуда в другой.
(ребёнок переливает воду из одного сосуда в другой).
Вывод: вода – это жидкость, её можно наливать, переливать.
Опыт № 2 «Вода не имеет вкуса».
Ребё нок: Есть ли вкус у простой воды? Я пробую воду. Вкуса я не почувствовал. Я думаю, что у воды вкуса - нет.
Ребё нок: А теперь и вы попробуйте, через соломинку попить воду. Есть ли у нее вкус?
Дети выполняют задание.
Ребё нок: А если мы добавим в стаканчик с водой кусочек лимона, (дети добавляют, что изменилось?
Ответы детей: вода стала кислая. Мы изменили вкус воды.
Ребё нок: А теперь возьмите ложечки и насыпьте в воду сахарный песок, размешайте и попробуйте на вкус, изменился вкус?
Ответы детей: вода стала сладкая.
Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная и оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.
Ребё нок: а как вы думаете, у воды есть запах?
Ответы детей.
Ребё нок: Перед вами на столе лежит кофе, попробуйте насыпать в стаканчик с водой кофе и понюхать, пахнет вода?
Ответы детей: вода пахнет кофе.
Вывод: чистая вода без запаха, но если в нее добавить что – либо, она принимает тот запах. В нашем случае, вода приняла запах кофе.
Дети садятся на стульчики.
Опыт № 3 «Вода не имеет формы».
Перед детьми различные сосуды.
Ребё нок-лаборант: Может ли вода иметь, какую – то форму?
Ответы детей.
Ребё нок-лаборант: Как это проверить?
Ответы детей. (налить в приготовленную посуду-сосуды).
Ребё нок-лаборант: Я заполняю сосуды водой. Чем удобнее наливать воду в узкий сосуд?
Дети: Ковшиком через воронку.
Вывод: жидкая вода не имеет формы, она принимает форму того сосуда, в котором находится.
Воспитатель: - Ребята, скажите, а в природе где можно встретить воду? (а в виде чего). Сейчас встали все в круг и вместе с Олей сделаем пальчиковую гимнастику «Дождик».
Воспитатель: -Молодцы ребята, немного отдохнули, нас ждут новые опыты.
Опыт № 4 «Что растворяется в воде?».
Ребё нок-лаборант: Как вы думаете, что произойдет, если в воду добавить сахарный песок?
Ребё нок-лаборант: добавляет сахар, перемешивает, и все вместе наблюдают, что изменилось.
Ребё нок-лаборант: Что произойдет, если мы в воду добавим речной песок?
Ребё нок-лаборант: добавляет к воде речной песок, перемешивает.
Ребё нок-лаборант: Изменилась ли вода? Стала она мутной или осталась прозрачной? Растворился ли речной песок?
Ответы детей.
Ребё нок-лаборант: Что произойдет с водой, если мы добавим в нее пищевую краску? Ребёнок добавляет краску, перемешивает.
Ребё нок-лаборант: Что изменилось?
Дети: Вода изменила цвет?
Ребё нок-лаборант: Растворилась ли краска?
Дети: Краска растворилась и изменила цвет воды, вода стала не прозрачной.
Ребё нок-лаборант: Растворится ли в воде мука?
Добавляет в воду муку, перемешивает.
Ребё нок-лаборант: Какой стала вода? Мутной или прозрачной? Растворилась ли мука в воде?
Воспитатель: Какие вещества у нас растворились в воде? Какие вещества не растворились в воде?
Ответы детей.
Вывод: вода растворяет вещества, но не все, (вода растворитель, но не все вещества в ней растворяются).
Опыт №5 «Лед – твердая вода»
Ребё нок: мы понаблюдаем за таянием льда и его превращением в воду. Возьмите кусочек льда в руки. Что происходит со льдом? Почему лед тает?
Ответы детей.
Ребё нок: А теперь вытрите руки салфеткой. Какими стали салфетки?
Ответы детей: Влажными.
Вывод : лед – твердая вода.
Опыт №6 «Газообразная вода - пар»
Воспитатель: Беру стакан с горячей водой и накрываю тарелкой. Дети наблюдают. Показываю тарелку. Что вы видите на стекле?
Ответ: Образовались капли воды.
Вывод: вода может превратиться в пар.
Подведение итогов и оценка результатов.
Игровое упражнение «Волны»
- А теперь встанем в большой круг и образуем небольшое море.
Физкультминутка.
«И вот перед нами море,
Бушует оно на просторе.
А в море высокая ходит волна
И вверх до небес и вниз до дна.
Качает вода соленая
Водоросли зеленые
Скачут дельфины
Подставляя солнцу спины
На волнах качаются
Солнцу улыбаются».
Дети садятся н стульчики.
Воспитатель: ребята, как вода попадает к нам в дом? (по трубам, из реки).
— Ребята, вы видели, какая вода течет в реке? (мутная, грязная, темная).
— А из крана течёт какая вода? (чистая, прозрачная).
— Что же за превращение происходит с водой? (её очищают).
— Чтобы попасть в кран воду очищают много машин и аппаратов. В каждом крупном городе имеются очистные сооружения, в которых поступающая вода из реки проходит специальную обработку, после чего чистая вода по трубам поступает в дома жителей. Да и дома у многих из вас есть фильтры для очистки воды (рассматривание иллюстраций).Таким образом, мы с вами пьем чистую воду.
— Итак, перед вами в стаканах вода. Через стенки стаканов видно, что вода грязная. И мы займемся тем, что постараемся в нашей лаборатории очистить воду.
Ребё нок-лаборант:
Первое, что мы сделаем, это смастерим фильтры. Для этого возьмем кусочек ваты и кусочек марли, свернутый в четыре слоя. Уложим вату и марлю в воронку. Воронку установим в чистый стакан. Тонкой струйкой будем вливать грязную воду в воронку с фильтром.
Воспитатель: — Сквозь прозрачные стенки стакана видно, что вода стала чище? Но такую воду еще пить нельзя. А чтобы добиться еще более хорошего результата при очистке воды, можно добавить в стакан с очищенной водой, например уголь. Оставить на некоторое время и снова профильтровать воду. Такая вода будет считаться хорошо очищенной. Но как много времени мы затратили на очистку всего нескольких стаканов воды. А взрослым людям, тем, которые трудятся на очистных сооружениях приходится затрачивать много сил и средств и времени для получения чистой воды. Поэтому воду нужно беречь и относиться к ней бережно.
Течет река издалека,
Течет река издалека,
Как хороша и глубока,
А может это океан?
Дошкольник Сидоров Иван
Забыл закрыть на кухне кран.
Воспитатель— Ребята, сегодня мы на занятие принесли с собой ведерко с водой. Это вода, которая накапала за ночь из приоткрытого крана. Куда мы денем эту воду? (польем цветы, вымоем игрушки, постираем кукольное белье). Верно, к воде мы будем относиться бережно. А чтобы вы всегда об этом помнили, вот этот знак (перечеркнутый кран, с капелькой воды) мы повесим в умывальной комнате.
— Давайте предложим нашим гостям послушать советы о том, как беречь воду (ответы детей — зря воду не лить; плотно закрывать кран; не играть с водой, которая течет из крана; не оставлять без надобности открытые краны).
Воспитатель: Молодцы, ребята, ваши советы очень важны.
Воспитатель: Ребята, что сегодня вы узнали? (свойства воды). Что запомнилось больше всего?
Воспитатель: Ребята, а вам понравились, как показывали опыты лаборанты?
Посмотрите, появилась весёлая капелька с медальками.
Воспитатель: Скажите, кому мы сегодня вручим их?
Воспитатель: вы все замечательно справились с заданиями, я очень вами горжусь, всем спасибо за участие в опытно – экспериментальной деятельности.